В.В.Маяковский. Жизнь и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:14, реферат

Описание работы

В реферате представлена биография писателя, особенности его творчества, анализ двух стихотворений.

Содержание

Биография___________________________________________________________________3

Творчество___________________________________________________________________6

Анализ стихотворения «Лиличка»_______________________________________________9

Анализ стихотворения «Послушайте!»__________________________________________11

Заключение_________________________________________________________________13

Приложения

Работа содержит 1 файл

Реферат Маяковский.docx

— 70.45 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по литературе

на тему: «В.В.Маяковский. Жизнь и творчество» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  ученик 11б класса

школы №52 г. Кирова

Перминов  Александр 

Содержание

Биография___________________________________________________________________3

Творчество___________________________________________________________________6

Анализ стихотворения  «Лиличка»_______________________________________________9

Анализ стихотворения  «Послушайте!»__________________________________________11

Заключение_________________________________________________________________13

Приложения

  • Приложение 1_________________________________________________________14
  • Приложение 2_________________________________________________________15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография

     Владимир  Маяковский родился в селе Багдади, в Грузии, в семье Владимира Константиновича Маяковского, служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдадском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко, из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. Также у него было две сестры: Людмила и Ольга, и брат Константин, который умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины. В родословной Маяковского — писатель Григорий Данилевский, который в свою очередь имел общие родственные корни с семьями А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. В июле 1906 года от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок.

     После похорон отца Маяковский вместе с  матерью и сёстрами переехал в Москву, где поступил в 4-ый класс 5-ой классической гимназии (ныне московская школа № 91), где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака Шурой. В марте 1908 года был исключён из 5-ого класса за неуплату за обучение.

     В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил  в РСДРП(б). Был пропагандистом в  торгово-промышленном подрайоне, в 1908-9 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской  тюрьмы). По первому делу был освобожден с передачей под надзор родителей  по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения», по второму и третьему делу был освобожден за недостатком улик.

     В тюрьме Маяковский «скандалил», поэтому  его часто переводили из части в часть: Басманная, Мещанская, Мясницкая и, наконец, Бутырская тюрьма, где он провёл 11 месяцев в одиночной камере № 103.

     В тюрьме в 1909 году Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен написанным. Несмотря на столь критичное отношение, Маяковский именно с этой тетрадки исчислял начало своего творчества.

     Из  тюрьмы после третьего ареста он был  освобожден в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии. В 1918 году писал в автобиографии: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань».

     Маяковский  обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях  художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 году поступил в Московское училище  живописи, ваяния и зодчества —  единственное место, куда приняли без  свидетельства о благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический  круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение  называлось «Ночь» (1912), оно вошло  в футуристический сборник «Пощёчина  общественному вкусу».

     В 1913 году вышел первый сборник Маяковского  «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён  рисунками Василия Чекрыгина  и Льва Жегина и размножен литографическим  способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916). Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др., начали печататься в периодических изданиях.

     В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная  трагедия «Владимир Маяковский». Декорации  для неё писали художники из «Союза молодёжи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссёром и исполнителем главной  роли.

     В феврале 1914 года Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные  выступления. В 1914—1915 годах Маяковский работал над поэмой «Облако в  штанах». После начала Первой мировой  войны вышло стихотворение «Война объявлена». В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это  политической неблагонадёжностью.

     В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей  Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. В 1915—1917 годах Маяковский проходил военную службу в Петрограде в  автошколе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил  поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако  в штанах» по 50 копеек за строку и  напечатал. Антивоенная лирика: «Мама  и убитый немцами вечер», «Я и  Наполеон», поэма «Война и мир» (1915). Обращение к сатире. Цикл «Гимны»  для журнала «Новый Сатирикон» (1915). 1917 год — «Революция. Поэтохроника».

     17 декабря 1918 года поэт впервые  прочёл со сцены Матросского  театра стихи «Левый марш».  В марте 1919 года он переезжает  в Москву, начинает активно сотрудничать  в РОСТА (1919—1921), оформляет (как  поэт и как художник) для РОСТА  агитационно-сатирические плакаты  («Окна РОСТА»). В 1919 году вышло  первое собрание сочинений поэта  — «Всё сочинённое Владимиром  Маяковским. 1909—1919». В 1918—1919 годах  выступает в газете «Искусство  коммуны». Пропаганда мировой революции  и революции духа. В 1920 году  закончил писать поэму «150 000 000»,  в которой отражена тема мировой  революции.

     В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922 году — издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в котором  вышло несколько его книг. В 1923 году организовал группу ЛЕФ (Левый  фронт искусств), толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923—1925 годах вышло семь номеров). Активно печатались Н. Асеев, Б. Пастернак, О. Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, С. Третьяков, М. Левидов, В. Шкловский  и др. Пропагандировал лефовские  теории производственного искусства, социального заказа, литературы факта. В это время издаются поэмы  «Про это» (1923), «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» (1923) и «Владимир  Ильич Ленин» (1924). 

Годы гражданской  войны Маяковский считает лучшим временем в жизни, в поэме «Хорошо!»  благополучного 1927 года ностальгические  главы.

     В 1922—1924 годах Маяковский совершил несколько  поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; писал очерки и  стихи о европейских впечатлениях: «Как работает республика демократическая?» (1922); «Париж (Разговорчики с Эйфелевой  башней)» (1923) и ряд других. В 1925 году состоялось самое длительное его  путешествие: поездка по Америке. Позже  были написаны стихи (сборник «Испания. — Океан. — Гавана. — Мексика. — Америка».) и очерк «Моё открытие Америки». В 1925—1928 годах он много  ездил по Советскому Союзу, выступал в самых разных аудиториях.

     В 1922—1926 годах активно сотрудничал  в «Известиях», в 1926—1929 годах —  в «Комсомольской правде». Печатался  в журналах: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива»  и др. Работал в агитке и рекламе, за что подвергался критике Б. Пастернака, В. Катаева, М. Светлова.

     В 1927 году восстановил журнал ЛЕФ под  названием «Новый ЛЕФ». Всего вышло 24 номера. Летом 1928 года Маяковский разочаровался  в ЛЕФе и ушёл из организации и  журнала. В этом же году он начал  писать свою личную биографию «Я сам». С 8 октября по 8 декабря — поездка  за границу, по маршруту Берлин — Париж. В ноябре вышел в свет I и II том  собрания сочинений.

     Многие  исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую  жизнь пятиактному действу с  прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта  сыграла трагедия «Владимир Маяковский» (1913) и предсмертное письмо поэта «Всем» (12 апреля 1930 года). Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.

     В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и  неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать  трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским  писателем», каким он себя хотел  видеть. В 1929 году он пытался провести выставку, посвящённую 20-летию его  творчества, но ему всячески мешали. Личная жизнь поэта тоже обострилась.

     Именно  эти причины могли привести к  тому, что 14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский покончил с собой, выстрелом в  сердце из пистолета. Это произошло  в Москве, в доме № 3 по Лубянскому проезду, кв. № 12. Очевидно, это было самоубийство. Однако, вопреки посмертной просьбе самого поэта «В том, что  умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил», продолжаются спекуляции вокруг его смерти. Часто высказывается  версия об убийстве, однако дополнительные официальные экспертизы и расследования  каких-либо неоспоримых доказательств  этой версии не обнаружили. По опубликованным данным В. Скорятина, Лиля Брик, указанная как один из наследников в этой записке, была агентом ОГПУ.

     С 15 по 17 апреля через зал Клуба  писателей, где был выставлен  гроб с телом поэта, прошло сто  пятьдесят тысяч человек. 17 апреля состоялся траурный митинг и похороны.

     Творчество

     Творчество  Маяковского было экспрессивно и  метафорично («Пойду рыдать, что перекрёстком распяты городовые», «А вы ноктюрн  сыграть смогли бы на флейте водосточных  труб?»), сочетало энергию митинга  и демонстрации с лиричнейшей  камерностью («Скрипка издёргалась  упрашивая»), ницшеанское богоборчество  и тщательно замаскированное  в душе религиозное чувство («И я  воспевающий машину и Англию / Может  быть просто / Самого обыкновенного  Евангелия / Тринадцатый апостол»).

     В дореволюционном творчестве форсированная  до крика исповедь поэта, воспринимающего  действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914, поэмы «Облако в штанах», 1915; «Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916—1917). Вслед за «Флейтой»  было написано стихотворение, впервые  напечатанное в первом томе полного  собрания сочинений, «Лиличке!» (М., «Художественная  литература», 1953 год). Оригинальное творчество началось после знакомства с поэзией  символиста Андрея Белого. По признанию  поэта, всё началось со строки Андрея Белого «В небеса запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил молодого поэта  с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна, но решающее воздействие  оказал свободный стих Уитмена; нередко  можно встретить утверждение, что  стихосложение Маяковского уникально, и он не имел предшественников, но это  не совсем так. Маяковский не признавал  стихотворные размеры, он придумывал для  своих стихов ритм; полиметрические  композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая  задаётся графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько  строк, записываемых в столбик, а  с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая  стала «визитной карточкой» Маяковского. Лесенка помогала Маяковскому заставить  читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно.

     Связывают стих Маяковского и с литургическим  восьмигласием. Однако, в целом, это  абсолютно оригинальный поэт и среди  предшественников и на фоне всей последующей  поэзии. Призыв Маяковского: «Уважаемые поэты московские / Я в искусстве  правду любя, / Умоляю не делайте под  Маяковского. / Делайте под себя»  был излишним. «Под Маяковского» не удавалось и не удаётся никому, даже ближайшему ученику Николаю  Асееву.

     Благодаря мощному голосу, блестящим артистическим  способностям, могучему сценическому темпераменту и харизме он стал лидером  всех публичных выступлений футуристов. Однако, обладая объёмистым басом  богатого тембра, музыкальных способностей не имел, и петь не мог, только декламировал.

     После 1917 года Маяковский творил в бойком и энергичном ритме побеждающего социализма (пьеса «Мистерия-буфф», 1918, поэмы «150 000 000», 1921, «Владимир  Ильич Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927). Однако впоследствии в работах Маяковского  стали появляться тревожные и  беспокойные мысли, чувствоваться  опасение за Советскую Республику, автор изобличает пороки нового общества, недостатки нового строя (от стихотворения  «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). «Время митингов и собраний»  как нельзя больше способствует победоносному  шествию с эстрады в народ. В это время страна ещё едина в ожидании мировой революции, падения всех государств и эры всеобщей справедливости. Многие исследователи Маяковского утверждают, что в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней. Ещё одна особенность поэта — сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой. 

Показательно, что  строчки из американского цикла, написанные ещё в 1925 году:

Я хочу быть понят  родной страной, 
 а не буду понят- 
  что ж?! 
По родной стране 
 пройду стороной, 
  как проходит 
   косой дождь.

Автор тогда не решился включить в текст стихотворения, но в 1928 году опубликовал их в составе критической статьи, хотя и с извиняющимся пояснением: «Несмотря на всю романсовую чувствительность (публика хватается за платки), я эти красивые, подмоченные дождем пёрышки вырвал». Существует мнение, что даже в панегирической поэме «Хорошо» Маяковский издевается над парадным официозом. «Жезлом правит, что б вправо шёл. / Пойду направо. / Очень хорошо.» Возможно, это непроизвольная самопародия, но не исключено и предвестие постмодернистского «Милиционера» Пригова.

Информация о работе В.В.Маяковский. Жизнь и творчество