Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:26, контрольная работа
Охотник – всегда первый разведчик своего края. Счастье тому, кто встречал на заре своей жизни такого бывалого охотника, мудреца и поэта, влюблённого в красоту родных лесов и полей, знающего сложную и многообразную жизнь животных. Посидишь с ним в шалаше на утренней или вечерней зорьке, походишь по болотам, намокнешь под дождём, обсохнешь у костерка и хоть сам – то, может, ещё и ничего не добудешь, но зато, сколько увидишь, услышишь, узнаешь!
Введение
Охотник – всегда первый
разведчик своего края. Счастье тому,
кто встречал на заре своей жизни
такого бывалого охотника, мудреца
и поэта, влюблённого в красоту
родных лесов и полей, знающего сложную
и многообразную жизнь
Так пришёл в советскую литературу Виталий Валентинович Бианки. Более 35 лет шёл он этой тропой охотника – следопыта – писателя. Есть – по его образному выражению – среди людей переводчики с языка природы на наш человеческий язык. И к самому Бианки относятся слова, которыми он уже на закате жизни представлял читателям своих литературных учеников.
«Растения и животные, леса, и горы, и моря, ветра, дожди, зори, - весь мир вокруг нас говорит с нами своими голосами. Но мы ему не внемлем».
И есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребёнка смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам, и всё, что он рассказывает им о себе, переводит для нас на наш человеческий язык. И мы, люди, не утратившие любви к бессловесному миру, радуемся их рассказам, всё равно в стихах они или в прозе, сказка это или истового реалистическая повесть. Эти люди – поэты.
В своих сказках и рассказах они золотым ключом – волшебным ключом любви – открывают нам тайную сокровищницу земли – матери и солнца – отца – отца и матерей всей и всяческой жизни. А в той сокровищнице полно неведомых нам красот и чудес.
Детская литература, прежде всего, обращена к будущему поколению - детям. Она передает им опыт и мудрость, накопленную веками. Детская литература приближает детей к реальной жизни, показывает ее плохие и хорошие стороны. Детская литература - энциклопедия детской жизни. В этом ее особая познавательная ценность и притягательная сила для ребенка, который постигает в детской книге себя и свою жизнь. Ведь в детской книге героями являются сверстники детей.
Бианки Виталий Валентинович
(1894— 1959)
Бианки — фамилия итальянская, и предки писателя действительно были выходцами из Италии и Германии.
Бианки Виталий Валентинович [1] родился 11 февраля 1894 г. в Петербурге. Его отец Валентина Львовича Бианки [2] (1857 - 1920) был известным учёным-орнитологом, сотрудником Зоологического музея Академии наук. Одна его ветвь имела итальянские корни, другая - немецкие. Прадед Виталия Бианки был известным оперным певцом, который перед турне по Италии по настойчивым просьбам импресарио поменял расхожую немецкую фамилию Вайс на Бианки.
Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея, поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое — Лев, Анатолий и Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали. Не случайно все они в дальнейшем связали свою жизнь с наукой.
Настоящий музей был и в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе под Ораниенбаумом. Это место, через которое проходит Великий морской путь перелетных птиц. Сколько часов терпеливых провел я в легких шалашиках из корабельных корзин, высохшей тины и веток, — птиц наблюдая, птицам невидимый, — писал он.
Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, объясняя ему каждую птицу и зверушку имени, отчеству и фамилии». На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне. Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его записывать в тетради все интересное. В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат Анатолий делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг.
Бианки Виталий Валентинович орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников.
Бианки учёный – натуралист, талантливый писатель и педагог, он создал для детей обширную литературу о природе родного края, проявив глубокое понимание своих задач, замечательную изобразительность в поисках формы, способствующей действительной пропаганде научных знаний.
Неудивительно, что Виталий поступил
на естественное отделение физико-
Первая мировая война не дала получить образование — Бианки призвали в армию. После Февральской революции 1917 г. солдаты избрали его в городскую Думу и в Исполком Царскосельского совета крестьянских и солдатских депутатов.
После демобилизации Виталий
В 1922 г. вернулся в Петроград. Здесь
вошёл в кружок детских писателей
при Петроградском
В 1923 г. журнал «Воробей» напечатал первый рассказ Бианки «Путешествие красноголового воробья». Вскоре его рассказы и сказки о животных стали печататься во всех детских журналах страны («Новый Робинзон», «Ёж», «Чиж», «Мурзилка»). Ежегодно издавались и книги писателя.
В 1924—1925 гг. почти в каждом номере журнала «Воробей» печаталась «Лесная газета» — сезонный календарь природы. Он состоял из маленьких рассказов самого Бианки и сообщений «лескоров» — ребят и взрослых (учёных, охотников, лесников). Отдельной книгой «Лесная газета» впервые вышла в 1928 г. и при жизни автора издавалась более десяти раз.
Рассказ «По следам» написан в 1925 г. Его отличает захватывающий сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его популярным. Он постоянно переиздается в разных сборниках. «Я заставил своего героя по этим следам распутывать неизвестную судьбу его сына, поставив... человеческую жизнь в зависимость от знания следов», — писал Бианки. К сожалению, художники не смогли иллюстрировать текст так, чтобы читатели так же, как и автор, тоже научились понимать следы, что очень расстраивало писателя.
В 30-х гг. Бианки был выслан в Уральск, затем в Новгородскую область. Там были написаны книги для взрослых «Конец земли» (1933 г.), «Птицы мира» (опубликована в 1960 г.), закончена одна из самых известных повестей Бианки «Одинец» — о лосе, перехитрившем охотников.
Книги известного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки остались в памяти нескольких поколений детей, ставших в свою очередь родителями, а затем бабушками и дедушками. Патриотизм, любовь и бережное отношение к окружающей родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь каждому читателю разносторонние знания — вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям, одинаково интересным не только для детей, но и для взрослых.
После войны Бианки организовал в Ленинграде детский кружок любителей природы, который получил название «Клуб Колумбов». Его участники стали героями одноимённой книги, впервые вышедшей незадолго до смерти писателя.
Всю жизнь Бианки вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 миллионов экземпляров, в 18 странах переведены на многие языки мира.
Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».
Умер Бианки в Ленинграде 10 июня 1959 году. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
Последняя книга писателя «Опознаватель птиц на воле» осталась незавершенной. В 1959г. он ушел из жизни. Большинство произведений Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал с детства. Писатель Н.И. Сладков говорит о нем как о «первооткрывателе», а сам автор называет себя «переводчиком с бессловесного». Во многих рассказах Бианки утверждается мысль о жизненно важном практическом значении знания природы, умения ее наблюдать и ориентироваться в ней («По следам», «Как дяденька Волов искал волков», «Ласковое озеро Сарыкуль», «Озеро-призрак» и др.)
Виталий Васильевич Бианки был оригинальным художником, педагогом, натуралистом. В своем творчестве он был верен, навсегда выбранной теме природы. Писатель понимал детскую душу и, обращаясь к детям, стремился передать им значительное из своих огромных знаний.
Его произведения - это очерки, смешные сказки, сказочные повести, рассказы о животных.
Бианки говорил: «Писать для детей надо так, чтобы доступно было и для взрослых». К этой мысли он несколько раз возвращается в своих письмах и дневниках. А позже Бианки говорил: «Я всегда стался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранявших в душе ребёнка» [3].
Строгая требовательность к себе заставляла писателя искать наиболее точное, живое слово; наиболее убедительный объёмный образ; наиболее выразительные жанровые средства.
Сколько же открытий и находок ждало его на пути творческих исканий! Были на этом пути и неудачи. Но поиски продолжались всю его долгую литературную жизнь. Этим можно объяснить то разнообразие жанров, которыми пользовался виталлий Бианки в своей творческой практике. Ведь надо было учесть все возрастные и психологические особенности юного читателя. Учесть сумму их жизненного опыта, круг интересов, чувство любознательности, способность к самостоятельному решению задач.
Естественно, что для самых маленьких приходится книжка – картинка. Текст помогает понять рисунок «Снежная книга», раскрывает сказочное действие «Лис и мышонок», передаёт незамысловатую историю «Соня Маша». Но текст может стать не только пояснительной, но и сюжетной связкой, тогда он превращается в коротенький рассказ, существующий уже на равных правах с рисунками («Мал да удал»). Но и тут Бианки ищет выход из круга традиционных форм. Так, в соответствии с духом времени и новыми понятиями, вошедшими в обиход ребёнка, он создаёт своеобразную книжку – телевижку. Их была задумана целая серия, но успела выйти только одна, «типовая» - «Репортаж со стадиона Жукамо» (1957).
Очерки
Не избегал Бианки и жанра очерка. Им он начал свою литературную деятельность. В 1923 году был написан очерк – «Зимние наблюдения над миром птиц». Эта научная беседа и две рецензии появились тогда в первом советском научно – популярном журнале «В мастерской природы». Выбор места для печатного дебюта был случаен, так как журнал успел войти в круг чтения детей и юношества. Бианки ставил своей задачей: «…воспитать дух любознательности, возбуждать интерес к активному изучению природы, руководить научной самодеятельностью читателей в области естествознания, наполнять их досуг полезными занятиями и образовательными развлечениями» [4].
Это вполне соответствовало духу и стремлениям тогда ещё начинающего писателя. Задачи журнала стали как бы принципом творческого действия, они легли в основу всех очерков Виталия Бианки, - будь это книжная картинка для младших ребят о вьетнамских слонах – «Сюн и Кунг», или записки путешественника – «Конец земли», или рассказ о работе юных естествоиспытателей – «Клуб Колумбов».
Написан для малышей большой географический очерк о наших советских республиках; придумана серия маленьких лесных фельетонов; начата работа над книгой «Сто радостей», с которых начинается познание детьми родной природы; разработан план и собран материал к своеобразному «Опознавателю птиц на воле»; задумана книга о природе для «Манатов» - маленьких натуралистов – дошколят.
Рассказы и повести
Но, конечно, не очерк был главным жанром писателя. Виталлий Бианки – мастер сюжетного рассказа.
В рассказах Бианки меньше выдумки, меньше игры, а роль человека совсем другая, потому что он становится охотником, наблюдателем, натуралистом.
Образы животных более конкретны. Ведь то, что происходит в рассказах, случается и в конкретной, реальной жизни. Ребенок посредством чтения рассказов учится видеть. Рассказы очень реальны, правдивы, отражают правду жизни. В рассказах Бианки появляется описание пейзажа. Но автор вводит его в произведение осторожно, зная, что описания природы привлекают не всех детей. Пейзаж дает представление о душевном состоянии и настроении героев. Понятия в описании используются знакомые детям.