В.В. Бианки - детям

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Охотник – всегда первый разведчик своего края. Счастье тому, кто встречал на заре своей жизни такого бывалого охотника, мудреца и поэта, влюблённого в красоту родных лесов и полей, знающего сложную и многообразную жизнь животных. Посидишь с ним в шалаше на утренней или вечерней зорьке, походишь по болотам, намокнешь под дождём, обсохнешь у костерка и хоть сам – то, может, ещё и ничего не добудешь, но зато, сколько увидишь, услышишь, узнаешь!

Работа содержит 1 файл

контрольная работа - В.В. Бианки - детям.docx

— 49.21 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Охотник – всегда первый разведчик своего края. Счастье тому, кто встречал на заре своей жизни  такого бывалого охотника, мудреца  и поэта, влюблённого в красоту  родных лесов и полей, знающего сложную  и многообразную жизнь животных. Посидишь с ним в шалаше на утренней или вечерней зорьке, походишь по болотам, намокнешь под дождём, обсохнешь  у костерка и хоть сам – то, может, ещё и ничего не добудешь, но зато, сколько увидишь, услышишь, узнаешь! А если в это же время  увлечёшься ещё и наукой о природе, тогда станешь не только охотником, но и натуралистом. Совсем по – другому начнёшь смотреть на природу. Видеть и понимать её станешь лучше, зорче, правильнее. Так соединяется в человеке охотник и учёный. И лес перестанет быть местом добычи4 учёный будет здесь искать и находить ключи к природным тайнам и богатствам. Поэт становится охотником за волшебным словом, о котором, может быть, мечтал ещё в раннем детстве.

Так пришёл в советскую  литературу Виталий Валентинович Бианки. Более 35 лет шёл он этой тропой охотника – следопыта – писателя. Есть – по его образному выражению  – среди людей переводчики  с языка природы на наш человеческий язык. И к самому Бианки относятся  слова, которыми он уже на закате жизни  представлял читателям своих  литературных учеников.

«Растения и животные, леса, и горы, и моря, ветра, дожди, зори, - весь мир вокруг нас говорит  с нами своими голосами. Но мы ему  не внемлем».

И есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребёнка  смотрят они на мир, чутко внимают  всем его голосам, и всё, что он рассказывает им о себе, переводит  для нас на наш человеческий язык. И мы, люди, не утратившие любви к  бессловесному миру, радуемся их рассказам, всё равно в стихах они или  в прозе, сказка это или истового реалистическая повесть. Эти люди – поэты.

В своих сказках и рассказах они золотым ключом – волшебным ключом любви – открывают нам тайную сокровищницу земли – матери и солнца – отца – отца и матерей всей и всяческой жизни. А в той сокровищнице полно неведомых нам красот и чудес.

Детская литература, прежде всего, обращена к будущему поколению - детям. Она  передает им опыт и мудрость, накопленную  веками. Детская литература приближает детей к реальной жизни, показывает ее плохие и хорошие стороны. Детская  литература - энциклопедия детской  жизни. В этом ее особая познавательная ценность и притягательная сила для  ребенка, который постигает в  детской книге себя и свою жизнь. Ведь в детской книге героями  являются сверстники детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Краткие биографические сведения В.В. Бианки

 

Бианки Виталий Валентинович

(1894— 1959)

 

Бианки — фамилия итальянская, и предки писателя действительно были выходцами из Италии и Германии.

Бианки Виталий Валентинович [1] родился 11 февраля 1894 г. в Петербурге. Его отец Валентина Львовича Бианки [2] (1857 - 1920) был известным учёным-орнитологом, сотрудником Зоологического музея Академии наук. Одна его ветвь имела итальянские корни, другая - немецкие. Прадед Виталия Бианки был известным оперным певцом, который перед турне по Италии по настойчивым просьбам импресарио поменял расхожую немецкую фамилию Вайс на Бианки.

Семья Бианки жила в одном  из флигелей Зоологического музея, поэтому  сыновья Валентина Львовича (а  их было трое — Лев, Анатолий и Виталий) часто бывали в музее и хорошо его знали. Не случайно все они  в дальнейшем связали свою жизнь  с наукой.

Настоящий музей был и  в самой квартире, где жили Бианки: многочисленные клетки с птицами  от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами  и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и  вольеров. Маленькому Виталию особенно запомнились выезды в Лебяжье, что  находится на Финском заливе под  Ораниенбаумом. Это место, через  которое проходит Великий морской путь перелетных птиц. Сколько часов терпеливых провел я в легких шалашиках из корабельных корзин, высохшей тины и веток, — птиц наблюдая, птицам невидимый, — писал он.

Отец постоянно брал с  собой в лес маленького Виталия, объясняя ему каждую птицу и зверушку имени, отчеству и фамилии». На всю  последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне. Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его записывать в тетради все интересное. В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат Анатолий делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг.

Бианки Виталий Валентинович орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников.

Бианки учёный – натуралист, талантливый писатель и педагог, он создал для детей обширную литературу о природе родного края, проявив глубокое понимание своих задач, замечательную изобразительность в поисках формы, способствующей действительной пропаганде научных знаний.

Неудивительно, что Виталий поступил на естественное отделение физико-математического  факультета Петербургского университета.

Первая мировая война не дала получить образование — Бианки призвали в армию. После Февральской революции 1917 г. солдаты избрали его в городскую Думу и в Исполком Царскосельского совета крестьянских и солдатских депутатов.

После демобилизации Виталий Валентинович уехал на Алтай, где при власти А. В. Колчака жил на нелегальном  положении под фамилией Белянкин, был мобилизован, бежал, скрывался  у партизан. После прихода красных  организовал в Бийске краеведческий  музей, преподавал в средней школе.

В 1922 г. вернулся в Петроград. Здесь  вошёл в кружок детских писателей  при Петроградском педагогическом институте дошкольного образования. В этот кружок входили К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Б. С. Житков и другие писатели.

В 1923 г. журнал «Воробей» напечатал  первый рассказ Бианки «Путешествие красноголового воробья». Вскоре его  рассказы и сказки о животных стали  печататься во всех детских журналах страны («Новый Робинзон», «Ёж», «Чиж», «Мурзилка»). Ежегодно издавались и  книги писателя.

В 1924—1925 гг. почти в каждом номере журнала «Воробей» печаталась «Лесная  газета» — сезонный календарь  природы. Он состоял из маленьких  рассказов самого Бианки и сообщений  «лескоров» — ребят и взрослых (учёных, охотников, лесников). Отдельной  книгой «Лесная газета» впервые  вышла в 1928 г. и при жизни автора издавалась более десяти раз.

Рассказ «По следам» написан  в 1925 г. Его отличает захватывающий  сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его популярным. Он постоянно переиздается в разных сборниках. «Я заставил своего героя  по этим следам распутывать неизвестную  судьбу его сына, поставив... человеческую жизнь в зависимость от знания следов», — писал Бианки. К сожалению, художники не смогли иллюстрировать текст так, чтобы читатели так  же, как и автор, тоже научились  понимать следы, что очень расстраивало писателя.

В 30-х гг. Бианки был выслан в  Уральск, затем в Новгородскую область. Там были написаны книги для взрослых «Конец земли» (1933 г.), «Птицы мира» (опубликована в 1960 г.), закончена одна из самых  известных повестей Бианки «Одинец» — о лосе, перехитрившем охотников.

Книги известного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки остались в памяти нескольких поколений детей, ставших в свою очередь родителями, а затем бабушками и дедушками. Патриотизм, любовь и бережное отношение  к окружающей родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь каждому читателю разносторонние знания — вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям, одинаково интересным не только для детей, но и для взрослых.

После войны Бианки организовал  в Ленинграде детский кружок любителей  природы, который получил название «Клуб Колумбов». Его участники стали героями одноимённой книги, впервые вышедшей незадолго до смерти писателя.

Всю жизнь Бианки вел дневники и  натуралистические заметки, отвечал  на множество читательских писем. Его  произведения были изданы общим тиражом  более 40 миллионов экземпляров, в 18 странах переведены на многие языки мира.

Незадолго до смерти Бианки писал  в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Умер Бианки в Ленинграде 10 июня 1959 году. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Последняя книга писателя «Опознаватель птиц на воле» осталась незавершенной. В 1959г. он ушел из жизни. Большинство произведений Бианки посвящено  лесу, который он хорошо знал с детства. Писатель Н.И. Сладков говорит о  нем как о «первооткрывателе», а сам автор называет себя «переводчиком  с бессловесного». Во многих рассказах  Бианки утверждается мысль о жизненно важном практическом значении знания природы, умения ее наблюдать и ориентироваться  в ней («По следам», «Как дяденька Волов искал волков», «Ласковое  озеро Сарыкуль», «Озеро-призрак» и  др.)

 

 

 

 

 

 

  1. Многообразие жанров в творчестве В.В. Бианки для детей (очерки, рассказы, сказки, сказочные повести и т.д.)

 

Виталий Васильевич Бианки был оригинальным художником, педагогом, натуралистом. В своем творчестве он был верен, навсегда выбранной теме природы. Писатель понимал детскую душу и, обращаясь  к детям, стремился передать им значительное из своих огромных знаний.

Его произведения - это очерки, смешные  сказки, сказочные повести, рассказы о животных.

Бианки говорил: «Писать для  детей надо так, чтобы доступно было и для взрослых». К этой мысли  он несколько раз возвращается в  своих письмах и дневниках. А  позже Бианки говорил: «Я всегда стался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь  писал и для взрослых, сохранявших  в душе ребёнка» [3].

Строгая требовательность к  себе заставляла писателя искать наиболее точное, живое слово; наиболее убедительный объёмный образ; наиболее выразительные  жанровые средства.

Сколько же открытий и находок  ждало его на пути творческих исканий! Были на этом пути и неудачи. Но поиски продолжались всю его долгую литературную жизнь. Этим можно объяснить то разнообразие жанров, которыми пользовался виталлий Бианки в своей творческой практике. Ведь надо было учесть все возрастные и психологические особенности  юного читателя. Учесть сумму их жизненного опыта, круг интересов, чувство  любознательности, способность к  самостоятельному решению задач.

Естественно, что для самых  маленьких приходится книжка – картинка. Текст помогает понять рисунок «Снежная книга», раскрывает сказочное действие «Лис и мышонок», передаёт незамысловатую историю «Соня Маша». Но текст  может стать не только пояснительной, но и сюжетной связкой, тогда он превращается в коротенький рассказ, существующий уже на равных правах с рисунками («Мал да удал»). Но и тут Бианки ищет выход из круга традиционных форм. Так, в соответствии с духом времени и новыми понятиями, вошедшими в обиход ребёнка, он создаёт своеобразную книжку – телевижку. Их была задумана целая серия, но успела выйти только одна, «типовая» - «Репортаж со стадиона Жукамо» (1957).

Очерки

Не избегал Бианки и  жанра очерка. Им он начал свою литературную деятельность. В 1923 году был написан  очерк – «Зимние наблюдения над  миром птиц». Эта научная беседа и две рецензии появились тогда в первом советском научно – популярном журнале «В мастерской природы». Выбор места для печатного дебюта был случаен, так как журнал успел войти в круг чтения детей и юношества. Бианки ставил своей задачей: «…воспитать дух любознательности, возбуждать интерес к активному изучению природы, руководить научной самодеятельностью читателей в области естествознания, наполнять их досуг полезными занятиями и образовательными развлечениями» [4].

Это вполне соответствовало  духу и стремлениям тогда ещё  начинающего писателя. Задачи журнала  стали как бы принципом творческого  действия, они легли в основу всех очерков Виталия Бианки, - будь это  книжная картинка для младших  ребят о вьетнамских слонах –  «Сюн и Кунг», или записки путешественника  – «Конец земли», или рассказ  о работе юных естествоиспытателей  – «Клуб Колумбов».

Написан для малышей большой географический очерк о наших советских республиках; придумана серия маленьких лесных фельетонов; начата работа над книгой «Сто радостей», с которых начинается познание детьми родной природы; разработан план и собран материал к своеобразному «Опознавателю птиц на воле»; задумана книга о природе для «Манатов» - маленьких натуралистов – дошколят.

 

Рассказы и повести

Но, конечно, не очерк был  главным жанром писателя. Виталлий Бианки – мастер сюжетного рассказа.

В рассказах Бианки меньше выдумки, меньше игры, а роль человека совсем другая, потому что он становится охотником, наблюдателем, натуралистом.

Образы животных более конкретны. Ведь то, что происходит в рассказах, случается и в конкретной, реальной жизни. Ребенок посредством чтения рассказов учится видеть. Рассказы очень реальны, правдивы, отражают правду жизни. В рассказах Бианки появляется описание пейзажа. Но автор вводит его в произведение осторожно, зная, что описания природы привлекают не всех детей. Пейзаж дает представление о душевном состоянии и настроении героев. Понятия в описании используются знакомые детям.

Информация о работе В.В. Бианки - детям