Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 21:31, лекция
Цели урока:
1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.
2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым понятием – метонимия.
3. Воспитательная. Способствовать патриотическому воспитанию.
Цели урока:
Оформление:
Лирика – род художественной литературы, отражающий жизнь при помощи мыслей, чувств, переживаний человека.
Поэма – большое стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. В поэме изображаются выдающиеся события прошлого и настоящего, прославленные герои.
Метонимия – сопоставление явлений по сходству, когда явление или предмет обозначается с помощью других понятий или слов.
Параллелизм – один из видов повтора, композиционный приём, подчёркивающий связь нескольких элементов художественного произведения, аналогия, сближение явлений по сходству.
Объявление темы, целей урока, эпиграфа.
Как видите, мы вновь и вновь обращаемся к истории нашей Родины. Всё оформление говорит о том, что мы продолжим знакомство с эпохой Петра I, Петра Великого. Портреты могут создавать писатели, художники по-разному.
Каким видели Петра художники, скульпторы?
(Показ видеофильма “Портреты Петра I ” сопровождается рассказом режиссёра, актёра Никиты Михалкова).
Этот образ запечатлён в памятнике известного скульптора Фальконе “Медный всадник”. И своеобразным памятником дел, образа Перта I стали произведения А.С. Пушкина. У него своё видение этого образа.
А что привлекает поэта А.С. Пушкина в образе Петра?
Почему он неоднократно обращается к эпохе Петра I?
Чем объяснить его интерес к этой личности?
(А.С. Пушкин, как истинный художник, считал необходимым воскресить минувшие века, обращаясь к истории. А Петр I привлекал его как личность, в нём поэт видел преобразователя России, реформатора, выдающегося государственного деятеля, который думал о судьбе России, “Россию поднял на дыбы”. А.С. Пушкин писал: “Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим,были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоёванной Невы”.)
Мы уже увидели отношение А.С. Пушкина к Петру в поэме “Полтава”, с отрывком из которой познакомились.
Каким показан в поэме Пётр I? В какой исторический момент запечатлел поэт государя?
(1709 год. Полтавская
битва. Пётр I – полководец, патриот
своего Отечества, решительный,
Сегодня вновь обращаемся к эпохе Петра и увидим его с другой стороны в момент строительства Петербурга. Соприкоснёмся с этим временем, ещё раз увидим бессмертие дел Петра и поймём его значение в истории России.
Это мнение о Петре Великом, оставленное в истории. Своё мнение об этом человеке высказал А.С. Пушкин в поэме “Медный всадник”.
Поставим задачу: каким мы увидим Петра?
1. Поэма “Медный
всадник” была написана в 1833
году в период Болдинской
2. По жанру это – поэма, т. е. лиро-эпическое произведение.
А что такое поэма? Какие её характерные особенности?
(Поэма – один
из жанров лиро-эпических
Так как мы знакомимся со вступлением к поэме, а не со всей поэмой, то, как такового сюжета здесь нет.
3. Остановимся
на особенности лирического
Какие чувства испытывает поэт к Петру I, к его деяниям?
(Любование, восхищение,
гордость за него, за его деяния,
что он сделал для государства)
К какому жанру близко вступление? (Ода – стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события) Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы ( отсель, град, ветхий, полнощных), приёмы ораторского искусства( повелительная интонация, торжественность, звуковая организация речи).Выбранный поэтом жанр вступления подчёркивает в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.
Как он это подчёркивает?
1. Авторское отношение: “Люблю тебя, Петра творенье”.
2. Курсив: он; эпитет “дум высоких полн”.
Уже в 1 строфе найдите фольклорные традиции в изображении величия и мощи исторической личности.
(А.С. Пушкин
использует былинные способы
изображения исторической
4. Выделение смысловых частей произведения.
(Строфы – это части, их зрительно можно выделить).
Темы:
1. Замысел Петра создать город на берегах Невы.
2. Результат деятельности Петра через 100 лет – “Петра творенье”
3. Отношение
А.С. Пушкина к городу
I тема.
Для чего Пётр I замыслил преобразования?
(Это историческая необходимость).
Что нужно сделать в интересах государства?
(Надо покорить
природу, чтобы построить
Зачем?
Вспоминаем, что берега Невы, местность, где был впоследствии основан Петербурга – исконные русские земли – во времена Петра принадлежали Швеции, и за них, за право иметь выход к морю боролся русский народ. Именно здесь, на берегах Невы у моря нужно было, по мысли Петра, основать город и крепость, чтобы обезопасить Россию от нападений шведов, чтобы закрепиться у выхода к морю “назло надменному соседу” – Швеции, которая не желала, чтобы Россия имела его.
? Как вы понимаете смысл выражения:
Природой
здесь нам суждено
В Европу прорубить окно...
Петр I думал о том, что основание города у устья Невы даёт возможность наладить торговые и культурные связи с Европой. Обращаем внимание на выразительность метафоры
“В Европу прорубить окно”.
? Каково значение строк:
Сюда
по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.
С основанием города
при море, когда упрочатся связи
России со всем миром, корабли всех
стран приплывут к берегам
Невы. Здесь слово “флаги”
II тема.
Чтобы увидеть результат деятельности Петра, нужно представить, что было и что стало.
|
Это и есть метод параллелизма (композиционный приём, где подчеркивается связь явлений по сходству).
Что же хотел сказать поэт, рисуя эти 2 картины?(Всё преобразилось за 100 лет! Человек решительный, сильный всё может преодолеть. Сила его творчества беспредельна! Усилиями народа был создан великолепный город в пустынной, болотистой местности).
III тема.
Каково отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу?
За что любит поэт свой город?
Поэт любит город за его “строгий, стройный вид”. Петербург строился, как новый город, по строгому плану: прямые и широкие улицы, расходящиеся лучами или пересекающиеся под прямым углом, прекрасные здания в духе древнегреческой или римской архитектуры.
Поэт любит “Невы державное теченье”, т. е. мощное, сильное, величественное течение могучей реки.
Поэта восхищает “оград узор чугунный”. Город уже в то время славился художественными решётками садов и мостов.
Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости: это “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный”, когда поэту хочется творить, уйти в свои творческие думы.
Петербург для
Пушкина – олицетворение
5. Конфликт в литературном произведении.
Замысел Петра I был реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к поэме призвано подвести к пониманию основного конфликта- истории и личности.
Конфликт – это столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.
Какие конфликты смогли выделить учащиеся?
1. Конфликт –
человек и природа. (Пётр I победил,
потому что цели его общие,
государственные, исторические. Победа
человека над стихией, победа,
вознёсшая великолепную
2. Конфликт –
столкнулись интересы простого
человека и интересы
Информация о работе Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник"