Возвышенное и земное в искусстве военных лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
- изучить творчество художников, писателей, режиссёров военного времени;
- выделить наиболее яркие - знаковые - художественные достижения, отражающие эволюцию мировосприятия мастеров искусств и культуры советского времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Искусство в годы войны……………………………………………..4
1.1. Литература в годы ВОВ…………………………………………4
1.2. Изобразительное искусство в годы ВОВ…………………….6
1.3. Кинематограф во время войны………………………………..12
1.4. Агитационный плакат, как главный вид……………………17
изобразительного искусства в годы ВОВ.
Глава II. Возвышенное и земное в искусстве военных лет……………….20

Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОВ В КИНОИСКУССТВЕ.docx

— 63.37 Кб (Скачать)

Осмыслить всенародный ратный подвиг в послевоенные годы было задачей  благородной и увлекательной. Патриотические подвиги были воспеты во многих фильмах, причем нужно повторить, что война  никогда не воспевалась как таковая , ни о порабощении народов, ни о захвате чужих земель никогда не шло и речи. И говоря о недавно минувших, живых в народной памяти людях и  событиях Великой Отечественно войны, советское кино сохранило в чистоте свой гуманизм и интернационализм.

1.4.          Агитационный плакат, как главный вид изобразительного искусства в годы ВОВ.

Одним из важнейшим видов  изобразительного искусств в годы войны стал плакат.

Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти: Уже 24 июня был напечатан в газете «Правда» плакат с  следующим сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов.

Позже первый плакат Великой  Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах. В числе плакатных листов Июня 1941-го — работа А. Кокорекина «Смерть Фашистской Гадине!». Найдено удачная эмблематическая характеристика фашизма. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным художественным приемом без фона с использованием только черного и красного цветов. Фигура воина представляет красный плоскостной силуэт. Такой прием, безусловно, в какой-то мере был продиктован необходимостью. Время военное, сроки сжатые. Для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть ограниченной. Другой известный плакат А. Кокорекина «Бей Фашистского Гада!» — варьирует описанный выше, но нарисован он более объемно, конкретно всего же за годы войны художник выполнил не менее 35 плакатных листов.

Среди первых военных плакатов — работа Н. Долгорукова «Врагу не будет пощады!». Это плакат из тех, где изображение человека играет подчиненную роль. Здесь важны правильный отбор деталей, остроумие сюжета, динамика движения, цветовое решение. Накануне великой отечественной войны художник постановщик киностудии «Мосфильм» В. Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии. На нем были изображены поднявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты. Над всем этим могучим целеустремленным движением развевалось Красное Знамя. Судьба этого последнего предвоенного плаката получила необычное продолжение. Плакат «догнал» автора на пути к фронту. На одной из железнодорожных станций В. Иванов увидел свой рисунок, но текст на нем был уже другим «За Родину, За Честь, За Свободу!».

Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет- «Родина Мать зовет».

Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковы плакаты : «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед Буденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби ГАДОВ!» М. Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу. Остановить нашествие любой ценой призывал плакат А. Кокоша «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!».

«Не болтай!» принадлежит московской художнице Н.Ватолиной.

Художники — плакатисты не оставили без внимания и тему партизанского движения. К числу наиболее известных плакатов относятся: «Партизаны! Бейте врага без пощады!» В. Корецкого и В. Гицевич,» От народной мести не уйти врагу!«И.Рабичева, «Разжигайте партизанскую войну в фашистском тылу!..» А. Кокорекина. Удачным опытом глубокого психологического решения патриотической темы в плакате явились работы В. Корецкого «Будь героем!», «Народ и Армия непобедимы!», «Вставайте в ряды фронтовых подруг. Дружинница Бойцу помощник и друг!».

 
Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

 

 

 

Глава II. Возвышенное и земное в искусстве военных лет

в грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть, как  тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми  бывали,

Такой свободой буркою дышали,

Что внуки позавидовали б нам.

О.Ф. Берггольц

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег,-

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

А. Т. Твардовский

«И когда возгорелась  война, ее реальные ужасы, реальная опасность  и угроза реальной смерти были благом по сравнению с бесчеловечным  владычеством выдумки и несли облегчение... », - устами одного из героев романа «Доктор Живаго» констатировал В.Л. Пастернак. Действительно, военные годы стали отправным моментом в истории отечественной культуры второй половины ХХ в., эпохой, заложившей основу возвращения к национальным истокам. На протяжении нескольких десятилетий русское искусство медленно, словно после тяжелой болезни, выздоравливало, освобождаясь и от экстремизма послереволюционной поры, и от безоглядного восхваления «успехов социалистического строительства» 30-х годов. В нем все явственнее прорастали темы, сюжеты и идеи, преемственно связанные с многовековыми русскими духовными традициями и вечными ценностями. Путь этот был не простым; он отмечен и борениями с власть придержащими, и ложными лозунгами, и отчаянными попытками вырваться за пределы тоталитарной заданности. Оглядываясь на пройденное, можно уверенно выделить три кульминационные точки в развитии советской художественной культуры 40-80-х годов ХХ в.: искусство военных лет, художественное творчество «шестидесятников» И период вызревания «перестройки» (70-80-х годов).      

 Не ставя перед собой  задачу дать оценку всему художественному наследию этих периодов (слишком уж близко находимся мы к ХХ B. чтобы охарактеризовать его беспристрастно и точно!) выделим наиболее яркие - знаковые - художественные достижения, отражающие эволюцию мировосприятия мастеров искусств и культуры советского времени. Начнем с искусства военных лет.       

 Военные годы, четко  определив «реальную опасность  и угрозу реальной смерти»,  пробудили в наших соотечественниках  лучшие чувства, сплотили людей  во имя великого общего дела  – освобождения родной земли  от фашистских оккупантов. Искренностью  и подлинным вдохновением овеяны  строки поэзии военного лихолетья,  обращенные к сердцу каждого  сына страждущей Родины. 

 

 

                           ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ                                  

 Патриотическая  тема в поэзии

Фрагмент 1

Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Выстрел грянет,

Ворон кружит,

Твой дружок в бурьяне

Неживой лежит.

А дорога дальше мчится, пылится, клубится,

А кругом земля дымится -

Чужая земля.                     

 Л.И. Ошанин

Фрагмент 2

Назови меня именем светлым,

Чистым именем назови -

Донесется, как песня, с  ветром

До окопов голос любви.

Появись, отведи туманы,

Опустись ко мне на траву,

Подыши на свежие раны -

Я почувствую, оживу.                     

 А.Я.Яшин

Фрагмент 3

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где  я празднично жил,

А эти поселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских  могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и песнею женскою

Впервые война на проселках  свела.                   

                      К.М. Симонов

Фрагмент 4

Это было в Руси былинной,

В домотканый сермяжный век:

Новорожденного Дружиной

Светоглазый отец нарек.

В этом имени - звон кольчуги,

В этом имени - храм коня,

В этом имени слышно:

«Други,

Я вас вынесу из огня!.)

Пролетели, как миг, столетья,

Царства таяли, словно лед.

Звали девочку Друней дети -

Шел тогда сорок первый год.

В этом прозвище, данном в  школе,

Вдруг воскресла Святая Русь,

Посвист молодца в чистом поле,

Хмурь лесов, деревенек грусть.

В этом прозвище - звон кольчуги,

В этом прозвище - храп коня,

В этом прозвище слышно:

«Други,

Я вас вынесу из огня!.)                           

 Ю.В. Друнина        

 Военное лихолетье вернуло в отечественную литературу традиционные образы России, Русской земли, любовь к которой подняла солдата на ратный подвиг (сочинения Н.С. Тихонова, А.А. Суркова, К.Я. Ваншенкина, М.А. Дудина, А.Т. Твардовского, Л.С. Соболева, Б.А. Лавренева, В.В. Каверина, К.С. Паустовского, А.Н. Толстого, Л.М. Леонова, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова и др.). По-новому зазвучавшая тема исторической преемственности русского патриотизма не исчезла и в послевоенное время, о чем говорят строки стихотворения поэтессы-фронтовички Ю.В. Друниной.       

 Обновление образного  строя художественной культуры, отмеченное нами в литературе, благодатно сказалось на развитии  театра и киноискусства. Произведения  драматургии удивительно быстро  откликнулись на события Великой  Отечественной войны, достаточно  вспомнить такие пьесы, как  «Нашествие» Л.М. Леонова, «Русские  люди» К.М. Симонова, «Фронт» А.Е.  Корнейчука. Мастера кинематографа,  несмотря на трудности первых  военных лет, сумели создать  яркие фильмы, пробуждавшие в  соотечественниках веру в торжество  правого дела:«Жди меня» (режиссеры А.Б. Столпер и Б.Г. Иванов), «В шесть часов вечера после войны» (режиссер И.А. Пырьев), «Два бойца» (режиссер Л.Д. Луков; в фильме звучат великолепные песни Н.В. Богословского «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали...»).       

 Столь же непосредственно  отразилось военное время в  изобразительном искусстве. Необходимость  быстрого реагирования на фронтовые  события вызвала бурное развитие  политического плаката -жанра, развитого в революционные годы, но затем почти утратившего свое значение. «Родина-мать зовет!» Этот призыв знаменитого плаката И.М. Тоидзе - один из самых впечатляющих памятников героического времени.       

 В годы Великой Отечественной  войны расцвел особый вид малотиражного  плаката «Окна ТАСС» (Окна Телеграфного  Агентства Советского Союза). Эти  плакаты создавались вручную  путем нанесения клеевых красок  на бумагу через трафарет. По  сравнению с печатной продукцией  они обладали большими возможностями  красочной художественной выразительности. К тому же мастера «Окон ТАСС» могли оперативно, не дожидаясь типографского производства, отреагировать на фронтовые события.       

 В «Окнах ТАСС» работали  многие известные советские поэты  Д. Бедный, А. Жаров, В.Лебедев-Кумач,  С. Маршак. Но особенно большой  вклад в малотиражный плакат  внесли знаменитые Кукрыниксы - псевдоним художников М.В. Куприянова, П.Н. Крылова и Н.А. Соколова. Они умели привлечь сатиру, юмор, смех для решения агитационных задач, оставаясь подлинными мастерами избранного жанра. Достаточно вспомнить плакат «Потеряла Я колечко» (1944), в котором слова из популярной песни соотнесены с поражением немцев на Волге, со знаменитым сталинградским «кольцом». В плакате, посвященном юбилейному пятисотому «Окну ТАСС», поэт С.Я. Маршак написал:

Под этим окном не поют серенады.

На этом окне резеда не цвела,

За этим окном разрывались  снаряды

И Армия наша на подвиги  шла.      

 В станковой живописи  летопись сражений создается  с помощью самых разных образов.  Состояние суровой собранности духа очевидцев первых месяцев войны передает картина А.А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941). На полотне нет военных действий, но о них напоминает характерный пейзаж: вздыбленная «ежами» московская земля, словно ощетинившаяся в предчувствии боя. Иное решение для воплощения военной темы нашел Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1942), запечатлевшей героику и динамизм смертельной схватки наших матросов с врагом.     

 Заметим, что стремление  к нравственной оценке происходящих  трагических событий родилось  в отечественном искусстве сразу  же в годы войны. Таково полотно  «Фашист пролетел» (1942),созданное  А.А.Пластовым. Художник выразил  свое личное потрясение от  одного из реальных эпизодов  войны: фашистский летчик походя или «в шутку» подстрелил мальчугана, мирно пасшего скот на поляне. Полотно полно скорби и гнева. Тихо и ненавязчиво автору удается воплотить глубоко философскую тему, созвучную мысли Ф.М. Достоевского: «Всели человеку дозволено?» - и заставить зрителя задуматься над вопросом: есть ли будущее у той цивилизации, что попирает естественные законы жизни на Земле?     

Информация о работе Возвышенное и земное в искусстве военных лет