Возвышенное и земное в искусстве военных лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
- изучить творчество художников, писателей, режиссёров военного времени;
- выделить наиболее яркие - знаковые - художественные достижения, отражающие эволюцию мировосприятия мастеров искусств и культуры советского времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Искусство в годы войны……………………………………………..4
1.1. Литература в годы ВОВ…………………………………………4
1.2. Изобразительное искусство в годы ВОВ…………………….6
1.3. Кинематограф во время войны………………………………..12
1.4. Агитационный плакат, как главный вид……………………17
изобразительного искусства в годы ВОВ.
Глава II. Возвышенное и земное в искусстве военных лет……………….20

Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОВ В КИНОИСКУССТВЕ.docx

— 63.37 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3  

 

Глава I. Искусство в годы войны……………………………………………..4

1.1.         Литература в годы ВОВ…………………………………………4

1.2.          Изобразительное искусство  в годы ВОВ…………………….6

1.3.         Кинематограф во время войны………………………………..12

1.4.         Агитационный плакат, как главный вид……………………17

изобразительного  искусства в годы ВОВ.

Глава II. Возвышенное и земное в искусстве военных лет……………….20  

 

Заключение……………………………………………………………………...26

Список литературы…………………………………………………………….27

 

 

Введение

Ранним утром 22июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность  нависла над нашей родиной. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. "Все для  фронта, все для победы" - эти  слова стали девизом жизни  и работы советских людей.

Советские художники также  почувствовали себя мобилизованными  и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с  первых дней войны были вместе с  защитниками Родины. Идеи патриотизма  определяли содержание искусства этого  периода. Искусство закаляло дух  народа, вдохновляла его на подвиги, поддерживала в нем уверенность  в победе. Таким образом, беспримерный героизм советских людей, проявляемый  на каждом шагу - на поле боя, в тылу врага, в партизанских отрядах, становится одной из ведущих тем в советской  живописи этих лет.

Художники, участники героических  событий великой эпопеи, стремились раскрыть в своих полотнах стойкость  и мужество народа, его страдания  и муки, великую силу духа и несгибаемое  упорство в борьбе с врагом. Картины  о Великой Отечественной войне  отражают героические битвы на фронтах  нашей Родины, партизанское движение, злодеяния фашистских извергов, призывая народ к ощущению грандиозности  и величественности событий, заставляя  потомков уважать подвиг воинов, побуждая в них патриотизм и готовность повторить совершенные подвиги.

В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И.М. Тоидзе "Родина-мать зовет!". Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). Возрождаются традиции "Окон РОСТА", которые теперь именуются "Окна ТАСС". Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А.А. Дейнеки "Оборона Севастополя" (1942 г.), А.А. Пластова "Фашист пролетел" (1942 г.), С.В. Герасимова "Мать партизана" (1943 г.).

Даже после войны развитие живописи по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны  нашла отражение в картинах Ю.М. Непринцева "Отдых после боя" ("Василий Теркин" 1951 г.), А.И. Лактионова "Письмо с фронта" (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников.      

 Искусство не избегало  страшной правды войны. Но главным  в содержании живописных полотен  были мужество советских людей,  гордость за свою родину, ненависть  к врагу. Произведения живописцев  укрепляли в сердцах людей  уверенность в победе над фашизмом.     

 Прошли десятилетия,  как отгремела война, а художники  вновь и вновь возвращаются  к тем событиям. Великая Отечественная  война волнует современных художников. Они, продолжая традиции живописцев  старшего поколения, по-новому  рассказывают о военной эпохе,  переосмысливая события того  времени.    

 Цель работы:

-  изучить творчество художников, писателей, режиссёров военного времени;

- выделить наиболее яркие  - знаковые - художественные достижения, отражающие эволюцию мировосприятия  мастеров искусств и культуры  советского времени.

 

Глава I. Искусство в годы войны

1.1.         Литература в годы ВОВ

Великая Отечественная война  – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в  стороне от этого  события.

Так в первый день войны  на митинге советских писателей  прозвучали такие слова: «Каждый  советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом  и боль отступления, и радость  побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.

Русская литература периода  ВОВ стала литературой одной  темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в  целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы –  на разгром врага!" непосредственно  относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми  родами литературного оружия: лирикой  и сатирой, эпосом и драмой. Тем  не менее первое слово сказали лирики и публицисты.

Стихи публиковались центральной  и фронтовой печатью, транслировались  по радио наряду с информацией  о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и  в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной  поэзии. В стихах  Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

В дни войны обострилось  чувство отчизны. Оторванные от любимых  занятий и родных мест миллионы советских  людей как бы по-новому взглянули  на привычные родные края, на дом, где  родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в  поэзии: появись проникновенные стихи  о Москве Суркова и Гусева, о  Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского.

Любовь к отечеству  и ненависть к врагу – это  тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в  годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени  были: Николай Тихонов, Александр  Твардовский, Алексей Сурков, Ольга  Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.    

 В поэзии военных  лет можно выделить три основные  жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую  и лирико-эпическую (баллады, поэмы).  

 

В годы Великой Отечественной  войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она  представлена публицистическими и  очерковыми жанрами, военным рассказом  и героической повестью. Весьма разнообразны  публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей  Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали  своими статьями высокие гражданские  чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное  лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли  фашистской лживой пропаганде большую  человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг".

Публицистика оказала  огромное влияние на все жанры  литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир  впервые узнал о бессмертных  именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге  молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень  распространен в 1943-1945 годах был  очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом  комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

Оборона Ленинграда и битва  под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые  представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют  очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

В годы Великой Отечественной  войны создавались и такие  произведения, в которых главное  внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и  война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

В 1942 году появилась повесть  о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия

Война стала для всех большой  бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.

Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

1.2.          Изобразительное искусство  в годы ВОВ     

 Великая Отечественная  война открыла взору художника  россыпи материала, который таил  огромные нравственные и эстетические  богатства. Массовый героизм людей  дал искусству как человековедению столько, что начатая в те годы галерея народных характеров все время пополняется новыми и новыми фигурами. Острейшие жизненные коллизии, в ходе которых с особой яркостью проявились идеи верности Отчизне, мужество и долг, любовь и товарищество, способны питать замыслы мастеров настоящего В моменты борьбы и опасности искусство - всегда на передовых позициях. Оно повсюду - в книге, газете, журнале, на улице и площади города, на палубе военного корабля и в тылу врага. Графика - это злободневная сатира и пафос героики, классические литературные образы и живое изображение действительности.     

 Великая Отечественная  война оказала громадное воздействие  на художников. Она потребовала  от них необычайного напряжения  творческих сил. В годы Великой  Отечественной войны за одну  ночь рождались блестящая карикатура  и потрясающей силы плакат. Кусок  линолеума, вырезанный прямо с  пола, превращался в гравюру, в  массовом тираже расходившуюся  по воинским частям или сбрасываемую  с самолётов во вражеском тылу.    

 Художники были свидетелями  величайших исторических событий.  В непосредственной боевой обстановке: на фронтах, в партизанских  отрядах и в тылу врага они  собирали живые зарисовки и  этюды, превращая их в законченные  художественные произведения, окрашенные  чувством личного переживания.      

 События Великой Отечественной  войны в произведениях художников  имеет особое значение: искусство  всегда сберегает живую действительность, преображенную творческой волей  художника в бессмертный памятник  мужеству и моральной силе  советского человека.     

 Война принесла советскому  искусству немало тяжелых утрат.  Многие художники, охваченные  горячим чувством патриотизма,  в первые дни войны вступили в ряды народного ополчения, и не все вернулись назад. Многие не вынесли тягот ленинградской блокады.   

  В лучших произведениях литературной и исторической иллюстрации художники создали реалистические образы монументальной силы.  

Выставка ленинградских  художников, развернутая в Москве в 1942 году, произвела потрясающее  впечатление. Листы художников останутся  правдивыми документами, рассказывающими  о жизни города-героя в страшную зиму 1941-42 года.  

 

Портрет военных лет отличается глубоким вниманием к портретируемому, стремлением раскрыть его образ во всей полноте, передать как внешнее сходство, так и душевный облик.

Широкое распространение  в годы войны получил пейзаж. Близость опасности заострила и углубила восприятие художника. Другим стал город, по опустевшим улицам которого вместо нарядной пёстрой толпы проходят ряды бойцов, тяжело громыхают танки. Иным стал пейзаж из окна, потому что  на крыше соседнего дома притаились зенитки. Земля, пропитанная кровью, изрытая рвами и воронками, стала  особенно близкой и дорогой, потому что ей угрожал враг. И художники  рисуют и рисуют без конца эту  дорогую им землю.

Все для фронта! Все для  победы! Под таким лозунгом работали труженики тыла, и художники были вместе с ними повсюду: на рытье окопов и оборонительных сооружений, в партизанских отрядах и цехах заводов... И  рисовали, рисовали...   

Информация о работе Возвышенное и земное в искусстве военных лет