Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:03, биография
ГЛИНКА Михаил Иванович (1804—57) — русский композитор. Первые музыкальные впечатления Глинки связаны с народной песней. Ещё в детстве приобщился к профессиональной музыке (слушал концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них).
В творчестве Чайковского,
в котором ведущими были опера
и симфония, представлены почти все
музыкальные жанры. В музыке отразились
глубокие социально-этические конфликты,
рожденные русской
Опираясь на сложившийся в творчестве М. И. Глинки синтез интонаций городской и крестьянской песни, бытового романса, на интонационный словарь романтической эпохи, Чайковский создал свой мелодический язык, способный и к воплощению тончайших душевных движений, и к обобщению масштабных идей. Все выразительные средства его музыки (мелодия, гармония, оркестровка, форма произведения ) обладают огромной силой экспрессивного воздействия. Великий симфонист, Чайковский явился творцом произведений , отмеченных исключительной интенсивностью развития тематического материала, глубиной его преобразований. Среди сочинений для оркестра главное место занимает симфония. Считая её «исповедью души», «лиричнейшей из всех музыкальных форм», продолжая тем самым линию, идущую от симфонии g-moll Моцарта и Неоконченной симфонии Шуберта, Чайковский в то же время развил традиции бетховенского симфонизма, связанные с острой конфликтностью, с философско-драматической трактовкой жанра; трагедийная линия симфонизма достигла кульминации в 6-й симфонии. Те же принципы претворены и в программных произведениях (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; «Франческа да Римини». 1876, и др.). Качествами, характерными для симфонических произведений, отмечены сочинения в других инструментальных жанрах ( 1 -й концерт для фортепьяно с оркестром , 1875: концерт для скрипки с оркестром , 1878; 3-й струнный квартет, 1876: фортепьянное трио «Памяти великого художника», посвященное Н. Г. Рубинштейну, 1882; Большая соната для фортепьяно , 1878, и др.), а также многие романсы («День ли царит», «Благословляю вас, леса», «Я ли в поле да не травушка была» и др.) и произведения для музыкального театра. В опере «Евгений Онегин» (по Пушкину, 1878) Чайковский создал уникальный образец «лирических сцен». Здесь сложился гибкий ариозно-речитативный стиль, возникло единство и взаимодействие вокальных и симфонических начал, а также лирико-драматических и жанрово-бытового планов, предвосхищены принципы психологического театра А. П. Чехова и К. С. Станиславского. В этой опере Чайковский впервые воплотил свой эстетический идеал «интимной, но сильной драмы» из жизни обыкновенных людей. В операх на исторические сюжеты («Орлеанская дева». 1879; «Мазепа», 1883, и др.) в центре внимания Чайковского прежде всего душевная драма героев. «Пиковая дама» (1890) —пример оперы-симфонии, где оперные формы сочетаются с закономерностями симфонии. Чайковский явился новатором в области балетной музыки: создал высокохудожественные произведения , также насыщенные симфоническим развитием («Лебединое озеро», 1876; «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892).
Чайковскому принадлежат
литературные работы, стихотворения, либретто
некоторых его опер. Критическая
деятельность (впервые выступил в печати
в 1868, сотрудничал в 1871 в газете «Современная
летопись», в 1872—76 — в газете «Русские
ведомости») обнаруживает глубокую проницательность
в оценках музыкальных явлений прошлого
и настоящего, историзм мышления (это нашло
отражение и в обширной переписке Чайковского
). Творчество Чайковского получило признание
ещё при жизни композитора как в России,
так и за рубежом: он был избран членом-корреспондентом
французской Академии изящных искусств
(1892), почётным доктором Кембриджского
университета (1893). Дом Чайковского в Клину
сохраняется как Дом-музей (с 1894), создан
также Дом-музей в Воткинске (1940). С 1958 в
Москве проводится Международный конкурс
имени Чайковского.
Чайковский родился
25 апреля 1840 года в поселке Воткинск. Детство
его прошло без каких-либо заметных и важных
для исследователей событий. В 10 лет его
отправили учиться в Петербург, в училище
правоведения. Возникшая в ранние годы
любовь композитора к музыке подкрепилась
здесь посещением концертов, участием
в хоре. Он также брал частные уроки игры
на рояле.
Окончив училище, Чайковский был вынужден
поступить на службу, хотя для него это
было тягостно и неинтересно. Не оставляя
службы он принялся совершенствовать
свои музыкальные навыки, а в 1862 году поступил
в петербургскую консерваторию - первую
в России - как только она открылась. Окончив
ее с серебряной медалью, композитор едет
в Москву, чтобы стать профессором московской
консерватории (она также совсем недавно
открылась).
Начинается плодотворный московский
период. Самые известные вещи: "Лебединое
озеро", "Ромео
и Джульетта" , абсолютный хит наших
времен, простите за термин, - 1-й
фортепианный концерт (кстати у него
их три, но мало кто сможет напеть что-нибудь
из двух последних). Начата работа над,
как окажется впоследствии, первой вершиной
творчества - оперой "Евгений
Онегин".
Обычно день у Чайковского был сильно
загружен - работа в консерватории требовала
много времени, о (он вел три (!) дисциплины
- теория, гармония и, конечно, композиция.
Его любимым учеником стал Сергей Иванович
Танеев, в будущем его ближайший друг.
Также Чайковский писал обзоры о московской
музыкальной жизни в две газеты - "Современная
летопись" и "Русские ведомости".
Слухи, пошедшие о Чайковском, заставили
его жениться совершенно не по любви. Долго
он не смог вынести, после страшного нервного
срыва он принимает решение ехать за границу.
Решено - Италия. Петр Ильич уже достаточно
известен не только в России, но и в мире.
Он будет сам дирижировать своими произведениями,
он поедет один и приведет свое психическое
здоровье в порядок...
...Итак, Чайковский уезжает за границу,
чтобы во многих странах самому дирижировать
своими произведениями. Среди сочинений
в этот период появляются: "Манфред",
(программная симфония), пятая симфония,
"Итальянское каприччио" для
большого симфонического оркестра, много
романсов, которые теперь истинно, по-Чайковски
глубокие. Вершина оперного творчества
Петра Ильича - "Пиковая
дама" по одноименному произведению
Пушкина. Сочинение было полностью закончено
к 1890 году.
В сочинениях этих лет ведущей чертой
музыки Чайковского стало контрастное
сопоставления полярных образов - добра
и зла, мрака и света, любви и ненависти
или мечты о счастье и гнетущей человека
действительности. Композитор как бы специально
упрощает заложенную мысль, передает ее
очень яркими оркестровыми и инструментальными
средствами, чтобы оно произвело на слушателя
неизгладимое впечатление, чтобы не прошло
мимо слуха, чтобы люди поняли основную
концепцию - идею борьбы добра и зла, фатальности
происходящего.
Этот принцип сохранялся на протяжении
многих лет, но к концу жизненного пути
постепенно происходит трагическое изменение
- добро в музыке перестает побеждать...
Трудны были последние годы композитора,
он не мог назвать их счастливыми. Поселившись
в Клину - в доме, купленном почти целиком
на деньги Надежды Филаретовны фон Мекк
(его мецената, о которой стоило бы написать
не то что отдельный обзор - книгу, настолько
много сделала она для композитора) Петр
Ильич , долго мечтавший о таком тихом
и уютном, своем прибежище, не успокоился.
Его психическое здоровье было сильно
подорвано - жизнь была далеко не безоблачной.
Из под пера композитора выходят последние,
глубоко трагические сочинения. Шестая
симфония - вершина, к которой Чайковский,
возможно, шел всю жизнь. Это - абсолютный
Чайковский, это - лебединая песнь, исповедь
мастера, трагедия его жизни, выраженная
в музыке.
...Даже в самые последние дни жизни композитору
не дано было почувствовать счастье - его
любимое детище, его последнюю симфонию
не поняли слушатели. Еще один страшный
удар, который Чайковский не смог перенести.
Он умирал долго и мучительно.
Глубокой ночью 25 октября
1893 года великого композитора не стало.