Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:03, биография
ГЛИНКА Михаил Иванович (1804—57) — русский композитор. Первые музыкальные впечатления Глинки связаны с народной песней. Ещё в детстве приобщился к профессиональной музыке (слушал концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них).
ГЛИНКА Михаил Иванович (1804—57) — русский композитор. Первые музыкальные впечатления Глинки связаны с народной песней. Ещё в детстве приобщился к профессиональной музыке (слушал концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них). Юные годы Глинки прошли в Петербурге. Благотворно отразились на формировании мировоззрения композитора занятия в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте (1818—22), где его педагогами были известные прогрессивно мыслящие учёные, а воспитателем — В. К. Кюхельбекер. Глинка брал уроки игры на фортепиано у Дж. Филд и Ш. Майера. В 20-х гг. был популярен в музыкальных кругах как пианист, певец. К этому же времени относятся первые сочинения Глинки. Особенно ярко дарование Глинки проявилось в жанре романса («Не искушай», «Бедный певец» и др.). Общение с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, В. Ф. Одоевским, с будущими декабристами способствовало выработке передовых эстетических взглядов и творческих принципов композитора. В 1830—34 Глинка путешествовал по Италии, Австрии, Германии (в Берлине занимался теорией композиции под руководством З.Дена), где познакомился с музыкальной жизнью крупнейших европейских центров, изучал исксство бельканто, создал ряд произведений . Зрелый период творчества композитора открывает опера «Жизнь за царя» (1836). Около 6 лет Глинка работал над 2-й оперой — «Руслан и Людмила» (1842). Произведения высокого мастерства создавались им и в других жанрах: романсы «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», вокальный цикл «Прощание с Петербургом»; «Вальс-фантазия» (написан для фортепьяно в 1839), музыка к трагедии «Князь Холмский» Н. В. Кукольника (1840) и др. В 1837— 39 Глинка служил капельмейстером петербургской Придворной певческой капеллы. Значителен вклад Глинки в развитие русской хоровой культуры. Большое внимание он уделял искусству пения (как исполнитель и педагог): занимался с певцами, в том числе с С. С. Гулак-Артемовским, позднее с Д. М.Леоновой; его советами пользовались О. А. Петров и А. Я. Петрова (первые исполнители ролей Сусанина и Вани). В 1844—47 находился во Франции и Испании. Под впечатлением этой поездки созданы «испанские увертюры» — «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848, 2-я ред. 1851). В 1848 в Варшаве написано «русское скерцо» для оркестра — «Камаринская». В 50-х гг. вокруг Глинки объединилась группа единомышленников, пропагандистов его искусства, в числе которых А. Н. Серов, В. В. Стасов, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев. В эти годы возникли замыслы симфонии «Тарас Бульба», оперы «Двумужница» (не осуществлены). Задумав создать оригинальную систему русского контрапункта. Глинка, живя в 1856 в Берлине, углублённо изучал полифонию старых мастеров и одновременно мелодии знаменного распева, в которых он видел основу русской полифонии. Эти идеи Глинки были впоследствии развиты С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым и др.
Творчество Глинки — свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки Глинка , подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили обще-национальное и мировое значение русской музыкальной культуры. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древне-русского хорового искусства , по-новому в нём претворились достижения русской композиторской школы 18— начала 19 вв. Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке. Обобщил характерные черты русской народной музыки , он открыл в своих операх мир народной героики, былинного эпоса, народной сказки. Глинка уделял внимание не толькои фольклору (как его старшие современники А. А. Алябьев, А.Н.Верстовский, А. Л. Гурилев и др.), но и старинной крестьянской песне, использовав в сочинениях старинные лады, особенности голосоведения и ритма народной музыки. В то же время его творчество тесными узами связано с передовой западно-европейской музыкальной культурой. Глинка впитал традиции венской классической школы, особенно традиции В. А. Моцарта и Л. Бетховена, был в курсе достижений романтиков различных европейских школ. Определяющими для эстетики Глинки явились передовые художественные тенденции русского реалистического искусства пушкинского времени. Законченное выражение в творчестве композитора получил пушкинский принцип «поэзии действительности», сочетания правды и красоты.
В творчестве Глинки представлены почти все основные музыкальные жанры, и прежде всего опера. «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» открыли классический период в русской опере и положили начало её основным направлениям : народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Новаторство Глинки проявилось и в области музыкальной драматургии : впервые в русской музыке он нашёл метод целостного симфонического развития оперной формы, полностью отказавшись от разговорного диалога. Общими для обеих опер являются их героико-патриотическая направленность, широкий эпический склад, монументальность хоровых сцен. Ведущая роль в драматургии «Жизнь за царя» принадлежит народу. В образе Сусанина Глинка воплотил лучшие качества русского характера, придал ему реалистичные жизненные черты. В вокальной партии Сусанина он создал новый тип русского ариозно-распевного речитатива, получившего впоследствии развитие в операх русских композиторов. В опере «Руслан и Людмила», переосмыслив содержание шутливой ироничной поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка усилил эпические черты, выдвинул на первый план величавые образы легендарной Киевской Руси. Сценическое действие подчинено принципам былинных повествований. Типичный для драматургии «Жизнь за царя» метод конфликтногo развития в «Руслане и Людмиле» уступает место картинным сопоставлениям, замкнутым формам вокально-симфонических сцен. Впервые у Глинки получил воплощение мир Востока (отсюда ведёт начало ориентализм в русской классической опере), показанный в тесной связи с русской, славянской тематикой. Опера «Руслан и Людмила»— прямая предшественница русских эпических опер, она прокладывает путь к образному миру сочинений Бородина и Римского-Корсакова.
Симфонические произведения
Глинки определили дальнейшее развитие
русской симфонической музыки. В «Камаринской»
Глинка раскрыл специфические особенности
национального музыкального мышления,
синтезировал богатство народной музыки
и высокого профессионального мастерства.
Продолжение у русских композиторов-классиков
получили традиции «испанских увертюр»
( от них — путь к жанровому симфонизму
«кучкистов»), «Вальса-фантазии» (его лирические
образы родственны балетной музыке и вальсам
Чайковского). Велик вклад Глинки в жанр
романса. В вокальной лирике он впервые
достиг уровня поэзии Пушкина, добился
полной гармонии музыки и поэтического
текста. Глинке принадлежат мемуары («Записки»,
1854—55, опублекованные в журнале «Русская
старина», 1870, т. 1—2). А. Н.Серов записал
его «Заметки об инструментовке» (впервые
опублекованные в «Музыкальном и театральном
вестнике», 1856, № 2, 6). Творчество Глинки
дало могучий толчок развитию национальной
музыкальной культуры.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844—1908) — русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр. В 1859— 1960 брал уроки у пианиста Ф. А, Канилле. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (1862—65) и посетил ряд стран Европы, Северной и Южной Америки. В 1861 стал членом Балакиревского кружка «Могучая кучка» , оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. Под влиянием и руководством М. А. Балакирева созданы 1-я симфония (1865), «Сербская фантазия» (1867), ряд романсов и др. В 60-х гг. творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях , среди которых: симфоническая музыкальная картина «Садко» (1867), 2-я симфония «Антар» (1868). В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея). С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова : был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—-94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам. В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).
Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составил сборник «Сто русских народных песен», 1877: гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, — «40 народных песен». 1882). Увлечение фольклором, древне-славянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю. 1879), «Снегурочка» (по А.Н.Островскому, 1881), «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1895). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики — искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости. Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) — беспощадная сатира на царское самодержавие.
Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже...»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе — либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.
Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра — «Испанское каприччио» (1887) и«Шехеразада» (1888). Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в т. ч. вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря».
Творчество Римского-Корсакова
ярко национально. Композитор использует
подлинные образцы музыкального
фольклора и органично
Важное просветительское значение имела дирижёрская деятельность Римского-Корсакова , пропагандировавшего произведения русских композиторов. Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина»; Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела его педагогическая деятельность. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров. Частичным обобщением педагогического опыта явились его учебники гармонии и оркестровки, ценным историческим документом —автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1906). В 1944 в городе Тихвин открыт Дом-музей, в 1971 в Ленинграде — Музей-квартира Римского-Корсакова.
ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840—93) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в Министерстве юстиции (до 1863). С 1861 занимался в Музыкальных классах РМО, преобразованных в 1862 в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна. В 1866— 1878 профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки), среди учеников — С. И. Танеев. Благотворным для идейно-художественного развития Чайковского было общение с А. Н. Островским, П.М.Садовским, Н.Г.Рубинштейном и др., посещение Артистического кружка, благодаря чему возрос его интерес к русской народной, в т. ч. городской, песне. Чайковский активно участвовал в музыкальной жизни Москвы; здесь издавались и исполнялись его произведения , определились основнйе жанры творчества. Результатом знакомства (1868) и творческих контактов с членами «Могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений (по совету М. А. Балакирева написана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», 1869, симфония «Манфред», 1885: В. В. Стасов подсказал Чайковскому замысел симфонической фантазии «Буря», 1873). Творчество 70-х гг. отличают напряжённость исканий, многообразие художественных интересов. В конце 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни (неудачная женитьба). В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В эти годы немаловажными для Чайковского были материальная поддержка и переписка (1876--90.) с Н. Ф. фон Мекк. В середине 80-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 избран директором Московского отделения РМО, способствовал поднятию уровня музыкальной культуры Москвы. С 1885 постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 — в самом Клину. С конца 80-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западно-европейскими музыкантами (X. фон Бюлов, Э. Григ, А. Дворжак, Г. Малер. А. Никиш, К. Сен-Санс и др.).