Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:33, реферат
Тема войны до сих пор не устарела в нашей литературе. На войне шла настоящая проверка личности на подлинность. Именно этим объясняется рассвет русской литературы в военное и послевоенное время. Одна из главных тем военной литературы - тема подвига.
Введение………………………………………………………………………..3
2. Подвиг народа в Великой Отечественной войне…………………………4
3. Человек и война по произведениям:…………………………………….....6
• В.Быкова «Сотников»;
• В.Распутина «Живи и помни»;
• Ю.Бондарева «Батальоны просят огня»;
• Кондратьева «Сашка».
4. «У войны не женское лицо»………………………………………………...15
5. Заключение…………………………………………………………………...17
В повести сталкиваются
не представители двух разных миров,
а люди одной страны. Герои повести
-- Сотников и Рыбак - в обычных условиях,
возможно, и не проявили бы свою истинную
натуру. Но во время войны Сотников с честью
проходит через тяжелые испытания и принимает
смерть, не отрекаясь от своих убеждений,
а Рыбак перед
лицом смерти меняет свои убеждения, предает
Родину, спасая свою жизнь, которая после
предательства теряет всякую цену. Он
фактически становится врагом. Он уходит
в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие
ставится выше всего, где страх за свою
жизнь заставляет убивать и предавать.
Перед лицом смерти человек остается таким,
каков он есть на самом деле. Здесь проверяется
глубина его убеждений, его гражданская
стойкость.
В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: «Прости, брат». «Иди ты к черту!» - следует ответ.
Характеры героев проявляются медленно. Рыбак становится нам неприятен, вызывает ненависть, так как он способен на предательство. Сотников же открывается как натура волевая, мужественная. Писатель гордится Сотниковым, последним подвигом которого стала попытка взять всю вину на себя, сняв ее со старосты и Демчихи, попавших к фашистам за помощь партизанским разведчикам. Долг перед Родиной, перед людьми, как главнейшее проявление собственного Я - вот на что обращает внимание автор. Сознание долга, человеческое достоинство, солдатская честь, любовь к людям - такие ценности существуют для Сотникова. Именно о людях, попавших в беду, думает он. Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь - единственная реальная ценность. А у Рыбака была просто жажда жизни. И главное для него - выжить любой ценой. Конечно, многое зависит от человека, его принципов, убеждений. У Рыбака много достоинств: ему свойственно чувство товарищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, делится с ним остатками пареной ржи, в бою ведет себя достойно. Но как же случилось, что он становится предателем и участвует в казни своего товарища? На мой взгляд, в сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь со всеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь - эти категории не тревожат его душу. Столкнувшись же один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно слабым человеком. Если Сотников думал только о том, как умереть достойно, то Рыбак хитрит, обманывает себя и в результате сдается врагам. Он считает, что в минуты опасности каждый думает только о себе.
Сотников, несмотря на неудачи: плен, побег, затем опять плен, побег, а потом партизанский отряд, не ожесточился, не стал равнодушным к людям, а сохранил в себе верность, ответственность, любовь. Автор не обращает внимание на то, как однажды в бою Сотников спасает жизнь Рыбаку, как больной Сотников все же идет на задание. Отказаться Сотников не мог, так как это противоречило его жизненным принципам. В последнюю ночь своей жизни герой вспоминает юность. Ложь отцу в детстве стало для него уроком мук совести. Поэтому герой строго судит себя и держит ответ перед совестью. Он остался человеком в жестоких условиях войны. В этом подвиг Сотникова. Мне кажется, что в трагических ситуациях войны трудно остаться верным себе, своим нравственным принципам. Но именно такие люди долга
и чести борются со злом, делают жизнь прекраснее, а нас они заставляют задуматься: умеем ли мы жить по совести.
В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить.
Творчество В. Быкова
трагично по своему звучанию, как трагична
сама война, унесшая десятки миллионов
человеческих жизней. Но писатель рассказывает
о людях сильных духом, способных встать
над обстоятельствами и самой смертью.
И сегодня, я считаю, невозможно давать
оценку событиям войны, тех страшных лет,
не принимая во внимание воззрений на
эту тему писателя Василя Быкова.
Произведение проникнуто раздумьями о
жизни и смерти, о
человеческом долге и гуманизме, которые
несовместимы с любым проявлением эгоизма.
Углубленный психологический анализ каждого
поступка и жеста героев, мимолетной мысли
или реплик - дна из самых сильных сторон
повести «Сотников».
Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так - страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Другая причина, по которой приз церкви был вручен автору «Сотникова» кроется в том, что религия всегда проповедует идею понимания и прощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления.
В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, например образ Андрея Гуськова из повести Валентина Распутина «Живи и помни». Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале, и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Но не тут то было, весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила его, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновенье. И в минуты душевной смуты и отчаянья Андрей принимает роковое для себя решение, которое перевернуло всю его жизнь и душу, сделала его другим человеком.
В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название повести “Живи и помни” наталкивает нас на более глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова “Живи и помни” - говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни человека.
Андрей боялся ехать на фронт, но больше этой боязни была обида и злость на все то, что его возвращало на войну, не дав побыть дома. И, в конце концов, он решается на преступление и становится дезертиром. Раньше у него и в мыслях не было такого, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего. И тот самый день, в который ему не дали отпуска, становится роковым и переворачивает жизнь героя и его семьи.
Когда Андрей оказался около родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей, оглядываться назад, бояться каждого шороха. Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если солдат на войне думает только о победе, он может стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Постоянно думая о встрече с семьей, солдат мысленно стремиться увидеть всех своих родных и близких, поскорей попасть в родной дом. В Андрее эти чувства
были очень сильными, ярко выраженными. И поэтому он - личность, обреченная на гибель с самого начала, так как с той минуты, когда началась война, и до последнего момента он жил воспоминаниями и в ожидании встречи.
Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Жена его - Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Как и ее муж, Настена - жертва всесокрушающей войны и ее законов. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей и даже наказание. Все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. “Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, преж-де победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка -- об этом Настена не могла не до-гадываться. Теперь приходилось думать не о счас-тье -- о другом. А оно, напугавшись, отодвину-лось куда-то, затмилось, заслонилось -- ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды”.
Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор, который на себя брала Настена. Ей постоянно приходилось врать, вывертываться из сложных ситуаций, придумывать, что говорить односельчанам.
Автор вводит в повесть “Живи и помни” много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встречах Андрея с Настеной. Они не только вспоминают самые яркие впечатления из прошлого, но и размышляют о будущем. По моему мнению, здесь очень четко выделяется граница между прошлой и будущей жизнью Настены и Андрея. Из их разговоров понятно, что раньше они жили счастливо: это доказывает множество вспоминавшихся им радостных случаев и моментов. Их они себе очень ясно представляют, как будто это было совсем недавно. А вот будущую жизнь они не могут себе представить. Как это можно жить вдали от всего человеческого народа, не видеть мать с отцом и друзей? Нельзя же всю оставшуюся жизнь прятаться ото всех и всего бояться! Но другого пути у них нет, и герои это понимают. Стоит заметить, что в основном Настена и Андрей говорят о той, счастливой жизни, а не о том, что будет.
Повесть заканчивается трагической смертью Настены и ее, не родившегося ребенка. Она устала жить такой жизнью - жизнью вдали от всего живого. Настена уже ничему не верила, ей казалось, что она это все придумала сама. “Голова действительно разламывалась. Настена готова была содрать с себя кожу. Она старалась меньше думать и шевелиться - не о чем ей думать, некуда шевелиться. Хватит.… Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть!”. Она прыгнула за борт лодки и … Автор даже не написал этого слова - утонула. Он описал все это образными словами. “Далеко-далеко изнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки”.Заметна игра слов - “жуткой” и “красивой” сказки. Наверное, так оно и есть - жуткая, потому что это все же смерть, а красивая, потому что именно она избавила Настену от всех ее мучений и страданий.
Отдаленное влияние войны на жизнь конкретных людей. Отголоски совершенных во время войны поступков сказываются не только на жизни героя, но и на жизни близких ему людей. Выбор, который когда-то был сделан, предопределяет все дальнейшие его поступки и приводит к вполне закономерному итогу.
Война - явление сложное, обстановка может измениться чрезвычайно быстро, и необходимо делать выбор. Особенно тяжело решать судьбы других людей, принимать на себя ответственность, во многом определять, кто останется жить. Именно такая ситуация нашла отражение в одной из ранних повестей Юрия Бондарева «Батальоны просят огня». Автор пишет о штурме Киева, очевидцем которого был. Критики отнюдь не случайно назвали это произведение «трагедией в прозе», так как речь идет о простой и одновременно жесткой реальности. Батальонам была поставлена задача захватить плацдарм для наступления, что, и было выполнено. И здесь, среди крови и смерти, человек просто, незаметно делает обычное и святое дело - защищает Родину. Отражая яростные контратаки противника, сражаясь за каждый метр земли, солдаты и офицеры ждут поддержки артиллерии, надеются на скорый подход главных сил. Но, пока шла переправа через Днепр, пока длился жестокий бой, изменилась обстановка на этом участке фронта. Дивизия должна направить все силы, всю огневую мощь на другой плацдарм, наступление с которого признано более перспективным. Такова жестокая логика войны. Командирам батальона передан новый приказ: держаться до последнего, отвлечь на себя силы противника, помешать их переброске.
Ю.Бондарев создает реалистические образы командиров и солдат, которые обладают конкретными никому несвойственными чертами. Все они готовы отдать жизнь за Отчизну, сделать все для победы, но всем им хочется дожить до этой победы, хочется обычного человеческого счастья, мирной жизни. Если солдат на фронте отвечает только за себя, за свой «маневр», то командиру намного труднее. Так, майор Бульбанюк, понимая, в какое тяжелое положение попал его батальон, получив смертельное ранение, жалеет лишь о том, что «людей не уберег, первый раз за всю войну не уберег».
Капитан Борис Ермаков, командир другого батальона, казалось бы, совсем иной человек. Ермаков сжился с войной и, кажется, не особенно задумывался о ней. Он азартен, любит риск, весел, даже бесстрашен. Но в то же время он благороден, справедлив, в бою не жалеет себя, его, на мой взгляд, можно назвать человеком чести и долга. Именно этот герой остается жив. В решительном и откровенном разговоре Ермаков бросает командиру Шевцову в лицо жестокое обвинение о гибели людей, безвинных солдат. Он требует объяснить, почему и зачем послали на бессмысленную гибель батальоны. Но на такие вопросы нет однозначного ответа. Думаю, что именно об этом стихи, написанные А.Твардовским:
«Я знаю, никакой моей вины,
В том, что другие не пришли с войны.
Что все они, кто старше, кто моложе,
Остались там.
И не о том же речь, что я их мог,
Но не сумел сберечь.
Речь не о том, но все же, все же, все же…»
Вероятно, эти чувства в той или иной мере свойственны всем, кто прошел войну и выжил и вернулся. Книги о Великой Отечественной войне необходимы не только потому, что, в них отражена история нашей страны, но и потому, что, читая их, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».
Ведя бой на плацдарме, в тылу противника и уже понимая, что поддержки не будет и что батальон обречен на гибель, Ермаков и перед лицом смерти не изменяет чувству долга, не падает духом. Он вершит свой незаметный подвиг... Сначала и не понимаешь, что это и есть подвиг. В бондаревских «Батальонах...» погибают почти все. Из нескольких сотен людей, в самых жестоких и безнадежных обстоятельствах до конца выполнивших свой солдатский долг, в живых остаются только пятеро. В такие дни и в такие минуты особо суровой мерой измеряется мужество и совесть человеческая. Кажется, ведь об этом никто не узнает, стоит чуть-чуть поберечь себя - и ты спасен. Но спасен ценою жизни других: кому-то нужно пройти эти страшные метры, а значит, погибнуть, потому что еще ни один рубеж в мире не был взят без жертв. Капитан Ермаков, вернувшийся после боя к своим и повзрослевший за сутки чуть ли не на несколько лет, нарушая все уставы и субординацию, бросит гневно и бескомпромиссно в лицо командиру дивизии, карьеристу Иверзеву: «Я не могу считать вас человеком и офицером». А сколько было таких Ермаковых, таких безнадёжных битв за плацдарм, наконец, таких батальонов, практически полностью уничтоженных во Второй Мировой! Десятки? Сотни? Тысячи? Правда, в этой войне - это подвиг и смерть тысяч за жизнь, свободу и славу миллионов.
Информация о работе Великая Отечественная война в литературных произведениях