Великая Отечественная война в литературных произведениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:33, реферат

Описание работы

Тема войны до сих пор не устарела в нашей литературе. На войне шла настоящая проверка личности на подлинность. Именно этим объясняется рассвет русской литературы в военное и послевоенное время. Одна из главных тем военной литературы - тема подвига.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
2. Подвиг народа в Великой Отечественной войне…………………………4
3. Человек и война по произведениям:…………………………………….....6
• В.Быкова «Сотников»;
• В.Распутина «Живи и помни»;
• Ю.Бондарева «Батальоны просят огня»;
• Кондратьева «Сашка».
4. «У войны не женское лицо»………………………………………………...15
5. Заключение…………………………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

Кировское областное государственное образовательное учреждение.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Кировское областное государственное образовательное  учреждение

«Вятский  государственный техникум профессиональных технологий, управления и сервиса» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

На тему великая Отечественная война в литературных произведениях 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка

23-Т группы

Клепова Ульяна

Проверила: преподаватель

русского  языка и литературы

Медведева Е.Н. 
 
 
 
 
 
 

Киров 2012г.

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………..3

2. Подвиг народа  в Великой Отечественной  войне…………………………4

3. Человек и война по произведениям:…………………………………….....6

· В.Быкова «Сотников»;

· В.Распутина «Живи и помни»;

· Ю.Бондарева «Батальоны просят огня»;

· Кондратьева «Сашка».

4. «У войны не женское лицо»………………………………………………...15

5. Заключение…………………………………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

« Я знаю, никакой  моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто  старше, кто моложе -

Остались  там, и не о том  же речь,

Что я их мог, но не сумел  сберечь, -

Речь  не о том, но все  же, все же, все  же…»

(А.Т.Твардовский) 

Введение.

В.Г.Распутин, размышляя  о традициях народов, их судьбах  в современных условиях, убежденно  сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека». Природа мудра. Она так выстроила путь человеческой жизни, чтобы не ослабевала и не рвалась нить, объединяющая и соединяющая поколения. Храня теплую память о прошлом, мы сохраняем чувство ответственности за Родину, укрепляем веру в силу своего народа, ценность и неповторимость его истории. Поэтому велика и ничем не заменима роль художественной литературы в нравственно - патриотическом воспитании новых поколений. Сложно и многогранно ее воздействие на формирование у молодого гражданина исторической памяти.

Каждое литературное произведение несет на себе отпечаток  своего времени, вырастает из истории  отечественной культуры и воспринимается в контексте ее прошлого и настоящего опыта. И человек вырастает как часть общества, часть его истории. Животрепещущая память о прошлом и является опорой человека в жизни, силой его «самостоянья». «Самостоянье человека - залог его величия», - сказал А.С.Пушкин.

Современная литература углубленно и пристально всматривается  в героические эпохи истории  нашего народа, в духовные и нравственные корни наших реальных достижений,

показывает высокий  нравственный потенциал человека. Современная литература сделала многое для сбережения культурного наследия прошлого, для развития исторической памяти у нового поколения.

Тема морали, нравственных исканий активно разрабатывается  нашей литературой. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в прозе о войне. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых, наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма русских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Война... Само слово  говорит нам о беде и горе, о  несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны.

Тема войны  до сих пор не устарела в нашей  литературе. На войне шла настоящая  проверка личности на подлинность. Именно этим объясняется рассвет русской  литературы в военное и послевоенное время. Одна из главных тем военной литературы - тема подвига.

На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания - учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Подвиг  народа в Великой Отечественной войне.

Сердцу каждого  гражданина России дорог праздник Победы, победы советского народа в Великой  Отечественной войне. Дорог памятью  о более двадцати миллионах сыновей  и дочерей, отцов и матерей, отдавших свою жизнь за свободу и светлое будущее дорогой их сердцу Родины. Памятью о тех, кто залечивал фронтовые раны, возрождал страну из руин и пепла. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.

Мы, молодежь 90-х, не видели войны, но мы знаем о ней почти всё, знаем, какой ценой было завоевано счастье. Мы обязаны помнить о тех девчатах из повести Б.Васильева «А зори здесь тихие», которые, не задумываясь, уходили на фронт защищать свою Родину. Разве им следовало носить мужские сапоги и гимнастерки, держать автоматы в руках? Конечно, нет. Но они понимали, что в тяжелые годы для Родины членские взносы они обязаны платить не рублями, а собственной кровью, жизнью. И они пошли на встречу фашистским головорезам, чтобы не дать им возможности пройти к Беломоро-Балтийскому каналу, они не испугались, не растерялись, ценою своей жизни выполнить долг перед Родиной. Смерть не властна над такими людьми потому, что ценой своей жизни они отстаивали свободу.

Бессмертен подвиг солдат, которые защищали Сталинград. Об этих героях рассказывает нам Ю. Бондарев в романе «Горячий снег». Где он описывает живых людей тех, с которыми встречался на войне, с которыми вместе шагал по дорогам Сталинградских степей, Украины и Польши, толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стрелял, стоял на прямой наводке, спал, как говорят солдаты, на од-ном котелке, ел пропахшие гарью и немецким толом помидоры и делился последним табаком на закрутку в конце танковой атаки. Которые, в ужасном сражении бились до последней капли крови. Эти люди погибали, прекрасно понимая, что они отдают свои жизни во имя счастья, во имя свободы, во имя чистого неба и ясного солнца, во имя будущих счастливых поколений.

Война... Как много  говорит это слово. Война - страдание  матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких.

Да, они совершали  подвиг. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие - подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь. Наши воины знали, понимали, что необходимо победить это черное зло, эту жестокую, свирепую банду убийц и насильников, иначе они поработят весь мир. Тысячи людей не щадили себя, отдавали свою жизнь за правое дело. Поэтому с огромным волнением читаешь строки из письма Месельбека, героя повести Ч.Айтматова «Материнское поле»: «…Мы не выпросили себе войну и не мы ее затеяли, это огромная беда для всех нас, всех людей. И мы должны проливать свою кровь, отдавать свои жизни, чтобы сокрушить, чтобы уничтожить это чудовище. Если мы это не сделаем, то не достойны, будем имени Человека. Через час я иду выполнять задание Родины. Вряд ли я вернусь живым. Я иду туда, чтобы сохранить в наступлении жизнь многим моим товарищам. Я иду ради народа, ради победы, ради всего прекрасного, что есть в Человеке». Вот такие люди и победили фашизм.

«Люди теплые живые шли  на дно, на дно, на дно…»

Человек и война

Великая Отечественная  война - это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в  стороне от этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись.

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ... писали.

В. Быков пришел в литературу, чувствуя себя обязанным  рассказать о том, насколько тяжела была минувшая война, какие героические  усилия миллионов людей потребовались  для того, чтобы добыть ее в огне ожесточенных боев. И само это чувство, которое определяет, внутренний пафос всех военных произведений писателя, и его гуманистическая страстность, нравственный максимализм, бескомпромиссная правдивость в изображении войны имеют глубокую связь с тем, что В.Быков действительно пишет от имени поколения своих ровесников, и вообще фронтовиков, не только тех, которые остались живыми, но и тех, которые отдали свою жизнь ради победы над фашизмом. Он очень органично, всей своей человеческой сутью ощущает кровную слитность, солдатское родство, с теми, кто погиб на полях былых сражений.

Василь Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях  о человеке, о его поведении  на войне, о долге и чести, которыми руководствуется герой одноименной  повести «Сотников».

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

Проблема нравственного  выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта  проблема ставится практически во всех его повестях: «Альпийская баллада», «Обелиск», «Сотников» и других. В  повести Быкова «Сотников» подчеркнуто, заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Василь Быков  строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.

В каждой новой  повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Сюжет повести

«Сотников» психологически закручен так, что критики сбились с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой - предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа.

Но на самом  деле сюжет повести прост: два  партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание - добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от, в общем-то, пустякового задания, но он чувствует себя не-достаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается «грязной работы».

Два партизана  по-разному реагируют на предстоящую  опасность, и читателю кажется, что  сильный и сообразительный Рыбак  более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый  и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу».

Информация о работе Великая Отечественная война в литературных произведениях