Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:04, реферат
Генрих Гейне родился в Дюссельдорфе – в ту пору в небольшом, тихом городе, расположенном на правом берегу Рейна. Впоследствии он менял места жительства несколько раз. Самсон Гейне – отец будущего поэта – был добрым, но довольно легкомысленным человеком, фактически главой семьи была мать – Бетти Гейне. Широко образованная для того времени женщина, она усвоила многие передовые идеи французских просветителей.
Генрих Гейне родился в Дюссельдорфе – в ту пору в небольшом, тихом городе, расположенном на правом берегу Рейна. Впоследствии он менял места жительства несколько раз. Самсон Гейне – отец будущего поэта – был добрым, но довольно легкомысленным человеком, фактически главой семьи была мать – Бетти Гейне. Широко образованная для того времени женщина, она усвоила многие передовые идеи французских просветителей.
Воспитание своего первенца Бетти
взяла целиком под свое наблюдение.
Мечтая о блестящей административной
или военной карьере для
«Мать мысленно связала со мной всякие великие, высокого полета затеи, и все воспитательные планы стремились к этой цели, - писал в своих «Мемуарах» Гейне. – Мать играла главную роль в истории моего развития, она составляла программы всех моих учебных занятий, и ее воспитательные планы возникли еще до моего рождения. Я послушно исполнял ее пожелания, но, сказать по правде, именно она была повинна в бесплодности большинства моих попыток и стремлений на поприще гражданской службы, ибо служба никогда не соответствовала моей натуре».
Городок Дюссельдорф, как и Германию в целом, затронули события, связанные с войнами Наполеона в Европе. Французские войска даже и под знаменами Наполеона несли на немецкую землю идеи прогрессивных для феодальной Германии буржуазных преобразований.
Впечатления раннего детства оставили неизгладимый след в памяти Гейне, и впоследствии сыграли немалую роль в формировании его оппозиционного отношения к феодально-сословному строю Германии.
Мать
Гейне планировала будущее
В 1816 году
в связи с материальными
Осенью 1819 года, выдержав приемные экзамены, Гейне поступил в университет в Бонне.
Первые стихотворения Гейне, подписанные замысловатом псевдонимом Фрейдгольд фон Ризенгарф появляются еще во время пребывания в Гамбурге. Регулярная литературная деятельность Гейне начинается с 1821 года, когда в Берлине выходит его первый небольшой сборник. В это время Гейне знакомится с Августом Вильгельмом Шлегелем, читавшим курсы немецкого языка. Шлегель был человеком разных дарований и интересов: поэт, драматург, переводчик на немецкий язык Шекспира и Кальдерона, один из основателей первого печатного органа. Шлегель среди студентов выделял Гейне. Он приглашал юношу к себе домой, делился опытом.
Однако даровитый ученик не был прилежным подражателем именитого наставника. Он сразу же пошел в литературу своим путем. В августе 1820 года Гейне публикует свою первую литературно-критическую статью «Романтика».
Гейне сменил несколько университетов. В апреле 1821 года студент-юрист прибыл в столицу Пруссии. Местом учебы был избран Берлинский университет. У Гейне появились друзья, он вступил в некоторые литературные общества, салоны; в частности, интересное литературное общество собиралось в доме Фарнгагена фон Энзе. Хозяин дома был незаурядной личностью: известный литератор, дипломат, участник войны с Наполеоном на стороне русских. Также Гейне посещал салон, где поклонялись Байрону. В этом обществе поэт торжественно был провозглашен первым преемником прославленного создателя «Чайльд Гарольда».
В декабре 1821 года первый поэтический
сборник Гейне вышел в свет.
В него вошли стихи, затем
составившие один из разделов
первого цикла «Книги песен»,
а также переводы из Байрона,
поэзией которого Гейне
После окончания в 1825 году университета Гейне пробует найти практическое применение своим знаниям. Однако попытки добиться кафедры в Берлинском и Мюнхенском университетах, получить адвокатскую практику в Гамбурге кончаются неудачей. И книги его – что еще более тяжело для Гейне – систематически подвергаются цензурным запретам.
По складу таланта лирик, Гейне в эти годы упорно овладел законами драматургии. Еще в Геттингене он приступил к созданию трагедии «Альманзор». В трагедии рассказано, как в прошлом верные друзья Абдулла и Али выбирают в жизни разные пути, и что из этого получилось. В августе 1823 года пьеса была поставлена в Брауншвейгском театре. Молодчики из местных «патриотов» учинили в зрительном зале скандал, и представление сорвалось. Объявить повторный спектакль дирекция театра уже не решилась.
Однако поэт продолжал работать в области драматургии. В январе 1822 года, в течение трех дней, без предварительных набросков Гейне написал вторую трагедию «Вильям Ратилиф». Трагедия была создана в традициях очень популярной в эти годы «драмы судьбы». В драме судьбы изображалась власть сверхъестественных сил над человеком.
В 1827 году появляется в печати «Книга песен». В ней Гейне объединил стихи, написанные с 1816 по 1827 год. «Книга песен» состояла из нескольких циклов. Этот большой сборник стихотворений занимает не только важное место в творческом наследии Генриха Гейне, он сыграл важнейшую роль в развитии всей немецкой лирики.
Новым
важным моментом в развитии творческого
таланта Гейне были «Путевые картины»
(1824-1830 гг.) В них отразился значительный
рост критических тенденций
В 1827 году Гейне совершает поездку в Англию, в 1828 году путешествует по Италии.
Получив в начале 1830 года известие о революции во Франции – «эти солнечные лучи, завернутые в газетную бумагу», по образному выражению самого Гейне – воодушевленный этими событиями и находясь одновременно под влиянием тяжелых обстоятельств, в которые он был поставлен в Германии, Гейне принимает решение об отъезде в Париж. В мае 1831 года он покидает родину.
Живя во Франции, Гейне ни на минуту не выпускает из виду событий, происходящих в Германии. Гейне часто посещает собрания последователей Сен-Симона – поборников утопического социализма. В числе новых знакомых Гейне во Франции – выдающиеся писатели, композиторы, художники – Беранже, Бальзак, Жорж Санд, Шопен, Берлиоз и многие другие.
В 30-е годы Гейне выступает по преимуществу как публицист, создавая важнейшие работы, посвященные вопросам эстетики, философии, общественно- политической жизни. На время эти работы отодвинули на задний план собственно художественное творчество.
В 30-е годы Гейне пишет такие произведения, как цикл стихов «Новая весна», новеллу «Флорентийские ночи» и незавершенные наброски из «Мемуаров Шнабелевопского».
Стихотворения из сборника «Новая весна» представляли собой в поэтическом творчестве Гейне промежуточный этап от «Книги песен» к последующей политической лирике.
Переселившийся в Париж Гейне бодр, полон новых впечатлений и оптимистических надежд; для него наступает пора «второго цветения». Так возникло название «Новая весна». И в соответствии с замыслом в нем много стихотворений, дышащих пышным ароматом расцветающей весенней природы.
Новые тенденции в мировоззрении и творчестве Гейне получили отражение в его книге «Людвиг Берне» (1840 г). Эта книга является крупнейшим публицистическим произведением Гейне.
С 1840 по 1843 годы, возобновив сотрудничество во «Всеобщей газете», Гейне опять систематически публикует корреспонденции об общественно-политической жизни Франции. Позднее, в 1854 году, значительно расширив и переработав эти статьи, он издает их в виде книги под названием «Лютеция». Здесь в еще более полной степени, чем в книге «Людвиг Берне» раскрыт вопрос о противоречиях буржуазного общества.
В
эти же годы Гейне пишет поэму
«Атта Тролль» (1841 г). Поэма свидетельствует
о большой сложности и
Вершиной
творческих достижений Гейне явилась
поэма «Германия. Зимняя сказка» (1844
г)., в которой воплотился весь предшествующий
опыт идейно-художественного
Творчество Гейне последнего периода (1848-1856 гг.) определяется обстановкой, сложившейся в результате неблагоприятного исхода революции 1848-49 года. Стихотворение «Михель после марта» - первая реакция Гейне на результаты немецкой революции…
Замечательным образцом поэзии Гейне последнего этапа является сборник стихов «Романсеро», составленный преимущественно из стихотворений 1848-1851 годов.
Последние
стихотворения Гейне (1853-56 годы) не представляли
собой единого целого в композиционном
отношении. Часть из них появилась
в печати в 1854 году в составе отдельного
цикла под названием «
Вскоре Гейне тяжело заболевает. Терзаемый физическими муками, постоянно думая о родной стране, он пытается выхлопотать разрешение на приезд в Берлин, чтобы лечиться там у знаменитого хирурга Диффенбаха – своего товарища студенческих лет. Но прусское правительство не только ответило решительным отказом на просьбу умирающего поэта, но еще и пригрозило ему немедленным арестом, если он появится на прусской территории. Так до конца своих дней Гейне остался политическим изгнанником.
Здесь можно также заметить следующее: Генрих Гейне был одним из многих поэтов, но он выделялся искренней любовью к Родине и большим патриотизмом.
Скончался Гейне 16 февраля 1856 года и был похоронен на кладбище Монмартр в Париже.
«Книга песен» Г. Гейне. Первый цикл: «Юношеские страдания»
В 1827 году увидел свет сборник стихов Г. Гейне "Книга песен". Сюда вошло все его раннее творчество 1817–1827 годов, на этом сборнике основана мировая слава поэта.
Основная ситуация сборника автобиографична: лирический герой Гейне страдает от неразделенной, несчастной любви, от неверности своей возлюбленной, но значение сборника основано на новом содержании, которое появляется в центральном образе романтического героя. Гейне создает обобщенный портрет молодого европейца кризисной эпохи Реставрации, человека глубоко разочарованного, меланхоличного; с самого начала его лирику пронизывает ощущение неразрешимых противоречий окружающей действительности. Лирический герой Гейне живет в разорванном, надломленном мире, и трещина проходит через сердце поэта.
Гейне — поздний романтик, виртуозно использующий разнообразные традиции немецкой романтической поэзии. В отличие от его предшественников, ему становятся узки рамки одного лирического стихотворения; сложность его чувств требует выражения не в единичном произведении, а в целом стихотворном цикле. Именно стихотворный цикл становится единицей мышления Гейне-поэта, он смело экспериментирует с этой поэтической формой.
«Книга песен» состоит из четырех циклов: «Юношеские страдания» (1821 г.), «Лирическое интермеццо» (1822 г.), «Опять на родине» (1824 г.) и «Северное море» (1826 г.).
Наиболее традиционен по темам и жанрам первый цикл. «Юношеские страдания», в свою очередь, делятся на разделы: «Сновидения», «Песни», «Романсы», «Сонеты». Сновидения, песни и романсы — это излюбленные жанры немецкой романтической поэзии, и Гейне в этих разделах то блестяще имитирует безыскусность народной поэзии, то создает стихотворения в модном духе кладбищенской поэзии. Сквозная тема «Юношеских страданий» — муки несчастной любви, ревность к счастливому сопернику, разные истории несчастных влюбленных. Образ возлюбленной поэта сочетает в себе шаблонные черты романтической героини, неземной, прекрасной, бледной, холодной, как мрамор, и черты опасной, злой чаровницы:
Как розы, дышат ее уста
И свежестью и любовью,
Но речь их лукава, и пуста,
И отдана суесловью.
И можно сравнить этот милый рот
С прекрасным розовым садом,
Где змей ядовитых семья живет,
Цветы отравляя ядом.
На свежих щеках, что ярче дня,
Мне ямочек видно дрожанье,
Но это — бездна, куда меня
Безумно влекло желанье.
Волна ее локонов так пышна
И нежно на плечи ложится,
Но это — сеть, что сплел сатана,
Чтоб мне с душою проститься.
В глазах ее нежная радость живет,
Волны голубая прохлада,
Я думал — буду у райских ворот,
А встретил преддверие ада.
("Песенка о раскаянье")
Лишь в считанных