Типы диалогов в романе "Мастер и Маргарита"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном описании структурных особенностей диалогов с учетом их функционально-содержательных типов, своеобразия языковых личностей, как автора, так и персонажей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить частотность употребления каждого из функционально-содержательных типов диалога;
определить зависимость структуры каждого диалога от ее функционально-содержательного типа;

Содержание

Введение. 3-4
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.Диалог как форма речи. 4-5
1.1. Определение понятия диалог 5-7
1.2Границы понятия. Узкое и широкое понимание диалога как формы речи. 7
2.Параметры диалога
2.1.Вербальная составляющая диалога: предмет речи 8
2.2.Невербальная составляющая диалога: речевая ситуация 9-11
2.3.Субъекты речевой ситуации как воплощение ее вербальных и невербальных составляющих 11-13
3.Единицы диалога.
3.1.Реплика как основная структурная единица диалога. 13
3.2.Виды реплик. 14-15
3.3.Связь реплик. 16-17
3.4.Диалогическое единство. 18-20
Глава 2. Исследование специфики структуры диалогов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
4.Функционально-содержательные типы диалогов. 20-21
4.1.Логико-интеллектуальный диалог. 21
4.1.1.диалог-сообщение 21
4.1.2.диалог-беседа 21-22
4.1.3.диалог-расспрос 22
4.1.4.диалог-унисон. 22
4.1.5.диалог-спор 23
4.1.6.интенсиональный диалог. 23
4.2.Волевой диалог. 23-24
4.2.1.диалог-приказ 24
4.2.2.диалог-просьба. 24
4.3.Эмоционально-аффективный диалог. 24-25
4.3.1.диалог-ссора. 25
4.3.2.диалог-объяснение. 25-26
5.Художественный диалог.
5.1.Своеобразие художественного диалога. 26-29
5.2.Особенности структуры и структурных элементов художественного диалога. 29-31
6.Диалоги в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
6.1. Типы диалогов в романе, их структура. 31-43
7.Заключение.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 75.62 Кб (Скачать)

Все эти важнейшие параметры  диалога, определяют направление его  развертывания и влияют на структуру. Но следует, однако заметить, что не все они постоянно реализуются  в каждом диалоге. Основным фактором, несомненно, является характер ситуативных  условий, которыми порождается диалог, определяется задача говорящего в акте общения и создаются необходимые  предпосылки для реализации этой цели.

 

2.2.Невербальная составляющая диалога: речевая ситуация

 

Ещё одна составляющая диалогического общения  - условия и обстановка, в которой происходит развертывание  диалога. Так называемые, ситуативные  условия. Акт речи является лишь одним  из моментов практической деятельности людей. Речи всегда предшествует и за ней всегда следует практическая деятельность. В связи с этим необходимо говорить о речевой ситуации, в  условиях которой разворачивается  диалогическое общение. Это понятие  очень важно для изучения диалогической  речи, ведь оно во многом определяет структуру и развертывание диалога.

Когда мы говорим «речевая ситуация», имеем в виду, как правило, неязыковые особенности. Например, где разворачивается  беседа, как в связи с этим относятся  к ней и чувствуют себя участники. Что предшествовало этому речевому действию и, самое главное, какие  цели побудили одного из собеседников проявить инициативу и вступить в  речевое взаимодействие, какой результат  ожидается по завершении разговора, какую информацию необходимо получить одному собеседнику от другого.

Возникают понятия мотива, цели и  задачи речевой деятельности. Мотив  речевой деятельности обусловливает  ее необходимый характер и совместное участие в ней, как минимум, двух собеседников. Его содержание можно  определить как мотив сотрудничества собеседников в совместном осуществлении  какой-либо деятельности, а переживается он как коммуникативная потребность, желание быть понятым другим собеседником.

Цель речевой деятельности –  это представление о том, как  будет протекать сотрудничество собеседников и их практическая деятельность. Оно предполагает членение деятельности на действия и распределение их между  собеседниками. Цель обусловливает  протекание речевой деятельности в  порядке реплицирования.

Задача – это представление  о структуре процесса сотрудничества, к которой собеседники приходят, сопоставив цели и реальные условия. Задача речевой деятельности обусловливает сложный характер реплик диалога.

Все эти три фактора – мотив, цель и задача речевой деятельности – характеризуют содержание конечного  продукта речевой деятельности и  находят свое отражение в диалоге.

Диалогическое общение возникает  по инициативе одного из собеседников, как упоминалось раньше, и возникает  именно тогда, когда ситуативные  условия делают необходимым и  возможным обращение к собеседнику  для того, чтобы разрешить задачу, которая включает в себя цель речевой  деятельности. Если в начальном речевом  действии раскрывается та цель, которую  преследовал говорящий в акте общения, то условия деятельности будут  включать в свой состав только одну речевую ситуацию.

Однако не всегда мы в качестве условий деятельности имеем одну речевую ситуацию. Очень часто  наша деятельность осуществляется в  условиях, которые включают не одну, а две (и более) взаимосвязанные  речевые ситуации, каждая из которых  порождает начальное речевое  действие, требующее определенной речевой  реакции от собеседника. При этом речевые ситуации связаны таким  образом, что первая из них по мере, содержащейся в ней проблемы создает необходимое условие, «достраивает» вторую, вторая всегда возникает только на базе разрешения задачи первой ситуации, а целевой, разрешающей основную задачу в акте деятельности, является все же вторая: потребность в первой у говорящего возникает только потому, что ему нужно разрешить какую-то проблему, которая порождается второй речевой ситуацией, причем условия для нее достраиваются на основе разрешения задачи первой речевой ситуации.

Итак, характер ситуативных условий  деятельности (наличие в этих условиях одной, двух или более взаимосвязанных  речевых ситуаций) непосредственно  влияет на структуру диалога, определяет последовательность разрешения в нем задач, одна из которых является основной, так что весь диалог в этом случае строится как строгая последовательность речевых действий. Конечное речевое действие разрешает ту основную задачу, которую говорящий ставил в диалогическом общении в целом.

2.3.Субъекты речевой ситуации как воплощение ее вербальных и невербальных составляющих  

 В определениях обозначены  уже некоторые параметры диалога:  субъекты речи и предмет речи.  Действительно, в условиях диалога,  в разные моменты его развертывания  обязательно должен присутствовать  говорящий и воспринимающий.  В процессе общения они попеременно  занимают то активную ( роль говорящего), то пассивную(воспринимающую) роли. Говорение одного собеседника чередуется с говорением другого и чередование это может происходить в порядке смены: одно высказывание закончилось, воспринимающий отвечает на него, но может и в форме прерывания, что характерно для диалога вообще, и, в частности, для устного диалога.

    Говоря о субъектах  речи, как об одном из параметров  диалога, мы должны обозначить  те необходимые условия, при  соблюдении которых может состояться  диалог. В некоторых определениях  понятия диалог увидим, что необходимо  участие нескольких лиц, говорящих  на одном языке или находящихся  в одном месте (при узком  понимании). Появляется важное условие:  субъекты речи должны, прежде  всего, иметь потенциальную возможность   понять друг друга. Без этого  диалог просто не может состояться. Но нужно учитывать, что важна  не только сама возможность  участников диалога понять друг  друга, но и их желание в  данный момент сделать это,  некоторые особенности каждой  личности. Так, например, Якубинский  говорит о том, что восприятие  наше определяется не только  и не столько речевым раздражением, сколько тем опытом(внутренним  и внешним), который мы получили, содержанием нашей психики вообще  и непосредственно в момент беседы. Восприятие информации человеком в процессе общения будет определяться сложным взаимодействием всех этих факторов. Если процесс диалогической речи слагается из реплик одного лица А и некоторого числа лиц n так, что за репликой первого лица следует реплика любого из лиц n, за которой вновь следует реплика первого лица A, то все лица, составляющие n будут являться одним собеседником. Такой собеседник называется коллективным собеседником.

    Необходимо также  отметить такие неязыковые проявления, присущие участникам речевой  ситуации, как мимика, жесты, интонации,  телодвижения. Это объясняется тем,  что в диалогической речи наиболее  ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Это значит, что участники диалога в конкретной ситуации используют минимум словесных, или вербальных, средств, восполняя не выражаемую словесно информацию за счет невербальных средств общения. "Мимика и жест иногда играют роль реплики в диалоге, заменяя словесные выражения" [Якубинский 1986, 27]

Для существования диалога, с одной  стороны, необходима общая исходная информационная база его участников, а с другой – исходный минимальный  разрыв в знаниях участников диалога. В противном случае участники  диалога не будут сообщать друг другу  новую информацию по предмету речи, а следовательно, он не будет продуктивным. Таким образом, неинформативность  отрицательно сказывается на продуктивности диалогической речи. Этот фактор может  возникать не только при низкой коммуникативной  компетенции участников диалога, но и при отсутствии желания у  собеседников вступать в диалог или  продолжать его. Диалог, состоящий только из одних форм речевого этикета, так  называемых этикетных форм, имеет  формальный смысл, неинформативен, потребность  в получении информации отсутствует, но он является общепринятым в определенного  рода ситуациях (при встречах в общественных местах).

Необходимым условием существования  диалогов, направленных на получение новой информации, является такой фактор, как потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях. Немаловажную роль в ведении диалога является и социальный статус собеседников и их род деятельности.

3.Единицы диалога

    Когда мы рассматриваем  диалог как объект исследования, то нужно понимать, диалог представляет  собой сложный целостный объект, в отношении которого правомерна  постановка задачи выявления  объективной структуры.

     Каждое речевое действие  возникает на основе определенной  речевой ситуации, при этом все  речевые действия внутри диалога  являются ситуативно связанными, т. е. ситуации, которые порождают  эти речевые действия, имеют элементы  общности.

 

 3.1.Реплика как основная структурная единица диалога

    Индивидуальная речевая  деятельность протекает во времени  таким образом, что за актом  речепроизводства (инициативным актом  говорения) следует акт речевосприятия (слушания), при этом акты речепроизводства  и речевосприятия не могут  осуществляться одновременно. Акт  речепроизводства называют репликой. В большинстве работ, посвященных  изучению диалогической речи, диалог  определяется как цепь реплик. При этом реплика рассматривается  как высказывание, границей которого  является смена говорящего (Шведова  1960).  Реплика – наименьшая  структурная единица диалога.  В ней оказывается нарушенным  одно из основных свойств предложения  – законченность. Это объясняется  природой диалогического общения.  Реплика ориентируется на контекст  и выступает неотъемлемой его  частью.

 

 

 

3.2.Виды реплик

По характеру связи между  ситуациями, порождающими речевое действие диалога, и особенностям ситуативных  условий все речевые действия делятся на инициативные и ответные. Всякое инициативное речевое действие является либо начальным, либо последующим, связанным с предыдущим (ответным или инициативным) таким образом, что информация, содержащаяся в предыдущем речевом действии, составляет одно из условий ситуации, на основе которой  возникает это речевое действие. Всякое ответное речевое действие связано  с соответствующим ему инициативным почти полным совпадением первой группы ситуативных условий (в которых  заключена проблема, задача речевой  ситуации); они различаются субъектами и второй группой условий, определяющих необходимость и возможность  обращения к собеседнику.

 

Таким образом,  здесь нужно говорить о том, что в чистом виде соотношение  инициативная реплика – реагирующая  реплика наблюдается только в  начальных репликах диалога или  в репликах, начинающих тему в диалоге. В остальных случаях реплика  может быть реагирующей по отношению  к предыдущей и инициативной по отношению  к последующей. Далее инициативные и реагирующие реплики делятся  в зависимости от целей, которые  ставят перед собой собеседники.

Вот классификация инициативных реплик, предложенная М.С. Балабайко (См.: Сосенко 1979):

  1. Передающие информацию

-сообщение о событиях или  поступках;

-описание предметных ситуаций;

-выражение своего отношения  к фактам действительности;

-выражение чувств.

     2.Побуждение к действию

           -побуждение  к действию;

           - выражение  стремления остановить или предотвратить  действие (в том числе речевое).

          

Э. Ю. Сосенко выделяет три разновидности  инициативных реплик (Сосенко 1979):

      1. Сообщение информации

      2. Запрашивание информации

      3. Побуждение к  действию

Есть ученые, которые все реплики  в диалоге считают реагирующими, поскольку речевая реакция может  быть как реакцией на предыдущее высказывание, так и реакцией на имеющуюся ситуацию или информацию, сообщаемую ситуацией (И. П. Святогор 1967). Тогда все реплики диалога делятся по виду реагирующего значения и выделяются следующие группы:

- подтверждение сказанного;

- отрицание сказанного;

- мнение о речи другого лица;

- добавление к речи другого  лица;

- неосведомленность говорящего  в предмете разговора;

- экспрессивно-эмоциональная реакция  на сказанное, отношение говорящего  к ситуации в речи.

    Г. В. Бырдина уточняет, что в диалоге существуют реплики,  которые не ориентированы на  ситуацию в данном понимании (Бырдина 1992). Есть реплики, целью которых является открыть диалог и они, соответственно, должны носить инициативный характер. Учитывая это, Г.В. Бырдина предлагает при составлении типологии реплик выделить, во-первых, несколько уровней членения. На первом будут реплики-акции (стимулы) и реагирующие (реплики-реакции). На втором уровне членения, среди реагирующих реплик выделять реплики ситуативные (ориентированные на ситуацию) и контекстуальные (направленные на предшествующую речь).

 

3.3.Связь реплик  

     Существует несколько  точек зрения на то, как осуществляется  связь между репликами. Многие  исследователи диалога считают,  что связь между репликами  носит линейный характер. При  таком понимании диалог рассматривается  нами как цепь реплик, связанных  отношениями «стимул – реакция». Самым элементарным звеном диалога  является взаимодействие двух  реплик: стимулирующей («инициирующей»), побуждающей собеседника что-нибудь сказать) и реагирующей (ответной, содержащей отклик на полученное высказывание). То, что было реакцией для одного собеседника, становится стимулом для другого. Схематически характер этой связи может быть выражен следующим образом:С1 – Р1С2 – Р2С3-…- РnСn+1 (C – стимул, Р – реакция). Структурная зависимость имеет регрессивный характер: каждая последующая реплика подчиняется предыдущей, а потому ориентировка новой фразы осуществляется вспять.

    Д.И. Изаренков считает,  что каждая предыдущая реплика  не порождает последующую прямо  и непосредственно. (Изаренков 1981). Он выделяет два типа связи  между речевыми действиями, в  зависимости от которых следует  различать инициативные и ответные  речевые действия.

     Если ситуации, которые  порождают то или иное вопросительное  или побудительное речевое действие, и ситуации, и ситуации, которые  порождают соответствующие прямые  ответы на эти вопросы и  волеизъявления, имеют совпадающие  ситуативные условия, но различаются  субъектами и теми условиями,  которые порождают следующую  часть каждой ситуации, то в  таких ситуациях единство вопроса  и прямого ответа объясняется  тем, что в них ставится (вопрос, волеизъявление) и разрешается (в  прямом ответном речевом действии) одна и та же проблема. В  этом и заключается существо  связей между ними.

 

     Думается, вряд ли  можно вывести какую-то определенную  универсальную формулу связи  реплик в диалоге, потому что  каждая ситуация диалогической  речи уникальна. На нее влияет множество лингвистических и нелингвистических факторов, которые будут определять не только содержательную часть диалогического общения, но и особым образом определять его структурные единицы. И даже если мы сделаем несколько уровней классификации, для начальных этапов диалога и для его непосредственного развертывания (как предлагает Г.В.Бырдина), то даже такая классификация не будет удовлетворять всему многообразию речевых ситуаций и различным диалогическим взаимодействиям. И хотя реплики как основной строевой элемент диалога разнообразны по коммуникативной направленности и синтаксическому строению, мы, вслед за большинством ученых будем выделять два типа реплик, обязательно реализующихся в любом диалоге. Реплики первого типа являются исходными и направлены на продолжение разговора – инициативные реплики, реплики-стимулы, реплики-акции. Реплики второго типа являются репликами реагирующими, репликами-реакциями. О них нужно обязательно помнить, рассматривая диалог как сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых структурных единиц, но при этом учитывать, как реализуется каждый из типов реплик в изучаемом диалоге, каковы особенности целевой направленности каждой реплики и их связи. Но как бы ни была проведена классификация реплик в диалоге, несомненным оказывается, что реплики тесно связываются друг с другом, переплетаются, порождают одна другую. Они образуют пары и более сложные сцепления. Связь реплик может быть только смысловой (не поддержанной формальными средствами) или стуктурно-смысловой (с особо выраженными средствами взаимозависимости высказываний). В одних случаях диалогические реплики связываются по тем же правилам, что и любые смежные высказывания недиалогического текста. В других случаях связь реплик приобретает специфический характер, присущий преимущественно диалогу. Зависимая реплика вместе с той репликой, от которой она зависит, без которой не может быть правильно осмыслена, составляет основную структурную ячейку диалога.

Информация о работе Типы диалогов в романе "Мастер и Маргарита"