Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа
Цель исследования заключается в комплексном описании структурных особенностей диалогов с учетом их функционально-содержательных типов, своеобразия языковых личностей, как автора, так и персонажей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить частотность употребления каждого из функционально-содержательных типов диалога;
определить зависимость структуры каждого диалога от ее функционально-содержательного типа;
Введение. 3-4
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.Диалог как форма речи. 4-5
1.1. Определение понятия диалог 5-7
1.2Границы понятия. Узкое и широкое понимание диалога как формы речи. 7
2.Параметры диалога
2.1.Вербальная составляющая диалога: предмет речи 8
2.2.Невербальная составляющая диалога: речевая ситуация 9-11
2.3.Субъекты речевой ситуации как воплощение ее вербальных и невербальных составляющих 11-13
3.Единицы диалога.
3.1.Реплика как основная структурная единица диалога. 13
3.2.Виды реплик. 14-15
3.3.Связь реплик. 16-17
3.4.Диалогическое единство. 18-20
Глава 2. Исследование специфики структуры диалогов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
4.Функционально-содержательные типы диалогов. 20-21
4.1.Логико-интеллектуальный диалог. 21
4.1.1.диалог-сообщение 21
4.1.2.диалог-беседа 21-22
4.1.3.диалог-расспрос 22
4.1.4.диалог-унисон. 22
4.1.5.диалог-спор 23
4.1.6.интенсиональный диалог. 23
4.2.Волевой диалог. 23-24
4.2.1.диалог-приказ 24
4.2.2.диалог-просьба. 24
4.3.Эмоционально-аффективный диалог. 24-25
4.3.1.диалог-ссора. 25
4.3.2.диалог-объяснение. 25-26
5.Художественный диалог.
5.1.Своеобразие художественного диалога. 26-29
5.2.Особенности структуры и структурных элементов художественного диалога. 29-31
6.Диалоги в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
6.1. Типы диалогов в романе, их структура. 31-43
7.Заключение.
Все эти важнейшие параметры
диалога, определяют направление его
развертывания и влияют на структуру.
Но следует, однако заметить, что не
все они постоянно реализуются
в каждом диалоге. Основным фактором,
несомненно, является характер ситуативных
условий, которыми порождается диалог,
определяется задача говорящего в акте
общения и создаются
2.2.Невербальная составляющая диалога: речевая ситуация
Ещё одна составляющая диалогического
общения - условия и обстановка,
в которой происходит развертывание
диалога. Так называемые, ситуативные
условия. Акт речи является лишь одним
из моментов практической деятельности
людей. Речи всегда предшествует и за
ней всегда следует практическая
деятельность. В связи с этим необходимо
говорить о речевой ситуации, в
условиях которой разворачивается
диалогическое общение. Это понятие
очень важно для изучения диалогической
речи, ведь оно во многом определяет
структуру и развертывание
Когда мы говорим «речевая ситуация», имеем в виду, как правило, неязыковые особенности. Например, где разворачивается беседа, как в связи с этим относятся к ней и чувствуют себя участники. Что предшествовало этому речевому действию и, самое главное, какие цели побудили одного из собеседников проявить инициативу и вступить в речевое взаимодействие, какой результат ожидается по завершении разговора, какую информацию необходимо получить одному собеседнику от другого.
Возникают понятия мотива, цели и
задачи речевой деятельности. Мотив
речевой деятельности обусловливает
ее необходимый характер и совместное
участие в ней, как минимум, двух
собеседников. Его содержание можно
определить как мотив сотрудничества
собеседников в совместном осуществлении
какой-либо деятельности, а переживается
он как коммуникативная
Цель речевой деятельности – это представление о том, как будет протекать сотрудничество собеседников и их практическая деятельность. Оно предполагает членение деятельности на действия и распределение их между собеседниками. Цель обусловливает протекание речевой деятельности в порядке реплицирования.
Задача – это представление
о структуре процесса сотрудничества,
к которой собеседники
Все эти три фактора – мотив, цель и задача речевой деятельности – характеризуют содержание конечного продукта речевой деятельности и находят свое отражение в диалоге.
Диалогическое общение возникает
по инициативе одного из собеседников,
как упоминалось раньше, и возникает
именно тогда, когда ситуативные
условия делают необходимым и
возможным обращение к
Однако не всегда мы в качестве условий деятельности имеем одну речевую ситуацию. Очень часто наша деятельность осуществляется в условиях, которые включают не одну, а две (и более) взаимосвязанные речевые ситуации, каждая из которых порождает начальное речевое действие, требующее определенной речевой реакции от собеседника. При этом речевые ситуации связаны таким образом, что первая из них по мере, содержащейся в ней проблемы создает необходимое условие, «достраивает» вторую, вторая всегда возникает только на базе разрешения задачи первой ситуации, а целевой, разрешающей основную задачу в акте деятельности, является все же вторая: потребность в первой у говорящего возникает только потому, что ему нужно разрешить какую-то проблему, которая порождается второй речевой ситуацией, причем условия для нее достраиваются на основе разрешения задачи первой речевой ситуации.
Итак, характер ситуативных условий деятельности (наличие в этих условиях одной, двух или более взаимосвязанных речевых ситуаций) непосредственно влияет на структуру диалога, определяет последовательность разрешения в нем задач, одна из которых является основной, так что весь диалог в этом случае строится как строгая последовательность речевых действий. Конечное речевое действие разрешает ту основную задачу, которую говорящий ставил в диалогическом общении в целом.
2.3.Субъекты речевой ситуации как воплощение ее вербальных и невербальных составляющих
В определениях обозначены
уже некоторые параметры
Говоря о субъектах
речи, как об одном из параметров
диалога, мы должны обозначить
те необходимые условия, при
соблюдении которых может
Необходимо также
отметить такие неязыковые
Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая исходная информационная база его участников, а с другой – исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. В противном случае участники диалога не будут сообщать друг другу новую информацию по предмету речи, а следовательно, он не будет продуктивным. Таким образом, неинформативность отрицательно сказывается на продуктивности диалогической речи. Этот фактор может возникать не только при низкой коммуникативной компетенции участников диалога, но и при отсутствии желания у собеседников вступать в диалог или продолжать его. Диалог, состоящий только из одних форм речевого этикета, так называемых этикетных форм, имеет формальный смысл, неинформативен, потребность в получении информации отсутствует, но он является общепринятым в определенного рода ситуациях (при встречах в общественных местах).
Необходимым условием существования диалогов, направленных на получение новой информации, является такой фактор, как потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях. Немаловажную роль в ведении диалога является и социальный статус собеседников и их род деятельности.
3.Единицы диалога
Когда мы рассматриваем
диалог как объект
Каждое речевое действие
возникает на основе
3.1.Реплика как основная структурная единица диалога
Индивидуальная речевая
деятельность протекает во
3.2.Виды реплик
По характеру связи между
ситуациями, порождающими речевое действие
диалога, и особенностям ситуативных
условий все речевые действия
делятся на инициативные и ответные.
Всякое инициативное речевое действие
является либо начальным, либо последующим,
связанным с предыдущим (ответным
или инициативным) таким образом,
что информация, содержащаяся в предыдущем
речевом действии, составляет одно
из условий ситуации, на основе которой
возникает это речевое
Таким образом, здесь нужно говорить о том, что в чистом виде соотношение инициативная реплика – реагирующая реплика наблюдается только в начальных репликах диалога или в репликах, начинающих тему в диалоге. В остальных случаях реплика может быть реагирующей по отношению к предыдущей и инициативной по отношению к последующей. Далее инициативные и реагирующие реплики делятся в зависимости от целей, которые ставят перед собой собеседники.
Вот классификация инициативных реплик, предложенная М.С. Балабайко (См.: Сосенко 1979):
-сообщение о событиях или поступках;
-описание предметных ситуаций;
-выражение своего отношения к фактам действительности;
-выражение чувств.
2.Побуждение к действию
-побуждение к действию;
- выражение
стремления остановить или
Э. Ю. Сосенко выделяет три разновидности инициативных реплик (Сосенко 1979):
1. Сообщение информации
2. Запрашивание информации
3. Побуждение к действию
Есть ученые, которые все реплики
в диалоге считают
- подтверждение сказанного;
- отрицание сказанного;
- мнение о речи другого лица;
- добавление к речи другого лица;
- неосведомленность говорящего в предмете разговора;
- экспрессивно-эмоциональная
Г. В. Бырдина уточняет,
что в диалоге существуют
3.3.Связь реплик
Существует несколько
точек зрения на то, как осуществляется
связь между репликами. Многие
исследователи диалога считают,
Д.И. Изаренков считает,
что каждая предыдущая реплика
не порождает последующую
Если ситуации, которые
порождают то или иное
Думается, вряд ли
можно вывести какую-то
Информация о работе Типы диалогов в романе "Мастер и Маргарита"