Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа
Цель исследования заключается в комплексном описании структурных особенностей диалогов с учетом их функционально-содержательных типов, своеобразия языковых личностей, как автора, так и персонажей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить частотность употребления каждого из функционально-содержательных типов диалога;
определить зависимость структуры каждого диалога от ее функционально-содержательного типа;
Введение. 3-4
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.Диалог как форма речи. 4-5
1.1. Определение понятия диалог 5-7
1.2Границы понятия. Узкое и широкое понимание диалога как формы речи. 7
2.Параметры диалога
2.1.Вербальная составляющая диалога: предмет речи 8
2.2.Невербальная составляющая диалога: речевая ситуация 9-11
2.3.Субъекты речевой ситуации как воплощение ее вербальных и невербальных составляющих 11-13
3.Единицы диалога.
3.1.Реплика как основная структурная единица диалога. 13
3.2.Виды реплик. 14-15
3.3.Связь реплик. 16-17
3.4.Диалогическое единство. 18-20
Глава 2. Исследование специфики структуры диалогов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
4.Функционально-содержательные типы диалогов. 20-21
4.1.Логико-интеллектуальный диалог. 21
4.1.1.диалог-сообщение 21
4.1.2.диалог-беседа 21-22
4.1.3.диалог-расспрос 22
4.1.4.диалог-унисон. 22
4.1.5.диалог-спор 23
4.1.6.интенсиональный диалог. 23
4.2.Волевой диалог. 23-24
4.2.1.диалог-приказ 24
4.2.2.диалог-просьба. 24
4.3.Эмоционально-аффективный диалог. 24-25
4.3.1.диалог-ссора. 25
4.3.2.диалог-объяснение. 25-26
5.Художественный диалог.
5.1.Своеобразие художественного диалога. 26-29
5.2.Особенности структуры и структурных элементов художественного диалога. 29-31
6.Диалоги в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
6.1. Типы диалогов в романе, их структура. 31-43
7.Заключение.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.Диалог как форма речи.
1.1. Определение понятия диалог
1.2Границы понятия. Узкое и широкое
понимание диалога как формы
2.Параметры диалога
2.1.Вербальная составляющая
диалога: предмет речи
2.2.Невербальная составляющая диалога: речевая ситуация 9-11
2.3.Субъекты речевой ситуации
как воплощение ее вербальных и невербальных
составляющих
3.Единицы диалога.
3.1.Реплика как основная структурная
единица диалога.
3.2.Виды реплик.
3.3.Связь реплик.
3.4.Диалогическое единство.
Глава 2. Исследование специфики структуры диалогов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
4.Функционально-содержательные
типы диалогов.
4.1.Логико-интеллектуальный
диалог.
4.1.1.диалог-сообщение
4.1.2.диалог-беседа
4.1.3.диалог-расспрос
4.1.4.диалог-унисон.
4.1.5.диалог-спор
4.1.6.интенсиональный диалог.
4.2.Волевой диалог.
4.2.1.диалог-приказ
4.2.2.диалог-просьба.
4.3.Эмоционально-аффективный
диалог.
4.3.1.диалог-ссора.
4.3.2.диалог-объяснение.
5.Художественный диалог.
5.1.Своеобразие художественного
диалога.
5.2.Особенности структуры и
структурных элементов художественного
диалога.
6.Диалоги в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
6.1. Типы диалогов в романе, их
структура.
7.Заключение.
Введение
Исследовать диалог в художественном тексте очень важно, потому что он представляет собой неотъемлемую часть создаваемой автором картины мира. Специфика каждого диалога обусловлена авторской индивидуальностью.
Исследование
диалога в художественном
Объектом данного исследования является диалог как компонент художественного текста М.А. Булгакова.
Предметом
исследования является
Материалом
исследования послужили
Цель исследования
заключается в комплексном
выявить частотность употребления каждого из функционально-содержательных типов диалога;
определить зависимость структуры каждого диалога от ее функционально-содержательного типа;
охарактеризовать особенности художественного диалога, с точки зрения его структуры.
1.Диалог как форма речи.
Изучение диалогической речи представляет собой актуальное направление исследований в современной науке. Они различны по методике, целям и задачам. Но очевидно, что изучение речевой деятельности а, говоря о речевой деятельности, мы имеем в виду, прежде всего ситуацию диалогического общения, содержит в себе множество интересных и иногда малоизученных проблем и вопросов. Проблема диалога имеет непосредственное отношение к вопросам языкового развития, на это указывали ещё Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский (Щерба 1957, Якубинский 1986).
Диалог занимает
настолько обширное
Диалогическая
речь - первичная, естественная форма
языкового общения. Если иметь
в виду бытовые диалоги, то
это, как правило, речь
Л.П. Якубинский
в своей работе «О
1.1.Определение понятия
Итак, мы видим, что понятие диалога трактуется учеными по-разному. Обратимся к определениям диалога, представленным в словарях.
Словарь лингвистических терминов О.С. Ахмановой, М., 1966:
Диалог – англ.dialog .Одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора. Диалог характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения. Ср. монолог.
Диалог внутренний англ.inner dialog. Исп.dialogism. Фигура речи, состоящая в обращении к самому себе.
Большой толковый словарь русского языка:
Диалог – 1)разговор между или несколькими лицами; 2)часть литературного произведения ,представляющая собой разговор двух лиц; 3) публиц. Переговоры, контакты между двумя странами, партиями, блоками; 4)проф. О технически грамотной постановке человеком заданий для компьютера и получении от нее нужных результатов.
Словарь русского языка (МАС):
ДИАЛО́Г и ДИА́ЛОГ, -а, м. Разговор между двумя или несколькими лицами. [Тагильский] ушел ---. Минутный диалог в прихожей несколько успокоил тревогу Самгина. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. || Часть литературного произведения, представляющая собой разговор двух лиц. Диалог его [Горького] пьес --- предельно выразителен и жив до сегодня. Леонов, Горький сегодня. || Литературное произведение, написанное в форме беседы. Диалоги Дидро.
[Греч. διάλογος]
Толковый словарь Ушакова:
ДИА'ЛО'Г, а, м. [греч. dialogos]. 1. Разговор между двумя или несколькими лицами. || Часть литературного произведения, состоящая из разговоров. Артисты хорошо провели заключительный д. 2. Литературное произведение, написанное в форме разговора (лит.). Диалоги Платона
Проанализировав
разные определения, мы можем
сделать вывод, что почти во
всех источниках диалог
1.2Границы понятия.
Узкое и широкое понимание
диалога как формы
Большинство определений
противопоставляет диалог
Итак, уже из самих определений
диалога можно сделать вывод
о природе диалогического общения
как формы речи. Оно возникает
при непосредственном взаимодействии
двух или несколько лиц, и может
реализовываться как в устной,
так и в письменной речи. Причем
нужно отметить, что письменная речь
понимается как разговорная ( обмен
записками ), так и научная (обмен
письмами) и, конечно, художественная (диалог
как часть литературного
Разграничивается
широкое и узкое понимание
диалога. М.М. Бахтин писал:
«Вся жизнь языка в любой
области его употребления
Диалог – это
особая форма речи, а механизм
речи представляет собой
2.Параметры диалога
2.1. Вербальная составляющая диалога: предмет речи
Ещё один важный параметр диалогического общения – это предмет речи. Уже из определений понятия диалог видно, что диалог, помимо прочих факторов, называется тематика. Диалог не может состояться, если один из собеседников не понимает, не представляет, о чем идет речь или имеет неправильное понимание предмета речи.
Диалог будет успешно
Объективно существующая речевая
ситуация имеет свой субъективный образ
в сознании говорящего и его собеседника.
Такое субъективное восприятие может
совпадать с объективной
Информация о работе Типы диалогов в романе "Мастер и Маргарита"