Теория стиля в произведении Ломоносова

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:56, реферат

Описание работы

До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 году Ломоносов написал "Краткое руководство к риторике" на русском языке. Однако произведение не получило поддержки у членов Академии и впервые было издано лишь в 1895 г. Фактически в России в XVIII в. и в последующий период было известно только одно произведение великого ученого по ораторскому искусству - изданное в 1748 году "Краткое руководство к красноречию". Эта книга являлась первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе этого произведения, отражающего многие теоретические вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 4
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РИТОРИКИ ЛОМОНОСОВА 5
2. ТЕОРИЯ СТИЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЛОМОНОСОВА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

ломоносов Краткое....doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Учение о парадоксах (витиеватых речах) дополняется учением о "вымыслах". "Сие учение предлагается после прочих правил изобретения для того, чтобы учащиеся сперва привыкли к твердым и основательным идеям..." (с. 220). Вымысел по сути  своей есть поэтическое воображение, рассказ о небывалом, хотя правдоподобном. Вымысел есть отступление от предметной правды ради доходчивости и пояснения мысли на воображенном (литературном) примере: кентавр, сирена, химера, медуза, ужасные действия и свойства - гиперболы, превращения (превращение Дафны в лавровое дерево) и т. п.

Таким образом, основная часть риторики состоит в содержательном и рациональном синтаксисе, основанном на общих местах, последовательно рассматриваются смысловые конструкции предложений, построенные на логических доводах, на вызывании эмоций, на создании парадоксов и на поэтических приемах (метафорах в широком смысле слова).

2. Теория стиля в произведении  Ломоносова

 

Вторая, неосновная часть риторики Ломоносова состоит в теории стиля, а именно: "в чистоте стиля, в течении слов, в великолепии и силе оного" (с. 236), т.е. в правилах выбора слов, ритме речи и учении о тропах и фигурах и, наконец, третья часть риторики посвящена расположению или композиции.

Деление на 3 стиля в старой риторике доломоносовского периода ориентировалось  на овладение особенностями литературных жанров, на недопущение нарушений традиции использования языковых средств в разных жанрах. Ломоносов вступил в литературу в тот момент, когда древняя русская письменность, связанная с церковнославянским языком, с устоявшейся системой жанров, уходила в прошлое, а на смену ей шла новая светская культура. Церковнославянский язык в силу своего родства с русским заключал в себе определенные художественно-стилистические возможности. Он придавал речи оттенок торжественности, значительности. Это легко почувствовать, если поставить рядом одинаковые по смыслу русские и церковнославянские слова: палец — перст, щека — ланита, шея — выя, сказал — рек и т. п. В силу этого церковнославянизмы, при умелом использовании их, обогащали эмоционально-выразительные средства русского литературного языка. Кроме того, на церковнославянский язык были переведены с греческого богослужебные книги, в первую очередь Евангелие, что обогатило лексику русского языка множеством отвлеченных понятий.

Какой-то отзвук этого основного  назначения схемы сохранился и у Ломоносова. Он указывает, что высоким стилем надо писать торжественные оды, героические поэмы, прозаичные речи о важных материях (в основе устанавливает русский язык с примесью славянского); что в среднем стиле (практически исключительно славянские языки) пишутся театральные сочинения, стихотворные дружеские письма, эклоги, элегии; а низким стилем надо излагать комедия, увеселительные эпиграммы, песни, прозаические дружеские письма, описывать обыкновенные дела. То есть сущность этого учения сводится к утверждению церковнославянских элементах и элементов живой народной речи в нормах литературного языка. Церковнославянские элементы извлекались из источников, которые имели широкую, массовую распространенность и были благодаря этому всем известны и общепонятны. Ломоносов воспользовался элементами русского разговорного языка, языка верхов тогдашнего общества, и, где, было нужно, поднял его, соединив с элементами церковнославянского языка.

Ломоносов объявляет, что в литературе нет и не может быть конкуренции между славянским и русским языками. Славянский язык дал очень много ценного русскому языку, вошел в него органически, но все же единственно возможным, допустимым языком литературы является русский язык, а не славянский. Поэтому в определении 3 стилей речь идут только о том, в какой дозе можно допускать славянский язык в сочинениях того или другого рода. Даже определяя высокий стиль, он говорит о том, что и в нем нельзя употреблять весьма обветшалых славянских слов: обываю, рясны, овогда; также настаивает на необходимости исключать из литературы бранные, грубые, но это вполне понятно. Определение среднего стиля, наиболее подробное и обстоятельное, совершенно ясно показывает, что именно средний стиль Ломоносов считал основным, если не единственным, типом русского литературного языка, имеющим будущее.

Историческая  задача состояла тогда в соединении русских (в том числе просторечных) и церковнославянских элементов  в пределах единого литературного  языка, что, в свою очередь, предполагало их приуроченность к определённым литературным жанрам и стилям речи. Эту задачу блестяще разрешил Ломоносов. Это подготовило почву для создания единого русского литературного языка. Из речевой практики изгонялись далеко не все славянизмы, а только "весьма обветшалые", "невразумительные" слова. Полный же отказ от церковнославянизмов значил бы тогда нежелательный разрыв с книжной культурной традицией.

Ломоносов создал строгую и стройную стилистическую теорию, которая сыграла выдающуюся роль в становлении и формировании новой системы русского национального литературного языка.

Стиль речи Ломоносов связывает со стилем личности, образом оратора: "Сила в украшении (стиле) риторическом есть такова, каковы суть пристойные движения, взгляды  и речи прекрасной особы, дорогим платьем и иными уборами украшенной, ибо хотя она пригожеством и нарядами взор человеческий к себе привлекает, однако без пристойных движений, взглядов и речей вся красота и великолепие как бездушны" [21, 238].

Учение  о стиле, т.е. учение об эвфонии, ритме, тропах и фигурах речи, получило большое развитие в риторике в конце XVII - начале и середине XVIII в. Оно стало как бы центром риторики, особенно учебной риторики и гомилетики. Тезис "стиль - это человек" приобрел ведущее значение. Идеи просвещения, т.е. образования в широком смысле, как основы общественного развития фактически сделали стилистику основой речевого воспитания. Нормы стиля в риторике развиваются вместе с развитием этикета, нередко придворного этикета. Особенно большое развитие получило это движение при дворах просвещенных монархов.

Многие риторики во Франции, Британии, Германии ставят своей целью формирование стиля поведения человека. Поэтому особенно большое внимание уделяется показательной речи. Готшед в Германии, один из самых влиятельных филологов, в своей риторике уделяет главное внимание именно показательной речи, для которой стиль красноречия составляет эстетическое воспитание аудитории.

Учение  о стиле развивается в учение о композиции: "Расположение есть изобретенных идей соединение в пристойный порядок. Правила о изобретении и украшении управляют совоображение и разбор идей; предводительство рассуждения есть о расположении учение... ибо что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом?" (с. 293).

Таким образом, учение о композиции как основе стиля контролирует риторическое изобретение: "И ежели в теле человеческом какой член свихнут, то не имеет он такой силы, какою действует в своем месте" (с. 293).

Расположение  Ломоносов разделяет на натуральное  и художественное, т.е. на прозаическое (ученое) и поэтическое. ''Художественное расположение есть, которое утверждается на правилах. Из оных главные суть следующие: 1. Предложенную тему должно изъяснить довольно, ежели она того требует, и чему служат распространения из мест риторических и избранные парафразисты. 2. По изъяснении оную доказать несомненными доводами, которые располагаются таким образом, чтобы сильные были напереди, которые послабее, те в средине, а самые сильные на конце. 3. К доказательствам присовокупить возбуждение или утоление страсти, какой материя требует. 4. Между всеми силами рассевать должно по пристойным местам витиеватые речи и вымыслы: первые больше в изъяснениях и в доказательствах, последние в движении страстей (с. 294).

Единицей  композиции считается хрия, т.е. речь, имеющая относительно самостоятельную смысловую цельность. ''Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь или действие какого великого человека, и посему разделяется на действительную, словесную и смешанную. Хрия состоит из осьми частей, которые суть: 1) приступ, 2) парафразис, 3) причина, 4) противное, 5) подобие, 6) пример, 7) свидетельство, 8) заключение. В первой части похвален или описан быть должен тот, кто оную речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии. Во второй изъясняется предложенная тема чрез распространение. В третьей присовокупляется довольная к доказательству темы причина. В четвертой предлагается противное, то есть, что предложенному в теме учению в противность бывает, тому противное действие последует. Пятую часть составляет подобие, которым тема изъясняется, купно и подтверждается. Шестая часть доказывает примером историческим. Седьмая утверждает мнением или учением древних авторов, которое сходствует с предложенною темою. Осьмя часть содержит в себе краткое увещательное заключение всего слова'' (с. 296).

Хрии у  Ломоносова относятся, прежде всего, к  похвальным словам, т.е. к показательной  речи, и делятся на объясняющие  действие, объясняющие речь и объясняющие  действие, соединенное с речью.

''Хрия разделяется еще на полную и неполную, на порядочную и непорядочную. Полною называется та, которая все осмь частей имеет; неполная — которая некоторых частей в себе не имеет. Порядочная хрия называется, когда в ней части по предписанному порядку расположены, а непорядочная, когда части не так одна за другой следуют, как выше показано. Сие отъятие и смешение имеет место только в середних частях, а первая и последняя оным не подвержены, для того что приступ и заключение хрии ни в иных местах положены, ни от ней отделены быть не могут'' (с. 298).

Части хрии следующие: приступ, парафразис, причина, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение. Такие восемь частей речи могут быть выделены только в показательной речи и в одической поэзии. В традиции Квинтилиана причине соответствует повествование, противное, подобие, пример соответствует доказательству и опровержению. Свидетельство равно относится и к доказательству, и к опровержению, и к возбуждению страстей. Описание как часть речи, предполагающая возможность дать системное доказательство, в показательной речи не может присутствовать.

Разобрав  образцы хрий и их частей в показательных речах, Ломоносов дает расположение по силлогизмам: "1) полагается одна посылка, 2) присовокупляется к ней причина из какого-нибудь риторического места, 3) ежели есть другая посылка, то и оная полагается к которой 4) также причина придается, 5) напоследи все заключается следствием" (с. 311).

Это построение ученых трактатов напоминает силлогизм в буддийской логике, когда каждая посылка сопровождается поясняющим и толкующим примером. В расположении по силлогизмам применяются общие места как большие посылки, а причина - пример также основаны на общих местах.

Когда введены  эти правила, которые служат для  расположения в ученых трактатах, дается анализ диалогов ("разговоров"), т.е. логика предстает персонифицированно, в виде словесных действий персонажей диалогов. После теории диалогов ("разговоров") Ломоносов дает теорию исторических описаний, куда он включает разные жанры: историю, географические описания, описания нравов и поступков, описание предметов, вымышленные (художественные) описания, басни, эпос, притчи. Даются общие места, принятые в описаниях, и композиции в изображении фабул в повествованиях, примеры, "вводные речи", "выступления" отступления и способы украшения речи в повествованиях и описаниях.

Последняя глава, завершающая учение о композиции, отводится Ломоносовым для изложения  связи периодов с помощью союзов и бессоюзия.

На примере  классической риторики Ломоносова можно  проследить основные черты стиля, даваемые рациональной риторикой.

1. Риторика - учение о развитии мысли в слове. Сюда равно относится и инвенция (изобретение) и  элокуция (выражение изобретенного в словах). В основе инвенции и элокуции лежит понятие о семантизации высказываний в виде понятий и образов.

2. Опорой  риторики (как учения о семантизации) является понятийная структура речи, которая дополняется эмоциональной выразительностью и эмоциональным воздействием на слушателя или читателя. Связь между понятийной и эмоциональной структурой речи лежит через теорию парадоксов (витийство), где наряду с силлогизмами применяются софизмы и приемы эристики. Предметно-теоретическая речь и вымышленная речь (т.е. художественный вымысел) различаются, хотя все виды речи едины с точки зрения понятийности, эмоциональности и витийства.

3. Дидактическим  центром риторики является красноречие.  Красноречие образует образ оратора,  тип красноречия, следовательно,  определяет характер образа оратора.  Воспитание образа оратора - педагогическая цель риторики. У Ломоносова лучшим оратором является рассудительный, добродетельный и эмоциональный человек, обладающий волей стать общественным деятелем, полезным обществу. Эстетика речи сочетается с этикой, этика образуется через эстетику.

4. В учении  о композиции фактически намечены: в теории хрии - основы художественной речи, в теории диалога ("разговоров") - описание, в ученой прозе даны правила составления ученых трактатов, которые сопровождаются построением художественной повествовательной прозы (басни, притчи, этические сочинения, повести, романы и т. п.).

Эти характеристики рациональной риторики содержат в себе единую цель - формирование человека через обучение его наилучшим образом мыслить и чувствовать и выражать это красноречивым образом. Для этого создается нормирование приемов композиции, характерных для разных видов речи.

Так достигается  цель воспитания человека нового стиля  для решения любых жизненных, в том числе риторических задач.

Стилеобразующие задачи рациональной риторики стали основанием для развития художественной речи, в центре которой лежит образ автора. Развитие художественной речи XIX в. и вытеснение риторики из образования предсказано стилеобразующими задачами самой риторики.

 

Заключение

 

М.В.  Ломоносов внес значительный вклад в развитие ораторского искусства  в России. Наиболее заметный след в развитии теории риторики XVII века оставило "Краткое руководство к красноречию". Оно предназначалось для нужд просвещения, образования, несколько раз переиздавалось для молодежи, жаждущей знаний. Ученый дает высокую оценку русскому языку, который в то время был еще очень мало обработан. Риторическое учение складывалось веками, начиналось от классической древности, давала определенные правила и пренебрегая потребностями новой жизни и национального языка. Со стороны Ломоносова было проявлено очень много самостоятельности, литературного таланта, чтобы ввести риторику в современную жизнь и приспособить ее к потребностям времени, нуждам современной школы и родного языка. Он понимал значение красноречия в языковой культуре народа и связал риторическую систему со стилями речи, разработал теорию трех стилей (возродил античную традицию). Ломоносов соединил риторику с русским языком, русской традицией, русской наукой. Ломоносов дает риторику в прекрасной литературной и научной обработке. "Краткое руководство к красноречию'' Ломоносова в свое время была замечательною и интересною книгой, давая ясные правила, приводя прекрасные литературные примеры, взятые из поэтических трудов.

Информация о работе Теория стиля в произведении Ломоносова