Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:56, реферат
До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 году Ломоносов написал "Краткое руководство к риторике" на русском языке. Однако произведение не получило поддержки у членов Академии и впервые было издано лишь в 1895 г. Фактически в России в XVIII в. и в последующий период было известно только одно произведение великого ученого по ораторскому искусству - изданное в 1748 году "Краткое руководство к красноречию". Эта книга являлась первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе этого произведения, отражающего многие теоретические вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 4
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РИТОРИКИ ЛОМОНОСОВА 5
2. ТЕОРИЯ СТИЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЛОМОНОСОВА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Содержание
Ломоносов родился 8 ноября 1711 года (по старому стилю) в деревне Мишанинской, приблизительно в 80 км от Архангельска. Ломоносов был человеком очень разносторонним, будучи физиком, химиком, художников, историком, просветителем, он с ранних лет имел страсть к филологическим наукам и внес большой вклад в их разработку. Труды Ломоносова способствовали громадному сдвигу в развитии почти всех наук. Ораторское искусство можно с полным правом рассматривать как одно из важнейших направлений научной деятельности Ломоносова.
До Ломоносова учебники устного
и письменного красноречия
Ломоносов полагал, что ораторскому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал Краткое руководство к красноречию, называемое часто просто Риторикой.
В данной работе проводится анализ основных
положений выдающегося
"Краткое руководство к красноречию" состоит из трех книг: "О изобретении", "О украшении", "О расположении".
- в 1ой книге Ломоносов дает характеристику риторике - это наука "красно" говорить и писать, а также способ научить человека правильной жизни, дать ему представление об истине. Это определение - традиционное философское понимание риторики. Далее Ломоносов говорит о том, какие чувства у слушателей может вызвать автор. В связи с этим Ломоносов упоминает о трех стилях, пишет о соответствии жанров и стилей
- во 2-ой книге Ломоносов говорит о тропах и риторических фигурах. Тропы - это переносные значения слова - метафоры, гиперболы и т.д. Риторические фигуры - необычный порядок слов - риторический вопрос, обращение, инверсия. Ломоносов делит выразительные средства на тропы и риторические фигуры речений и предложений. Первые ограничиваются словом или словосочетанием, вторые занимают целое предложение
- в 3-ей книге излагаются главные принципы речевой композиции, некоторые из которых основаны на логике - силлогизм.
Во введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению...
К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое – природные дарования, второе – наука, третие – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук» (с. 91).
Пересказать подробно «Риторику» Ломоносова трудно, так как этот объемистый труд содержит около трехсот страниц текста. На них – различные риторические правила; требования, предъявляемые к лектору; мысли о его способностях и поведении при публичных выступлениях; многочисленные поясняющие примеры. Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни.
В Кратком руководство к красноречию М.В. Ломоносов излагает основы рациональной риторики: "В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые указывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорит должно; другие учат, как изобретенное украшать, третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение" (с. 99).
В принципе части риторики следуют схеме Квинтилиана, но изобретение речи толкуется по-новому. Во-первых, изобретение речи ограничивается по смыслу предметом речи: "изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи".
"Идеи
суть простые или сложные.
Риторика как описание предметов мысли, и их исследование отделяется от красноречия. "Слово двояко изображено быть может --- прозою или поэмою..." (с. 96), т. е. риторика главным образом наука об изобретении мыслей, выраженных словами, тогда как красноречие говорит о средствах выражения и расположения. Красноречие управляет как стиховой, так и нестиховой речью. "Первым образом (т. е. прозой) сочиняются проповеди, истории, учебные книги, другим (т. е. поэзией) сочиняются гимны, оды, комедии, сатиры и других родов стихи" (с. 97).
Таким образом, называются и определяются речевые жанры и канонизируются типы содержания жанров. Изобретение как основа риторики представляет собой логическое конструирование (а не анализ) мысли, исходя из общих мест. Общих мест всего 16:
а) род и вид;
б) целое и части;
в) свойства материальные (фигура, тягость, твердость, упругость, движение, звон, цвет, вкус ... и т. п.);
г) свойства жизненные: душевные дарования (понятие, память и т. п.), страсти, добродетели, пороки, внешнее состояние (счастье, богатство, слава, власть, вольность), телесные дарования (возраст, пол, сила, красота и т.п.);
д) имя;
е) действия и страдания;
ж) место;
з) время;
и) происхождение;
к) причина;
л) предыдущее и последующее;
м) признаки;
н) обстоятельства;
о) подобия;
п) противные и несходные вещи;
р) уравнения.
Эти общие места составляют основу познавательного аппарата.
При изобретении действует
"Материя, сочинителю слова данная, обыкновенно бывает сложенная идея, которая называется тема. Простые идеи, из которых она составляется, называются терминами" (с. 110).
Таким образом, формируется анализ темы, например: "неусыпный труд препятства преодолевает " имеет в себе четыре термина: неусыпность, труд, препятства, преодоление" (с. 110).
После анализа темы по терминам, опираясь на отдельные термины, несложно через воображение, благодаря общим местам, произвести речь, распространить ее: "Первыми называются те, которые от терминов темы непосредственно происходят, вторичными, которые от первых, третичными, которые от вторичных идей рождаются" (с. 110).
Например, труд - начало, середина, конец, пот, упокоение, пчелы - летание по цветам, собирание меда.
"В сем
примере хотя только первые
и вторичные идеи, и те из
немногих мест риторических к
терминам приложены, однако
Это разделение и сложение идей представляет собой суждения, ".. а когда словесно или письменно сообщаются, тогда их предложениями называю" (с. 117).
Далее Ломоносов строит теорию синтаксиса, который может быть назван содержательным (а не формальным, аналитикограмматическим) синтаксисом, так как теории предложений и периодов рассматривается как риторическое изобретение. Теория периодов включает в себя их стилистические характеристики по числу составляющих их предложений и по величине предложений, входящих в периоды (периоды "круглые, зыблющиеся и отрывистые"). Дается также употребление союзов и бессоюзие (с. 116, 127).
Периоды образуются
через распространения. Видов распространения
два: "умножительный и
Увеличительные распространения строятся на общих местах рода и вида, целого и частей, материальных свойств, данных через разделения, действии страдания, жизненных свойств и т.п. Идея увеличительного распространения основана на внесении разделительных суждений в общее место, когда термин гипероним делится на гипонимы.
Даются такие стилистические рекомендации: "При распространении слова наблюдать надлежит: 1) чтобы ... употреблять слова избранные и убегать весьма подлых... 2) "идеи должно полагать так, чтобы сила и важность распространения отчасу возрастала и к концу была устремительна" (с. 150-151).
Синтаксис как учение о распространении терминов, составляющих тему со стороны смысла, управляется изобретением доводов. Слово довод у Ломоносова означает доказательство. "Предложив учение об изобретении и соединении идей и распространении слова, должно показать, каким образом предлагаемую материю доказывать, в чем состоит сила и дело всего слова (т.е. цель речи). Сего искать должно в риторических доводах или доказательствах, которые суть сложенные идеи, удостоверяющие справедливость предполагаемой материи. От Цицерона доводы называются вероятными изобретениями для уверения" (с. 154).
Однако Ломоносов теорию доводов начинает не с энтимем, а с силлогизмов, дает классификацию силлогизмов, затем дает условные силлогизмы и разделительные суждения. Условные и разделительные суждения называются ограниченными силлогизмами. Сложение ограниченных силлогизмов (или энтимем, из них образованных) дают дилемму, сорит (с. 157). Силлогизмы, дилеммы и сориты далее рассматриваются по тому, как используются общие места.
В следующей (шестой) главе риторики даются рекомендации о возбуждении и утолении страстей: "Страстью называется сильная чувственная охота или неохота, соединенная с необыкновенным движением крови и жизненных духов, при чем всегда бывает услаждение или скука" (с. 167). Для воздействия на страсти необходимы три условия: авторитет оратора, состояние слушателей и сила красноречия.
При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит: 1) чтобы в подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала» (с. 165).
Далее Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений.
«Хотя доводы и довольны бывают к удовлетворению о справедливости предлагаемыя материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось... Итак, что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону?..
А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие... от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих...(с. 166).
Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов. «При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто, а особливо того наблюдать, чтобы тем приводить в страсти, кому что больше нужно, пристойно и полезно».
Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы «радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном... Ненадобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно».
Дается классификация аудитории
"Витиеватые речи (которые могут
еще называться замысловатыми
речами или острыми мыслями)
суть предложения, в которых
подлежащее и сказуемое,
Эта глава о витиеватых речах
следует после главы о