Тематическое и жанровое многообразие творчества С.Я. Маршака

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 06:05, контрольная работа

Описание работы

Еще при жизни Самуила Яковлевича Маршака один замечательный детский врач, настоящий «доктор Айболит», Георгий Нестерович Сперанский, опираясь на свой многолетний опыт общения с детьми, рекомендовал прописывать малышам стихи Маршака как целебное средство, как один из самых надежных «витаминов роста».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3


С.Я. Маршак - детский поэт, драматург, переводчик, редактор детских книг, критик…………………………………………………………………..4


Этический идеал в сказках - пьесах «Кошкин дом», «Теремок», «12 месяцев» и его связь с народными традициями…………………………...7


Р. Райт-Ковалева о С. Я. Маршаке…………………………………………...11


Стихи для детей («Детки в клетке»),(«Сказка о глупом
мышонке»),(«Сказка об умном мышонке»), «Почта», «Вот такой рассеянный», «Пожар», «Багаж»……………………………………………..15


Стихи о детях. «Дети нашего двора», «Хороший день», «Цирк»,
«Великан», «Первый день календаря»……………………………………...24


Веселое путешествие от А до Я - поэтическая энциклопедия для детей.29


Заключение………………………………………………………………………...48


Литература………………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Тема 9.doc

— 519.00 Кб (Скачать)

От буквы "А" до буквы "Я"  
Течет река Аму-Дарья.  
От буквы "А" до буквы "Я"  
Идет и азбука моя.

Поэтическая находка поистине удивительная: начинающаяся на "А" и кончающаяся на "Я" Аму-Дарья повторяет своим потоком азбуку и маршаковское произведение в его протекании через книжное пространство и пространство познания. И на каждую букву от "А" до самого "Я" Маршак сочиняет для детей загадку, басню, сказку или рассказ. Черновики "Веселого путешествия" свидетельствуют об огромной требовательности поэта к себе. На иную букву Маршак сочинял - один за другими - по нескольку рассказов в стихах, и не просто варьировал тему, а полностью менял сюжет. На букву "Ж" первоначально была написана такая ироническая басня, не попавшая ни в одно издание:

В жаркий день жужжала  муха  
И попала к жабе в брюхо.  
Журавлю был ужин нужен -  
Жабу он сожрал на ужин.  
Но железная петля  
Поджидала журавля.  
Эту басню мы читали  
В ежемесячном журнале  
По дороге к букве "Ж".  
Вот видна она уже
*.

На букву "Д" в рукописи осталось законченное  стихотворение о детском саде - около тридцати перебеленных и отвергнутых строк:

Зайдем в соседний детский сад.  
Ребята за столами  
На белых стульчиках сидят  
И завтракают сами.  
Кто пьет из кружки молоко,  
Кто держит чашку чая.  
А чашку чая нелегко  
Держать, не проливая
*...

На букву "Н" Маршак написал несколько  вариантов стихотворения о предметах, необходимых для шитья и вышивания. Уже давно было замечено (В. Смирновой), что Маршак - "предметный", "вещный" поэт, но это стихотворение, по-маршаковски наполненное вещами, он отверг во всех вариантах. Можно предположить, что для энциклопедии эти строки оказались слишком измельченно-конкретными:

У нас котенок  есть - Снежок -  
С пушистой нежной шерсткой,  
На днях он нитки уволок  
И укатил наперстки.  
Пошли мы в новый магазин,  
На полки поглядели  
И там нашли мы не один  
Набор для рукоделья.  
Стальные ножницы блестят  
На темно-красном шелке.  
Наперстки выстроились в ряд,  
В игольничках - иголки.  
Катушки ниток всех цветов  
И спицы для вязанья
*...

Самоудовлетворенность была чужда Маршаку - он не знал ни конца, ни передышки в стремлении к совершенству. Выход книги означал для него не конец работы над нею, а только конец такого этапа работы, когда мастер уже ничего не в состоянии улучшить и должно пройти время, чтобы он снова взялся за перо. Так было и с "Веселым путешествием": едва зашла речь о втором издании, авторский экземпляр первого стал превращаться в черновик, потом появились вставки и варианты на отдельных листах - и все началось сначала. Никакого "переиздания" не было - Маршак подверг текст столь решительной переработке, что возникло, по сути, новое произведение. В. Берестов рассказывает: готовя сборник своих лирических стихотворений, Маршак спрашивал - включать или не включать такие-то и такие-то вещи, и заявив: "Надо быть щедрым!" - решал не включать. Щедростью этого рода отмечена вся работа Маршака, работа над вторым изданием "Веселого путешествия" - ничуть не более, чем другая. Прежде всего поэт произвел решительные сокращения по всему тексту: из главки о букве "Б" было выброшено 12 строк, из главки о "В" - тоже 12, из "Д" - около 70 (!), из "З" - еще 26, из "Т" - 20, из "У" - 17. Это все не считая мелких сокращений. Сокращениями Маршак преодолевал излишнюю описательность, неизбежную в энциклопедической книжке, делал текст более "подобранным", "мускулистым" и динамичным. Среди сокращенных строк были замечательные (например, приведенные выше строки о метро). Здесь же, на полях первого издания, Маршак подверг ряд эпизодов коренной переделке. Например, не меняя смысла затеянной с читателем игры, делал эту игру более острой. В первом издании на букву "Й" была такая загадка:

Прочти, смекни, и отгадай -  
Как с места не вставая,  
Ты можешь превратить трамвай  
Во многие трамваи!

Новый вариант, созданный для второго издания, гораздо выразительней:

Смекни и отгадай-ка,  
Что надо пропустить,  
Чтоб можно было зайку  
В заику превратить!

Рассказ о ремесленном училище (на букву "Р") был дополнен четверостишием о воспитаннике РУ, ставшем первым космонавтом планеты, - это четверостишие имеет не менее десятка вариантов. Строки об Аму-Дарье, текущей от "А" до "Я", тоже родились на полях первого издания - и потребовали развития темы. Маршак набросал около дюжины вариантов строф о полноводной реке и Каракумском канале и не удовлетворился ни одним из них. Зато сразу удались и крепко стали на место новые строки о букве "Н":

Ты букву "Н" найдешь в свинце,  
И в никеле, и в цинке,  
Найдешь в начале и в конце,  
А также в серединке.  
Найдешь и в солнце, и в луне,  
И в синем океане.  
Найдешь и в полной тишине  
И в звонком барабане.  
Не может быть без буквы "Н"  
У бочки дна, у дома стен.

Второе  издание становилось не только стройнее, но и богаче: удалив "соединительные ткани", Маршак повысил удельный вес "работающих" стихов, а вставками еще увеличил их количество. Но и на этом не кончается история текста "Веселого путешествия": через несколько лет после второго издания автор вернулся к этой книге и пошли новые сокращения, вставки, новые варианты, шлифовка и тонкая доводка каждого стиха. Где печатать строфы слитно, а где оставлять между ними пробел, где отделять их друг от друга "линейкой" - даже это не было пустяком и решалось со всей серьезностью...

В небольшой  статье нет никакой возможности  проследить все этапы этой работы на всех ее уровнях. Но, перелистывая маршаковские рукописи, нельзя не выразить почтительного  удивления не только перед высочайшей требовательностью мастера к  своей продукции, но и перед тем великим множеством задач, которые поэт должен был решать одновременно. Впрочем, это только так говорится - множество задач, на самом-то деле задача была одна: на конкретном материале воплотить свое поэтическое миропонимание, добиваясь максимального качества стиха, то есть наиболее полного соответствия замысла и осуществления. Как бы ни был силен мастер в поэте, поэт несводим к мастеру - он должен быть еще и поэтом. Изучение рукописей Маршака веско доказывает: талант - не мандат на беззаботность, а повестка, зовущая к труду. Учиться у Маршака вовсе не значит имитировать его прозрачную и ясную (на самом деле - невидимо сложную, изощренную) стилистику. Это значит - пристально всматриваться в многообразие бытия и в самого себя, открывать в мире - и вносить в мир - гармонию, быть добрым к миру и строгим к себе, быть ищущим и работящим, повышать культуру своего творчества и качество каждой строки, припадать к двум ключам, питающим искусство: "Питает жизнь ключом своим искусство, другой твой ключ - поэзия сама..."  

Примечания 

* Звездочкой  обозначены тексты, публикуемые  впервые, и извлеченные из черновых  рукописей "Веселого путешествия", любезно предоставленных автору И.С. Маршаком 

Заключение 

  Талант  Маршака раскрывает «секреты», «особую  сложность и трудность искусства детской поэзии», если ее рассматривать не как «прикладную отрасль» высокого искусства слова, а в одном ряду с ним. Маршак рано увидел, понял, почувствовал и учел в своем творчестве, что читатель детской книги умеет ценить истинность прекрасного. Он особо чуток, неподкупен в отношении малейшей фальши, натянутости и упрощенности. Ребенок свободен от многих условностей восприятия взрослого человека. С.Я. Маршак показал, что детская поэзия — «взыскательнейший экзамен для поэзии вообще». Она обладает своими «изначальными достоинствами ясности, существенной занимательности содержания и непринужденной энергии, естественной, как дыхание, мерности и «незаметности» формы», — обоснованно утверждает поэт в уже названной статье.

Отмечая цельность творчества Маршака, нельзя не видеть и конкретно-историческую предопределенность эстетического пафоса, особого интереса к различным жанрам литературного творчества в разные периоды его жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Маршак Самуил Яковлевич Жизнь и творчество. //Писатели нашего детства.100 имен: Биографический словарь в 3 ч. Ч.1.- М.: Либерия, 1998.- С.257-262. 
2. Маршак С.Я. Дом, увенчанный глобусом: Заметки и воспоминания //Маршак С.Я. Собр. соч. - М.: Правда,1990. - Т.4. - С.259-318. 
3. Маршак С.Я. Издали и вблизи: Воспоминания // Маршак С.Я. Собр. соч. - М.: Правда,1990. - Т.4.- С.238-243. 
4. Я думал, я чувствовал, я жил: Воспоминания о С.Я. Маршаке. - М.: Сов. Писатель,1971. - 592 с.

5. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. Учебное пособие - 
М.: Академия, 2000

6. Детская литература, Учебник /Под ред. Е.Е. Зубаревой для студентов средних специальных учебных заведений. Высшая школа, 2004

7. С. Маршак. Собр. Соч. в четырех томах. 1-й том: Произведения для 
детей. М.,1990

8. Я думал, чувствовал, я жил: Воспоминания о Маршаке. — М.: Сов. писатель, 1988. 

Информация о работе Тематическое и жанровое многообразие творчества С.Я. Маршака