Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 06:05, контрольная работа
Еще при жизни Самуила Яковлевича Маршака один замечательный детский врач, настоящий «доктор Айболит», Георгий Нестерович Сперанский, опираясь на свой многолетний опыт общения с детьми, рекомендовал прописывать малышам стихи Маршака как целебное средство, как один из самых надежных «витаминов роста».
Введение……………………………………………………………………………………..3
С.Я. Маршак - детский поэт, драматург, переводчик, редактор детских книг, критик…………………………………………………………………..4
Этический идеал в сказках - пьесах «Кошкин дом», «Теремок», «12 месяцев» и его связь с народными традициями…………………………...7
Р. Райт-Ковалева о С. Я. Маршаке…………………………………………...11
Стихи для детей («Детки в клетке»),(«Сказка о глупом
мышонке»),(«Сказка об умном мышонке»), «Почта», «Вот такой рассеянный», «Пожар», «Багаж»……………………………………………..15
Стихи о детях. «Дети нашего двора», «Хороший день», «Цирк»,
«Великан», «Первый день календаря»……………………………………...24
Веселое путешествие от А до Я - поэтическая энциклопедия для детей.29
Заключение………………………………………………………………………...48
Литература………………………………………………………………………………..
От буквы "А"
до буквы "Я"
Течет река Аму-Дарья.
От буквы "А" до буквы "Я"
Идет и азбука моя.
Поэтическая находка поистине удивительная: начинающаяся на "А" и кончающаяся на "Я" Аму-Дарья повторяет своим потоком азбуку и маршаковское произведение в его протекании через книжное пространство и пространство познания. И на каждую букву от "А" до самого "Я" Маршак сочиняет для детей загадку, басню, сказку или рассказ. Черновики "Веселого путешествия" свидетельствуют об огромной требовательности поэта к себе. На иную букву Маршак сочинял - один за другими - по нескольку рассказов в стихах, и не просто варьировал тему, а полностью менял сюжет. На букву "Ж" первоначально была написана такая ироническая басня, не попавшая ни в одно издание:
В жаркий день жужжала
муха
И попала к жабе в брюхо.
Журавлю был ужин нужен -
Жабу он сожрал на ужин.
Но железная петля
Поджидала журавля.
Эту басню мы читали
В ежемесячном журнале
По дороге к букве "Ж".
Вот видна она уже*.
На букву "Д" в рукописи осталось законченное стихотворение о детском саде - около тридцати перебеленных и отвергнутых строк:
Зайдем в соседний
детский сад.
Ребята за столами
На белых стульчиках сидят
И завтракают сами.
Кто пьет из кружки молоко,
Кто держит чашку чая.
А чашку чая нелегко
Держать, не проливая*...
На букву
"Н" Маршак написал несколько
вариантов стихотворения о
У нас котенок
есть - Снежок -
С пушистой нежной шерсткой,
На днях он нитки уволок
И укатил наперстки.
Пошли мы в новый магазин,
На полки поглядели
И там нашли мы не один
Набор для рукоделья.
Стальные ножницы блестят
На темно-красном шелке.
Наперстки выстроились в ряд,
В игольничках - иголки.
Катушки ниток всех цветов
И спицы для вязанья*...
Самоудовлетворенность была чужда Маршаку - он не знал ни конца, ни передышки в стремлении к совершенству. Выход книги означал для него не конец работы над нею, а только конец такого этапа работы, когда мастер уже ничего не в состоянии улучшить и должно пройти время, чтобы он снова взялся за перо. Так было и с "Веселым путешествием": едва зашла речь о втором издании, авторский экземпляр первого стал превращаться в черновик, потом появились вставки и варианты на отдельных листах - и все началось сначала. Никакого "переиздания" не было - Маршак подверг текст столь решительной переработке, что возникло, по сути, новое произведение. В. Берестов рассказывает: готовя сборник своих лирических стихотворений, Маршак спрашивал - включать или не включать такие-то и такие-то вещи, и заявив: "Надо быть щедрым!" - решал не включать. Щедростью этого рода отмечена вся работа Маршака, работа над вторым изданием "Веселого путешествия" - ничуть не более, чем другая. Прежде всего поэт произвел решительные сокращения по всему тексту: из главки о букве "Б" было выброшено 12 строк, из главки о "В" - тоже 12, из "Д" - около 70 (!), из "З" - еще 26, из "Т" - 20, из "У" - 17. Это все не считая мелких сокращений. Сокращениями Маршак преодолевал излишнюю описательность, неизбежную в энциклопедической книжке, делал текст более "подобранным", "мускулистым" и динамичным. Среди сокращенных строк были замечательные (например, приведенные выше строки о метро). Здесь же, на полях первого издания, Маршак подверг ряд эпизодов коренной переделке. Например, не меняя смысла затеянной с читателем игры, делал эту игру более острой. В первом издании на букву "Й" была такая загадка:
Прочти, смекни,
и отгадай -
Как с места не вставая,
Ты можешь превратить трамвай
Во многие трамваи!
Новый вариант, созданный для второго издания, гораздо выразительней:
Смекни и отгадай-ка,
Что надо пропустить,
Чтоб можно было зайку
В заику превратить!
Рассказ о ремесленном училище (на букву "Р") был дополнен четверостишием о воспитаннике РУ, ставшем первым космонавтом планеты, - это четверостишие имеет не менее десятка вариантов. Строки об Аму-Дарье, текущей от "А" до "Я", тоже родились на полях первого издания - и потребовали развития темы. Маршак набросал около дюжины вариантов строф о полноводной реке и Каракумском канале и не удовлетворился ни одним из них. Зато сразу удались и крепко стали на место новые строки о букве "Н":
Ты букву "Н"
найдешь в свинце,
И в никеле, и в цинке,
Найдешь в начале и в конце,
А также в серединке.
Найдешь и в солнце, и в луне,
И в синем океане.
Найдешь и в полной тишине
И в звонком барабане.
Не может быть без буквы "Н"
У бочки дна, у дома стен.
Второе издание становилось не только стройнее, но и богаче: удалив "соединительные ткани", Маршак повысил удельный вес "работающих" стихов, а вставками еще увеличил их количество. Но и на этом не кончается история текста "Веселого путешествия": через несколько лет после второго издания автор вернулся к этой книге и пошли новые сокращения, вставки, новые варианты, шлифовка и тонкая доводка каждого стиха. Где печатать строфы слитно, а где оставлять между ними пробел, где отделять их друг от друга "линейкой" - даже это не было пустяком и решалось со всей серьезностью...
В небольшой
статье нет никакой возможности
проследить все этапы этой работы
на всех ее уровнях. Но, перелистывая маршаковские
рукописи, нельзя не выразить почтительного
удивления не только перед высочайшей
требовательностью мастера к
своей продукции, но и перед тем великим
множеством задач, которые поэт должен
был решать одновременно. Впрочем, это
только так говорится - множество задач,
на самом-то деле задача была одна: на конкретном
материале воплотить свое поэтическое
миропонимание, добиваясь максимального
качества стиха, то есть наиболее полного
соответствия замысла и осуществления.
Как бы ни был силен мастер в поэте, поэт
несводим к мастеру - он должен быть еще
и поэтом. Изучение рукописей Маршака
веско доказывает: талант - не мандат на
беззаботность, а повестка, зовущая к труду.
Учиться у Маршака вовсе не значит имитировать
его прозрачную и ясную (на самом деле
- невидимо сложную, изощренную) стилистику.
Это значит - пристально всматриваться
в многообразие бытия и в самого себя,
открывать в мире - и вносить в мир - гармонию,
быть добрым к миру и строгим к себе, быть
ищущим и работящим, повышать культуру
своего творчества и качество каждой строки,
припадать к двум ключам, питающим искусство:
"Питает жизнь ключом своим искусство,
другой твой ключ - поэзия сама..."
Примечания
* Звездочкой
обозначены тексты, публикуемые
впервые, и извлеченные из
Заключение
Талант Маршака раскрывает «секреты», «особую сложность и трудность искусства детской поэзии», если ее рассматривать не как «прикладную отрасль» высокого искусства слова, а в одном ряду с ним. Маршак рано увидел, понял, почувствовал и учел в своем творчестве, что читатель детской книги умеет ценить истинность прекрасного. Он особо чуток, неподкупен в отношении малейшей фальши, натянутости и упрощенности. Ребенок свободен от многих условностей восприятия взрослого человека. С.Я. Маршак показал, что детская поэзия — «взыскательнейший экзамен для поэзии вообще». Она обладает своими «изначальными достоинствами ясности, существенной занимательности содержания и непринужденной энергии, естественной, как дыхание, мерности и «незаметности» формы», — обоснованно утверждает поэт в уже названной статье.
Отмечая цельность
творчества Маршака, нельзя не видеть
и конкретно-историческую предопределенность
эстетического пафоса, особого интереса
к различным жанрам литературного творчества
в разные периоды его жизни.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маршак
Самуил Яковлевич Жизнь и творчество.
//Писатели нашего детства.100 имен: Биографический
словарь в 3 ч. Ч.1.- М.: Либерия, 1998.- С.257-262.
2. Маршак С.Я. Дом, увенчанный глобусом:
Заметки и воспоминания //Маршак С.Я. Собр.
соч. - М.: Правда,1990. - Т.4. - С.259-318.
3. Маршак С.Я. Издали и вблизи: Воспоминания
// Маршак С.Я. Собр. соч. - М.: Правда,1990. -
Т.4.- С.238-243.
4. Я думал, я чувствовал, я жил: Воспоминания
о С.Я. Маршаке. - М.: Сов. Писатель,1971. - 592
с.
5. Арзамасцева
И.Н. Николаева С.А. Детская литература.
Учебное пособие -
М.: Академия, 2000
6. Детская литература, Учебник /Под ред. Е.Е. Зубаревой для студентов средних специальных учебных заведений. Высшая школа, 2004
7. С. Маршак.
Собр. Соч. в четырех томах. 1-й том: Произведения
для
детей. М.,1990
8. Я думал,
чувствовал, я жил: Воспоминания о Маршаке.
— М.: Сов. писатель, 1988.
Информация о работе Тематическое и жанровое многообразие творчества С.Я. Маршака