Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:24, реферат
Цель данной работы - раскрыть значение темы женского счастья для понимания всей поэзии Марины Цветаевой.
В ходе работы следует выполнить ряд научно-исследовательских задач:
- проанализировать особенности развития поэзии «серебряного века» в русской литературе;
- выявить специфику развития лирики М. Цветаевой;
- доказать, что тема женского счастья одна из ключевых в творчестве М. Цветаевой;
- дать более детальный анализ отдельных стихов;
- отметить значение творчества М. Цветаевой.
Введение
Глава 1. Особенности развития поэзии «серебряного века» в русской литературе
1.1. Специфика развития лирики М.Цветаевой
Глава 2. Тема женского счастья как один из аспектов поэзии М. Цветаевой
2.1. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера» Н. М. Карамзин (по лирике М.Цветаевой)
2.2. Проблема судьбы как счастья в лирике М. Цветаевой
Заключение
Библиография
Уже в первых цветаевских стихах была неизвестная ранее в русской женской поэзии жесткость, резкость поэтов-мужчин. Таков был характер не
только
лирической героини ее стихов, но и
самой Цветаевой. Традиционной женской
слабости, изящности и легкости стиха
она противопоставила твердость
духа и силу мастера.
Я знаю, что Венера — дело рук,
Ремесленник
— и знаю ремесло (163).
Стихи
были для Цветаевой почти
Поэтому
в ее лирике такая особенная
По тебе тоскует наша зала, —
Ты в тени ее видал едва —
По тебе тоскуют те слова,
Что в
тени тебе я не сказала (204).
Независимостью
своего творчества и всего своего жизненного
поведения Марина Цветаева отстаивала
право женщины иметь сильный характер,
отвергая устоявшийся образ женственности.
Счастью быть любимой и любить она предпочитала
счастье свободы:
Как правая и левая рука —
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встает — и бездна пролегла
От правого
— до левого крыла! (205)
При
всей своей гордыне, “
Мой! — и о каких наградах.
Рай — когда в руках, у рта —
Жизнь: распахнутая радость
Поздороваться
с утра! (206)
Но
у Марины Цветаевой была своя
святая заповедь: “Я и в предсмертной
икоте останусь поэтом!”,
“Я
не знаю ни одного поэта в мире, который
бы столько писал о разлуке, как
Цветаева. Она требовала достоинства
в любви и требовала
удерживая”,
— пишет о ней Евгений
Не довспомнивши, не допонявши,
Точно с праздника уведены...
— Наша улица! — Уже не наша... —
— Сколько раз по ней... — Уже не мы... —
— Завтра с западу встанет солнце!
— С Иеговой порвет Давид!
Что мы
делаем? — Расстаемся (310).
И
хотя она расценивала порой
расставание как “
Никто, в наших письмах роясь,
Не понял до глубины,
Как мы вероломны, то есть —
Как сами
себе верны (311).
Марина
Цветаева говорила, что “глубина
страдания не может сравниться
с пустотой счастья”. Этой глубины
в ее жизни хватило сполна.
Ее жизненный путь был очень
непрост. Живя в сложное время, Марина
Цветаева оставалась поэтом, невзирая
на часто нищее существование, бытовые
неурядицы и трагические события, преследовавшие
ее. Цветаева хорошо ощущала время, эпоху,
в которую ей довелось жить. Поэтому в
ее стихах такое внутреннее напряжение,
надлом. Будто предчувствуя свою трагическую
судьбу, Марина Цветаева пишет такие строки:
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь
как книга для меня (253).
Смерть
“в семнадцать лет”, о которой
просит лирическая героиня Цветаевой,
— это возможность избежать многих будущих
страданий.
Что впереди! Какая неудача?
Во всем обман и, ах, на всем запрет! —
Так с милым детством я прощалась, плача,
В пятнадцать
лет (287).
Пророчество
своей собственной судьбы было не единственным
в творчестве Марины Цветаевой. Главным
пророчеством поэтессы стало ее очень
часто цитируемое стихотворение:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, кате маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти —
Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто на брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед (145).
Заключение
Марина
Цветаева — большой поэт, и
вклад ее в культуру русского
стиха XX века значителен. Наследие
Марины Цветаевой велико и
трудно обозримо. Ее не впишешь
в рамки литературного течения,
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Волошин М. А. Стихотворения и поэмы. – СПб., 1995.
2. Гаспаров М. Л. Поэтика "серебряного века" // Русская поэзия "серебряного века", 1890-1917: Антология. – М.: Наука, 1998. – С.5 - 44.
3. Мандельштам О. Э. Слово и культура: Статьи. – М.: Советский писатель, 1987. – 320 с.
4. Мандельштам О. Э. Сочинения в 2 томах. – М.: Художественная литература, 1990. – 464 с.
5. Саакянц А. А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества. (1910-1922). – М.: Советский писатель, 1986. – 352 с.
6. Цветаева М. И. Избранное. – М.: Просвещение, 1989. –366 с.
7. http://www.mysoch.ru/
Информация о работе Тема женского счастья в лирике М. И. Цветаевой