Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:24, реферат
Цель данной работы - раскрыть значение темы женского счастья для понимания всей поэзии Марины Цветаевой.
В ходе работы следует выполнить ряд научно-исследовательских задач:
- проанализировать особенности развития поэзии «серебряного века» в русской литературе;
- выявить специфику развития лирики М. Цветаевой;
- доказать, что тема женского счастья одна из ключевых в творчестве М. Цветаевой;
- дать более детальный анализ отдельных стихов;
- отметить значение творчества М. Цветаевой.
Введение
Глава 1. Особенности развития поэзии «серебряного века» в русской литературе
1.1. Специфика развития лирики М.Цветаевой
Глава 2. Тема женского счастья как один из аспектов поэзии М. Цветаевой
2.1. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера» Н. М. Карамзин (по лирике М.Цветаевой)
2.2. Проблема судьбы как счастья в лирике М. Цветаевой
Заключение
Библиография
Министерство
высшего и среднего
специального образования
Республики Узбекистан
Узбекский
государственный
университет мировых
языков
Факультет
русской филологии
Кафедра русской и
зарубежной
литературы
Реферат
Тема женского счастья в лирике
М.
И. Цветаевой
Выполнил: студент 2 курса
Факультета русской филологии
Горшкова
Ксения
Ташкент-2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности развития поэзии «серебряного века» в русской литературе
1.1. Специфика
развития лирики М.Цветаевой
Глава 2. Тема женского счастья как один из аспектов поэзии М. Цветаевой
2.1. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера» Н. М. Карамзин (по лирике М.Цветаевой)
2.2.
Проблема судьбы как счастья
в лирике М. Цветаевой
Заключение
Библиография
Введение
Творчество Марины Цветаевой - выдающееся и самобытное явление всей русской литературы. Ведь благодаря ей, русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями.
Имя Марины Цветаевой неотделимо от истории русской поэзии. Сила ее стихов - не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов. Она - поэт русского национального начала. Поэт предельной правды чувства, Марина Цветаева, со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей яростью и неповторимостью самобытного дарования, по праву вошла в русскую поэзию первой половины ХХ века.
В настоящее время существует довольно обширная литература, посвященная творчеству Цветаевой, - исследования М.Белкиной, А. Павловского, А. Саакянц и других. Однако в перечисленных статьях отсутствует подробное исследование лирики Цветаевой именно в том аспекте, который рассматривается в данной работе. Практически ни в одной из основных работ о Цветаевой исследователь не уделяет внимания теме женского счастья. Тем не менее, именно эта тема представляется одной из ключевых во всем творчестве поэтессы. Поэтому данное исследование актуально.
Новизна данной работы состоит в новой методике анализа проблемы.
Цель данной работы - раскрыть значение темы женского счастья для понимания всей поэзии Марины Цветаевой.
В ходе работы следует
- проанализировать особенности развития поэзии «серебряного века» в русской литературе;
- выявить специфику развития лирики М. Цветаевой;
- доказать, что тема женского счастья одна из ключевых в творчестве М. Цветаевой;
- дать
более детальный анализ
- отметить значение творчества М. Цветаевой.
Объектом работы является творчество М. Цветаевой.
Предметом работы является анализ темы женского счастья в лирике М. Цветаевой.
В качестве рабочей гипотезы выдвигается положение о том, что тема женского счастья является одной из ключевых тем в творчестве М. Цветаевой.
Методология исследования. В работе используются принципы проблемно-стилистического анализа, микроанализ.
Степень разработанности. Методологической и теоретической основой данного научного исследования является труд А. А. Саакянц « Марина
Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910 - 1922)».
Теоретическая значимость данной работы заключена в раскрытии значимости темы женского счастья во всем творчестве М. Цветаевой.
Практическая значимость определяется возможностью дальнейшего использования данного научного исследования при изучении творчества М. Цветаевой.
Изучение данной темы поможет
понять значение творчества М.
Цветаевой, его место в
Глава 1. Особенности
развития поэзии «серебряного
века» в русской
литературе
Литература «серебряного века» явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.
Параллельно
возникновению все новых и
новых поэтических школ крепла
одна из интереснейших
Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для большинства крупных художников стремлением к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении. Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание ближайшего эстетического контекста - контекста литературного направления или группировки.
Показательно,
что самыми "правоверными" символистами,
акмеистами и футуристами
Характерными
для эпохи фигурами были поэты
"вне направлений", бывшие в
стороне от шумной
Глядя
на общую панораму поэтики
«серебряного века» заметны
Гораздо
активнее используется "ролевая"
лирика, когда поэтическое
Стремление
выразить более сложные,
Использование ассоциативных значений слова побуждает читателя к встречной лирической активности. Так, О. Мандельштам писал: "В поэзии важно только исполняющее понимание - отнюдь не пассивное, не воспроизводящее и не пересказывающее"3. Отношения между поэтом и его аудиторией строились в поэзии «серебряного века» по-новому: поэт далеко не всегда стремился быть общепонятным, потому что такое понимание основано на обыденной логике. Он обращался не ко всем, а к "посвященным"; не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору. Стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе собственные, помочь ему в духовном восхождении от обыденного к "несказанному".
Для этого в поэзии «серебряного века» использовались не только ассоциативные возможности слова, но и другие способы "непрямой" передачи мыслей, интуиции и чувств автора. В стихотворный текст активно
включались мотивы и образы разных культур, широко использовались явные и скрытые цитаты. Излюбленным источником художественных реминисценций для художников «серебряного века» поначалу была античная, позже древнегерманская, скифо-сарматская и славянская мифологии. Мифология в творчестве В. Брюсова, И. Анненского, М. Цветаевой употребляется в качестве универсальных психологических и философских моделей, одинаково удобных и для постижения глубинных особенностей
человеческого духа вообще и для воплощения современной духовной проблематики.
Поэтика «серебряного века» -
поле взаимодействия двух
Установка
на музыкальность, в той или
иной мере свойственная
Однако
и уравновешивающая тенденция
- к ясности образного строя
и композиционной строгости -
проявилась в поэзии «
Информация о работе Тема женского счастья в лирике М. И. Цветаевой