Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:55, реферат
Моя задача состоит в том, чтобы описать авторский замысел и построение цикла и проследить развитие темы судьбы поэта в центральном для цикла стихотворении: «Все ушли, и никто не вернулся…».
Были изучены:
1) оказавшаяся доступной литература об Ахматовой и ее творчестве (список литературы прилагается);
2) биография Анны Ахматовой;
3) тексты стихов цикла.
На мысль о том, что лирическая героиня и есть сам поэт, нас наталкивают строки о «немоте», о «священном глаголе», об осквернении «пречистого слова». Ведь только для поэта самое страшное – это запрет писать, запрет печатать и говорить о том, что живет в голове и в душе и так просится наружу.
Проанализировав почти каждую строку стихотворения, определив, что лирическая героиня и есть поэт, можно составить представление о том, какая судьба была суждена поэту в сталинскую эпоху.
Тяжелая судьба, которая выпала на долю лирической героини, была характерна, как мы знаем. для судеб всех поэтов и писателей, пытавшихся противостоять целой системе, властям и пытаться говорить открыто. Об этом свидетельствуют судьбы Н.Гумилёва, О.Мандельштама, Б.Пильняка, М.Булгакова, А.Платонова, Е.Замятина, Шакарима и др.
Обратим
внимание на повествовательность
Так сочетание эпического и лирического начал в стихотворении помогает характеристике образов и лирической героини, и эпохи (опять одновременно, опять при минимуме художественных средств и максимуме смысловой нагрузки на них).
Характерно, что стихотворение «Все ушли, и никто не вернулся…» обозначено самой Ахматовой номером 9, тогда как стихотворений, как уже отмечалось, в цикле всего 17. Вырисовывается схема 8+1+8, и это его центральное положение теперь может быть воспринято как смысловой центр цикла.
Таким образом, проведенное нами исследование выявило основные черты структуры цикла «Из заветной тетради» и позволяет судить о развитии темы судьбы поэта в стихотворении «Все ушли, и никто не вернулся…» и о роли этого стихотворения в цикле «Из заветной тетради».
Тема
судьбы поэта развивается в
Литературоведами (2, 7, 8 и др.) установлено, что для поэтики Ахматовой 50-60-х годов в целом характерны среди других следующие черты:
- протокольность;
- внимание к деталям;
- немногословность, лаконичность выражения.
Рассмотренное
стихотворение создано в русле данных
стилевых черт. Однако оно позволяет сделать
заключение о том, что своеобразие их соединения
и использования придаёт яркую индивидуальность
каждому отдельному произведению поэта
и позволяет поэту добиваться различных
конкретных результатов. Так, благодаря
показу индивидуальной судьбы лирической
героини и авторской установке на обобщение,
в стихотворении «Все ушли и никто не вернулся…»
не только прослежена судьба поэта в сталинскую
эпоху, здесь также создаётся образ социально-исторического
времени. Эта задача решается на примере
показа судьбы лирической героини-поэта,
не раз по причине исторических обстоятельств
пережившей трагедию любви и творчества.
Список
использованной литературы:
1.Зленько Г.Я. История русской литературы ХХ века. Часть II. - Алматы, 2004.
2. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М.: Изд-во Моск-го универ-та, 2000.
3. Ахматова А. Поэма без героя. – Сочинения в 2-х тт. – Т.1. - М.: «Правда». – 1990.
4. Ахматова А. Все ушли, и никто не вернулся… - Сочинения в 2-х тт. – Т.1. - М.: «Правда». – 1990.
5. А.Пушкин. Пророк. -
6. Ахматова А. Реквием. – А.Ахматова. Сочинения в 2-х тт. – Т.1. - М.: «Правда». – 1990.
7. Кихней Л. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. – М., 1997
8. Симченко О. Тема памяти в творчестве Анны Ахматовой // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Том 44, № 6, 1985
Информация о работе Тема судьбы поэта в цикле стихотворений Анны Ахматовой «Из заветной тетради»