Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 15:47, сочинение
Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии XX века. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихи
Маяковского о глубоко личном.
Тема любви в лирике Маяковского.
Маяковский был
и остается одной из самых значительных
фигур в истории русской поэзии
XX века. За внешней грубостью лирического
героя Маяковского скрывается ранимое
и нежное сердце. Об этом свидетельствуют
стихи
Маяковского о глубоко личном. Они поражают
страстной силой выраженного в них чувства:
«Кроме любви твоей мне нету солнца»
(«Лилечке»),
«Стою огнем обвит на несгорающем костре немыслимой любви»
(«Человек»)
Лирический герой раннего Маяковского
романтичен по своему мироощущению и очень
одинок. Его никто не слышит, не понимает,
над ним смеются, его осуждают («Скрипка
и немножко нервно», «Я»). В стихотворении
«Дешевая распродажа» поэт говорит, что
готов отдать все на свете за №единственное
слово, ласковое, человечье». Чем же вызвано
такое трагическое мироощущение?
Неразделенной любовью. В стихотворении
«Лиличка (вместо письма)» и поэме
«Облако в штанах» мотив неразделенной
любви является ведущим («Завтра ты забудешь,
что я тебя короновал», «Дай же последней
нежностью выстлать твой уходящий шаг»).
В этих произведениях лирический герой
предстает нежным и очень ранимым человеком,
не мужчиной, а «облаком в штанах»:
Меня сейчас
узнать не могли бы жилистая громадина
стонет, корчится…
Но возлюбленная отвергает героя ради
мещанского благополучия:
Знаете –
Я выхожу замуж.
Такой огромной силы любовь не нужна ей!
Она холодна и иронична. И он превращается
в проснувшийся вулкан:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, -
Ему уже некуда деться.
В поэме «Облако в штанах» показано превращение громады-любви в громаду- ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика «долой»:
Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваше государство
Долой вашу религию!
Страдания от неразделенной любви оборачиваются
ненавистью с тому миру и тому строю, где
все покупается и продается.
В письме к Л.Ю. Брик Маяковский писал: «Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела и все пр. Любовь – это сердце всего. Ели она прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». Именно такое, любящее и потому отзывающееся на все в мире «сплошное сердце» открывается в поэзии Маяковского. Говорить о любви для поэта значит – говорить о жизни, о самом значительном в собственной судьбе. Ибо, убежден он, и это чувство должно быть вровень эпохе. Легкость решения этого вопроса Маяковского не устраивала. Он и в этом случае руководствовался требованиями, предъявляемыми к себе и к окружающим. Ведь он знал, что «любовь не становить никаким «должен», никаким «нельзя» - только свободным соревнованием со всем миром».
Что может позволить
выйти в этом соревновании победителем?
Для
Маяковского чувство, соединяющее двоих,
не изолирует их от мира. Чувство, заставляющее
человека замыкаться в узеньком мирке
(«в квартирном маленьком мирке»), неотъемлемо
для него от ненавистного ему старья. Любящее
сердце вмещает в себя весь мир. Утверждаемый
поэтом идеал высокой любви осуществим
лишь в светлом будущем. И задача поэзии
в этом случае – ускорить путь в грядущее,
преодолев «будничную чушь».
Интересно сопоставить два стихотворения, навеянных сильным и глубоким чувством к Татьяне Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Перовое из них адресовано лицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал оказавшийся в Париже поэт, тогда как второе – не предназначавшееся для печати – передано из рук в руки любимой женщине.
В первом из этих
«писем» Маяковский размышляет не просто
о любви – о ее сущности. Обжигающей
силы чувство вызывает настоятельную
потребность разобраться в
Маяковского любовь – чувство, перестраивающее
человека, созидающее его заново. Поэт
избегает в своем разговоре отвлеченности.
Назван по имени адресат «Письма…», в
текст введена та, которая вызвала эту
бурю в сердце, к которой обращен этот
поэтический монолог. И в самом стихотворении
рассыпано множество подробностей, деталей,
не позволяющих стиху унестись в туманные
выси. Его любовь - «человеческая, простая»,
да и поэтическое вдохновение проявляется
в самой что ни на есть будничной обстановке:
Подымает площадь шум, экипажи движутся, я хожу, стишки пишу в записную книжицу.
Простое земное
чувство противопоставляется
Ураган огонь вода подступают в ропоте обладающей целительной силой. И опять-таки используемые им поэтические метафоры способствуют буквально материализации понятий. Произнесенное здесь имя гениального Коперника дает представление о масштабах чувства, о котором идет речь.
Привычное в поэзии, когда речь заходит о любви, противопоставление земного и небесного, будничного и возвышенного – не для Маяковского. Он начинал (в поэме «Облако в штанах») с решительного протеста против возникавших в таких случаях сладкоголосых песнопений, со слов вызывающе откровенных:
Мария! поэт сонеты поет Тиане, а я весь из мяса, человек весь – тело твое просто прошу, как просят христиане –
«Хлеб наш насущный
– даждь нам днесь».
Необходимость в резко выраженном противопоставлении
своих представлений о любви, которая
равнозначна самой жизни, исчезает. Нет
нужды противопоставлять обычное, земное
прекрасному, высокому. Любовь дает возможность
ощутить их единство, поэзия – обнаружить
его, выразить и закрепить словом.
В «Письме… Кострову» размышления о сущности любви разворачиваются с замечательной логичностью, выстраивается система аргументов, достаточная для того, чтобы разговор о любви смог обрести общественный характер. Слово, вырвавшееся из сердца влюбленного способно «подымать, / и вести,/ и влечь,// которые глазом ослабли».
В «Письме Татьяне Яковлевой» та же тема представлена с иной, драматической, стороны. Трудно разобраться в том, почему взаимная любовь не смогла принести счастья влюбленным. По-видимому, ему помешало чувство ревности, которое поэт обещает усмирить.
И здесь тема любви не может получить счастливого разрешения. Оно переносится в неопределенное будущее, связывается с грядущим торжеством революции во всемирном масштабе:
Я все равно
тебя когда-нибудь возьму – одну или
вдвоем с Парижем.
А в настоящем – так и не преодоленное
одиночество.
Маяковский и в этом стихотворении использует излюбленный жанр – монолог, обращенный к конкретному лицу. Это сообщает стиху доверительность, придает сказанному глубоко личный характер. Вместе с тем рамки мира, открывающегося в адресованном любимой женщине послании, чрезвычайно широки. Это относится и к пространственным (от Москвы до Парижа), и к временным (время революции и Гражданской войны – сегодняшний день – будущее, связываемое с приходом революции в Париж) границам. Свойственная открывающим стихотворение строкам предельная откровенность подкрепляется далее словами о «собаках озверевшей страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти» - письмо наполняется силой интимного чувства. И оно постоянно переводится в социальный план. Поэтому, когда герой восклицает:
Иди сюда, иди
на перекресток моих больших и
неуклюжих рук.
- слова о будущем торжестве революции
становятся логическим завершением стихотворения.
«Громада любовь» - вот словосочетание, которое лучше других способно выразить чувство, лежащее в основе стихотворения.
Подводя итог сказанному,
заметим, что Маяковский предпочитает
лирическому самовыражению
Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». И хотя в этом есть своя правда, сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам было бы неверно, так как в ней присутствует и интимные любовные признания, и трагический крик, и чувство грусти, и философские раздумья о любви. Иными словами поэзия Маяковского многообразна и многокрасочна.
Тема любви в лирике Маяковского.
Маяковский был
и остается одной из самых значительных
фигур в истории русской поэзии
XX века. За внешней грубостью лирического
героя Маяковского скрывается ранимое
и нежное сердце. Об этом свидетельствуют
стихи
Маяковского о глубоко личном. Они поражают
страстной силой выраженного в них чувства:
«Кроме любви твоей мне нету солнца»
(«Лилечке»),
«Стою огнем обвит на несгорающем костре немыслимой любви»
(«Человек»)
Лирический герой раннего Маяковского
романтичен по своему мироощущению и очень
одинок. Его никто не слышит, не понимает,
над ним смеются, его осуждают («Скрипка
и немножко нервно», «Я»). В стихотворении
«Дешевая распродажа» поэт говорит, что
готов отдать все на свете за №единственное
слово, ласковое, человечье». Чем же вызвано
такое трагическое мироощущение?
Неразделенной любовью. В стихотворении
«Лиличка (вместо письма)» и поэме
«Облако в штанах» мотив неразделенной
любви является ведущим («Завтра ты забудешь,
что я тебя короновал», «Дай же последней
нежностью выстлать твой уходящий шаг»).
В этих произведениях лирический герой
предстает нежным и очень ранимым человеком,
не мужчиной, а «облаком в штанах»:
Меня сейчас
узнать не могли бы жилистая громадина
стонет, корчится…
Но возлюбленная отвергает героя ради
мещанского благополучия:
Знаете –
Я выхожу замуж.
Такой огромной силы любовь не нужна ей!
Она холодна и иронична. И он превращается
в проснувшийся вулкан:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, -
Ему уже некуда деться.
В поэме «Облако в штанах» показано превращение громады-любви в громаду- ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика «долой»:
Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваше государство
Долой вашу религию!
Страдания от неразделенной любви оборачиваются
ненавистью с тому миру и тому строю, где
все покупается и продается.
В письме к Л.Ю. Брик Маяковский писал: «Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела и все пр. Любовь – это сердце всего. Ели она прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». Именно такое, любящее и потому отзывающееся на все в мире «сплошное сердце» открывается в поэзии Маяковского. Говорить о любви для поэта значит – говорить о жизни, о самом значительном в собственной судьбе. Ибо, убежден он, и это чувство должно быть вровень эпохе. Легкость решения этого вопроса Маяковского не устраивала. Он и в этом случае руководствовался требованиями, предъявляемыми к себе и к окружающим. Ведь он знал, что «любовь не становить никаким «должен», никаким «нельзя» - только свободным соревнованием со всем миром».
Что может позволить
выйти в этом соревновании победителем?
Для
Маяковского чувство, соединяющее двоих,
не изолирует их от мира. Чувство, заставляющее
человека замыкаться в узеньком мирке
(«в квартирном маленьком мирке»), неотъемлемо
для него от ненавистного ему старья. Любящее
сердце вмещает в себя весь мир. Утверждаемый
поэтом идеал высокой любви осуществим
лишь в светлом будущем. И задача поэзии
в этом случае – ускорить путь в грядущее,
преодолев «будничную чушь».
Интересно сопоставить два стихотворения, навеянных сильным и глубоким чувством к Татьяне Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Перовое из них адресовано лицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал оказавшийся в Париже поэт, тогда как второе – не предназначавшееся для печати – передано из рук в руки любимой женщине.
В первом из этих
«писем» Маяковский размышляет не просто
о любви – о ее сущности. Обжигающей
силы чувство вызывает настоятельную
потребность разобраться в
Маяковского любовь – чувство, перестраивающее
человека, созидающее его заново. Поэт
избегает в своем разговоре отвлеченности.
Назван по имени адресат «Письма…», в
текст введена та, которая вызвала эту
бурю в сердце, к которой обращен этот
поэтический монолог. И в самом стихотворении
рассыпано множество подробностей, деталей,
не позволяющих стиху унестись в туманные
выси. Его любовь - «человеческая, простая»,
да и поэтическое вдохновение проявляется
в самой что ни на есть будничной обстановке: