Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:56, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие отношения Уильяма Шекспира к красоте и отражение ее в своих произведениях. Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
1. На основе анализа различных произведений выявить отношение Шекспира к красоте.
2. Определить, каким образом поэт раскрывает в своих произведениях тему красоты.
Объектом исследования в курсовой работе является видение Шекспиром красоты в своих работах.
1. Введение_________________________________________________________3
2. Тема красоты у Шекспира___________________________________________4
2.1. В пьесах и комедиях_________________________________________4
2.2. В поэмах___________________________________________________6
2.2.1 «Венера и Адонис» ____________________________________7
2.2.2 «Лукреция»__________________________________________8
2.3. В сонетах_________________________________________________12
3. Заключение______________________________________________________22
4. Список литературы________________________________________________23
Содержание:
1. Введение______________________
2. Тема
красоты у Шекспира____________
2.1.
В пьесах и комедиях___________
2.2.
В поэмах________________________
2.2.1
«Венера и Адонис» ______________________________
2.2.2
«Лукреция»____________________
2.3.
В сонетах_______________________
3. Заключение____________________
4. Список
литературы____________________
1. Введение
Я выбрала темой своей курсовой работы «Тему красоты у Шекспира» не случайно. Меня всегда восхищали творчество этого великого поэта.
Целью данной работы является раскрытие отношения Уильяма Шекспира к красоте и отражение ее в своих произведениях. Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
1. На основе анализа различных произведений выявить отношение Шекспира к красоте.
2. Определить, каким образом поэт раскрывает в своих произведениях тему красоты.
Объектом исследования в курсовой работе является видение Шекспиром красоты в своих работах.
Предмет исследования – это способы выражения красоты поэтом.
Шекспир — одно из тех чудес света, которым не перестаешь удивляться: история движется гигантскими шагами, меняется облик планеты, а людям все еще нужно то, что создал этот поэт, отдаленный от нас несколькими столетиями.
Тема красоты воспета во многих произведениях Шекспира. Великий поэт наделяет красотой человека как в телесной оболочке, уподобляя людей богам, одаряя совершенной красотой, так и в духовном мире. Кроме того красоту он видит в природе, любви и дружбе. Это прослеживается у него во многих пьесах, поэмах, сонетах, комедиях.
В произведениях обнаруживается огромное богатство мысли Шекспира. Он создает образы большой поэтической красоты, и, хотя непосредственного изображения действительности мы здесь не находим, все в поэмах проникнуто чувством жизни, пониманием ее сложности и стремлением постичь законы, управляющие миром.
Шекспир
пишет о красоте как космическом
явлении огромной созидательной силы.
Красота спасется от увядания и разрушения.
2. Тема красоты у Шекспира.
2.1. В пьесах и комедиях
В эпоху Возрождения Шекспир опроверг средневековое учение о ничтожестве человека. Он создал философию, вознесшую человека на небывалую высоту. Это проявилось в новом понимании природы человека. Он уже не сосуд греха, каким его считали в средние века, а самое совершенное из творений бога.
Человек прекрасен уже как существо телесное. Тело его — образец совершеннейшего механизма, способного к самым разнообразным действиям, недоступным даже наиболее развитым четвероногим. Шекспир не устает восхищаться телесной красотой человека. «Царственное величие красоты» способно глубоко поразить человека. Подлинные гимны красоте слагает Шекспир в комедии «Бесплодные усилия любви», где эта тема вместе с темой любви является центральной. Речь идет не об абстрактной небесной красоте, а о красоте земной, и воплощением ее является женщина. Бирон восхищен своей возлюбленной:
Кто б мог, на красоту ее лица Орлиным оком дерзновенно глядя,
Не
превратиться тотчас же в слепца?[1]
Красота — это высшее совершенство мира, и оно воплощено в прелестной женщине, Розалине:
Все краски, слив сверкание свое,
Украсили собой ее ланиты.
Так совершенна красота ее,
Что в ней одной все совершенства слиты.[1]
Красота неотделима от других достоинств. В пьесе Гамлет герою его покойный отец рисуется образцом всех человеческих совершенств:
Как несравненна прелесть этих черт; Чело Зевеса; кудри Аполлона; Взор, как у Марса, — властная гроза; Осанкою — то сам гонец Меркурий На небом лобызаемой скале; Поистине такое сочетание, Где каждый бог вдавил свою печать, Чтоб дать вселенной образ человека.
Старший Гамлет уподоблен богам. Вспомним при этом, что облик каждого из языческих небожителей как в античном, так и ренессансном искусстве наделялся совершенной красотой, например в «Антонии и Клеопатре»,
… И царицу же изобразить нет слов.
Она, прекраснее самой Венеры, -
Хотя и та прекраснее мечты, -
Лежала
под парчовым балдахином …[2]
Но
все же Клеопатра - не богиня. При
всей ее невообразимой красоте, она земное
существо. Там, где мы, казалось бы, должны
были ожидать увидеть идеал, перед нами
странный, причудливый, полный неожиданностей
характер:
Над ней не властны годы. Не прискучит
Ее разнообразие вовек.
В то время как другие пресыщают,
Она тем больше возбуждает голод,
Чем меньше заставляет голодать.
В ней даже и разнузданная похоть –
Священнодействие.[2]
Красота Клеопатры не имеет ничего общего с нравственностью. В этом отношении египетская царица противопоставлена Октавии, наделенной красотой, умом и порядочностью, но, как мы знаем никакой притягательной силой римлянка не обладает. Клеопатра же влечет к себе именно тем, что она сулит наслаждение свободное от щепетильных требований морали. Она не только не скрывает этого, но даже гордится и без стеснения рассказывает о них, кого соблазняла ее красота. Она – жрица любви, воплощенное наслаждение. Уже самый облик ее сулит высшую чувственную радость.
2.2. В поэмах
В обширном мире творчества Шекспира его поэмы и сонеты занимают отдельную область. Они как бы автономная провинция со своими законами и обычаями, во многом отличающимися от тех, которые присущи драме.
Пьесы Шекспир писал для широкой публики, для простонародья, для "толпы", уверенный, что литературной славы они ему не принесут. Если бы его спросили, чем он может доказать, что является поэтом, то свои пьесы он не привел бы в подтверждение. Право на это высокое звание давали только поэтические произведения, принадлежавшие к признанным жанрам литературы. Вот почему, издавая поэму "Венера и Адонис", Шекспир в посвящении называет ее "первенцем своей фантазии", то есть своим первым произведением. В свете сказанного выше это означает не то, что поэма была написана раньше пьес, а лишь то, что Шекспир не причислял их к большой литературе, датируя свое вступление на Парнас названной поэмой.
Композиционно поэтические произведения Шекспира подчиняются строгим законам архитектуры. В них мы находим точный расчет пропорций. Правда, в этом отношении поэтические конструкции Шекспира напоминают ни столько классическую строгость античных форм, сколько изощренность барокко, но это скорее относится к большим поэмам, тогда как сонеты - чудо строгой и четкой архитектоники.
Как в музыкальном произведении, Шекспир варьирует в поэме один и тот же мотив. Достаточно только посмотреть, как он на все лады видоизменяет речи Венеры, молящей Адониса о любви, или скорбные причитания Лукреции, и мы поймем, что мастерство поэта в том, чтобы из одной мелодии извлечь бесконечное многообразие вариаций.
Обе поэмы Шекспира и «Венера и Адонис», и «Лукреция» посвящены знатному лицу - графу Саутгемптону. Раболепный язык посвящений, расточаемых по адресу Саутгемптона, было бы неверно истолковывать как проявление плебейского низкопоклонства перед знатью. Шекспир просто следовал обычаю своего времени.
Создавая поэмы, Шекспир исходил из иных художественных принципов, чем те, которыми он руководствовался при создании пьес. В пьесах ощущается дыхание подлинной жизни. В них кипят настоящие человеческие страсти, происходит борьба и мир предстает в движении человеческих судеб. Возвышаются одни, падают другие, счастье и беда сменяют друг друга, и, как бы ни была невероятна обстановка действия, люди, которых мы видим в драмах, - реальные человеческие характеры.
Шекспир отбирает для развития сюжета те элементы, которые дают повод для поэтических пейзажей и лирических излияний. Если описания действительности и вторгаются в стихотворные произведения Шекспира, то составляют лишь часть поэтического украшения.
Содержанием лирики Шекспира являются размышления о природе многих явлений жизни.
Сюжеты поэзии Шекспира имеют многовековую давность. Шекспир сознательно выбирал именно такие, которые уже были в кругу внимания других поэтов, ибо искусство здесь состояло не в том, что сказать, а в новизне подхода к теме и новизне выразительных средств.
Персонажи поэм подобны статуям. Шекспир
все время располагает их перед нами выразительными
скульптурными группами: бегущий Адонис
и догоняющая его Венера, скорбная
фигура богини над трупом
прекрасного юноши, спящая Лукреция
и взирающий на нее жадным взором Тарквиний,
Лукреция, вздымающая руки в горе или
заносящая кинжал…[5]
2.2.1 «Венера и Адонис»
С первой же строфы богиня любви и красоты Венера, прельщенная прелестью юноши Адониса, преследует его своей любовью. Античный миф обретает под пером Шекспира чувственную полноту и красочность, заставляющую вспомнить о картинах итальянских живописцев эпохи Возрождения.
Перед читателем возникает пасторальный пейзаж - зеленые поля и густые леса. На ветках деревьев поют птицы, сквозь чащу пробираются звери. Вся природа одухотворена, и на фоне этого пейзажа мы видим два прекрасных существа. Они наделены всеми признаками телесной красоты: Венера - воплощение женского совершенства и Адонис, в котором красота и мужество сочетаются с целомудрием. Венера вся охвачена страстью, в ней говорит голос природы. Она - земля, полная буйного цветения, кровь, горящая огнем; он – холодный лед.
Красочная эротическая поэма оборачивается философским диспутом. Такими диспутами о природе любви была полна поэзия в средние века и в эпоху Возрождения. Шекспир здесь выступает как продолжатель почтенной традиции.
Кто же побеждает в этом споре любви земной и любви небесной? Адонис бежит от богини ради охоты на вепря. Тщетно предупреждает она его об опасности, но он идет навстречу ей и погибает.
Смерть является здесь не в традиционном образе скелета с косой, а в обличий дикого вепря. В этом своя символика. Смерть таится среди жизни в самой Природе. Она не Рок, не нечто, стоящее над жизнью, а возникающее в ней самой.
Поэму венчает идеал красоты. Он в том прекрасном цветке, который вырос на месте, где лежит сраженный Адонис, в той отрешенности, которой предается Венера, удаляясь от земной суеты и от людей.
Шекспир не отдает предпочтения ни Адонису, ни Венере. Каждый из них по-своему прав, но союз духовного и телесного не осуществился. В этом трагизм жизни, ибо любовь, какой она является в действительности, бесконечно далека от прекрасного идеала.
2.2.2 «Лукреция»
Первое издание поэмы "Лукреция" вышло в 1594 году. Она была напечатана по рукописи Шекспира и создана, вероятно, за год до опубликования. Написание обеих поэм приходится на тот период, когда из-за эпидемии чумы лондонские театры были закрыты и Шекспир, оторванный от театральной деятельности, мог посвятить себя поэтическому творчеству.