Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа
Русская классическая литература всегда глубоко интересуется женскими характерами.
Лучшие поэты и писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не только как объект обожания и любви, но, прежде всего, как личность, значительную, интересную, духовную, возвышенную.
Первым, по мнению великих русских критиков, это сделал А. С. Пушкин.
Вступление………………………………………………………………………...2
Глава 1. Прототипы любимой героини А.С.Пушкина………………………….5
Глава 2. «Татьяна, милая Татьяна…»……………………………………..……..8
2.1 Место и роль образа Татьяны в романе «Евгений Онегин»……….14
2.2 Татьяна Ларина и Евгений Онегин………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….32
Литература……………………………………………………………………….34
В пятой главе характер героини резко меняется: Пушкин подчеркивает народность ее нравственного облика, ее связь с русским фольклором, обрядами и поверьями. Выделяя общность наивной веры Татьяны в предсказания и поверья, Пушкин акцентирует ее психологическое родство с простым народом. В этой главе не идет речи об увлечении Татьяны новейшей западноевропейской литературой — во взглядах героини подчеркнута наивность. Народное сознание не отличается интеллектуальной изощренностью, но зато ему, по мнению Пушкина, присуща высота нравственных требований, безошибочность интуитивного морального чувства.
В седьмой главе Пушкин приводит Татьяну в кабинет Онегина, уехавшего после гибели Ленского путешествовать. Она читает в его библиотеке книги, «в которых отразился век», и ей «открылся мир иной». На наших глазах происходит умственный рост героини: уже не смутная нравственная интуиция, а ясное сознание, позволяющее ей понять онегинскую «болезнь века», руководит ею в оценке героя романа. Наконец, мы находим Татьяну в восьмой главе уже княгиней, светской дамой в Петербурге. Здесь ее умственный и нравственный кругозор достигают высшей зрелости.
Татьяна
отказывается от счастья во имя более
высоких нравственных ценностей. И ее
одухотворенность полна истинной душевной
красоты, которой любуются и автор, и читатели.
2.2 Татьяна
Ларина и Евгений Онегин.
Самым крупным планом в романе показаны Онегин и Татьяна. Отношения Онегина и Татьяны строятся по принципу противостояния. Но в основе этого противостояния заключена потенциальная общность. Как два противоположно заряженных полюса магнита, Онегин и Татьяна тянутся друг к другу. В характере Татьяны заключены положительные жизненные ценности, которые так нужны Онегину и от которых он так далек.
В то же время есть нечто общее между главными героями романа. И Онегин, и Татьяна переросли духовно ту среду, которая их окружает. Ведь и Татьяна чувствует себя чужой в своей патриархально – дворянской среде: «Вообрази: я здесь одна,/Никто меня не понимает,/Рассудок мой изнемогает,/И молча гибнуть я должна», – сетует она в любовном письме к Онегину.
Но, в отличие от Онегина, Татьяна растет в иной обстановке, в других условиях. Главное преимущество ее над «нерусским» Онегиным в том, что, по определению Пушкина, Татьяна «русская душою». И автор объясняет, почему она такая. В противоположность Онегину, Татьяна выросла в «глуши забытого селенья», в близости с народом, в атмосфере сказок, песен, гаданий, поверий и «преданий простонародной старины». Картины детства, отрочества и юности Татьяны перекликаются с жизнью Онегина по принципу антитезы: они во всем противоположны.
У Евгения – иностранцы–гувернеры, у Татьяны – добрая няня, простая русская крестьянка, за которой легко угадать няню самого Пушкина – Арину Родионовну. У Онегина – наука «наука страсти нежной», У Татьяны – нищелюбие, помощь бедным и смиренная молитва, которая «услаждает тоску волнуемой души». У Онегина – суетная юность, напоминающая изо дня в день повторяющийся обряд – «одних обедов длинный ряд». У Татьяны – уединение, сосредоточенность молчаливо зреющей души.
Рассказывая о детстве Татьяны, Пушкин неспроста вводит в роман мотивы житийной литературы. Татьяна «в горелки не играла», «ей скучен был и звонкий смех, и шум их ветреных утех»:
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Существенно отличается от Онегина и тот круг чтения, та европейская культурная традиция, которая оказала заметное влияние на формирование характера Татьяны. Онегин, даже разочаровавшись в жизни и людях, захватил с собой в деревню ряд книг, сохраняющих для него безусловный интерес и авторитет. Среди них первое место занимает Байрон да с ним еще два–три романа,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
Татьяна – «уездная барышня», она зачитывается старомодной литературой западно–европейских сентименталистов, представленных именами Ричардсона и Руссо. Произведения их сохраняют веру в человека, а высокие христианские идеалы в них связываются с глубокими потребностями человеческого сердца. Такая литература не противоречит народным взглядам на истинные и мнимые ценности жизни. Писатель–сентименталист «являл нам своего героя как совершенства образец»:
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом
И привлекательным лицом.
Питая жар чистейшей страсти,
Всегда восторженный герой
Готов был жертвовать собой…
О таком избраннике сердца и мечтает поэтическая Татьяна, когда она встречает в деревенской глуши ни на кого не похожего, всеми соседями презираемого и гонимого Онегина. И она приняла его за свой идеал, который она так долго вынашивала в своем воображении, о котором лила слезы в «тишине лесов»:
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался.
В письме к Онегину проступают драгоценные особенности характера Татьяны – ее искренность и доверчивость, а также простодушная вера избранной мечте. Татьяна дорога Пушкину тем, что она
…любит без искусства,
Послушная веленью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
В отличие от «науки страсти нежной», от любви светских «красавиц записных» чувство Татьяны к Онегину возвышенно и одухотворенно. В нем нет ни грамма той любовной игры, которой отдал дань Онегин и которая до времени отравила и иссушила его сердце. В письме к Онегину она говорит:
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
В любви для нее главное не чувственная страсть, а глубокая духовная связь с любимым человеком. В союзе с Онегиным для нее открываются заманчивые перспективы духовного роста, нравственного самоусовершенствования:
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан Богом,
До гроба ты хранитель мой.
В трепетные минуты ожидания Онегина Пушкин сопровождает переживания Татьяны хороводной песней девушек, собирающих ягоды в господском саду:
Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки…
Так поэт еще раз подчеркивает глубокую укорененность сердечных чувств Татьяны в русской национальной жизни и культуре, неподдельную народность ее души.
Пресыщенный поверхностными любовными утехами, Онегин все–таки почувствовал в письме Татьяны что–то глубокое и серьезное. «Язык девических мечтаний», «доверчивость души невинной» тронули его и привели в волненье «давно умолкнувшие чувства». По–человечески оценив сердечный порыв Татьяны, Онегин искренне признался ей, что не может ответить такой же взаимностью на ее любовь:
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства;
Их вовсе не достоин я…
Но ведь отказаться принять «совершенство» – это значит не только проявить великодушие, но и оскорбить «совершенство» высокомерным его отторжением. «А счастье было так возможно, так близко!» – упрекнет Татьяна Онегина в сцене последнего свидания в финале романа. О чем говорит этот упрек? О том, что Онегин далеко уж не такой полный антипод Татьяны. Е.Н.Купреянова пишет: «Онегин настолько же превосходит Татьяну своим европеизированным интеллектом, насколько «русская душою» Татьяна возвышается над Онегиным своим нравственным, общим с народом чувством. И это чувство не угасло в Онегине, а тлеет где–то в глубине его души, испепеленной незаурядным, но охлажденным, озлобленным, европеизированным умом. И беда Онегина в том, что он не сознает в себе этого здорового чувства и становится рабом своего скептического ума».
В деревенской глуши Онегин встречается с Татьяной трижды: при первом появлении у Лариных, в день объяснения с Татьяной по поводу ее письма и примерно через год на ее именинах. И ни одна из этих встреч не оставляет его равнодушным, в чем он, однако, не хочет себе признаться и за что даже сердится на себя и других.
Он сердится на себя за то, что проснувшееся в глубине его дремлющего сердца чувство к Татьяне подтачивает его самоуверенный и холодный эгоизм, в плену у которого он оказался. Долго тлевшее в душе Онегина презрительное раздражение прорывается теперь, когда сам Онегин раздражен неравнодушием своим к Татьяне:
…Но девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,
Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Как это ни парадоксально на первый взгляд, но именно скрыто проникающая в сердце Онегина симпатия к Татьяне, несовместима с его «озлобленным умом», является источником раздражения, которое привело к разрыву связей Онегина и Ленского, к дуэли и смерти юного героя.
«В тоске сердечных угрызений» Онегин покидает усадьбу. «Им овладело беспокойство,/Охота к перемене мест». Сменой внешних впечатлений он хочет заглушить поднимающиеся из глубин его души угрызения совести. Убийство друга нанесло сокрушительный удар по эгоизму Онегина. В свое время Г.А.Гуковский высказал мысль, что в процессе путешествия, а потом под воздействием проснувшейся любви к Татьяне происходит нравственное перерождение героя, что Татьяна этих перемен в Онегине не разгадала и ее отказ – жестокая ошибка героини.
На самом деле все обстоит гораздо сложнее. Если бы Пушкин хотел показать перерождение Онегина, он бы не исключил главу о его путешествии из текста романа. Начиная с седьмой главы внимание Пушкина от Онегина целиком перешло к Татьяне, так как именно с ней была связана мечта Пушкина об идеале Русского человека. Не раз в этой связи Пушкин признавался в любви к Татьяне, а седьмую главу открыл темой весеннего обновления. В этой Главе Татьяне суждено выдержать и одолеть тот искус, жертвой которого явился Онегин. Она посещает кабинет скитальца и читает те книги, которые оказали решающее влияние на внутренний мир героя:
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?