Татьяна Ларина – милый идеал Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Русская классическая литература всегда глубоко интересуется женскими характерами.
Лучшие поэты и писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не только как объект обожания и любви, но, прежде всего, как личность, значительную, интересную, духовную, возвышенную.
Первым, по мнению великих русских критиков, это сделал А. С. Пушкин.

Содержание

Вступление………………………………………………………………………...2
Глава 1. Прототипы любимой героини А.С.Пушкина………………………….5
Глава 2. «Татьяна, милая Татьяна…»……………………………………..……..8
2.1 Место и роль образа Татьяны в романе «Евгений Онегин»……….14
2.2 Татьяна Ларина и Евгений Онегин………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….32
Литература……………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

копия курсовой работы.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Содержание: 
 

Вступление………………………………………………………………………...2
Глава 1. Прототипы любимой героини А.С.Пушкина………………………….5
Глава 2. «Татьяна, милая Татьяна…»……………………………………..……..8
           2.1 Место и роль образа Татьяны  в романе «Евгений Онегин»……….14
           2.2 Татьяна Ларина и Евгений Онегин………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….32
Литература……………………………………………………………………….34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление 
 

…Это  лучшее моё произведение

Из письма Л.С. Пушкину  
(январь 1824 г., Одесса).

       Русская классическая литература всегда глубоко интересуется женскими характерами.

         Лучшие поэты и писатели пытались  постигнуть и изобразить женщину не только как объект обожания и любви, но, прежде всего, как личность, значительную, интересную, духовную, возвышенную.

       Первым, по мнению великих русских критиков, это сделал А. С. Пушкин.

       Тынянов считал создание образа Татьяны Лариной, истинной русской женщины, подвигом поэта [17].

         Смело можно сказать, что главная героиня романа – именно Татьяна. Достоевский сказал так: «Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо, бесспорно, она главная героиня поэмы» [8;т.10].

       В лице Татьяны поэт воплотил лучшие женские качества: доброту и добродетель, искренность, доверчивость, самопожертвование, героизм.

       Пушкин  подчеркивает индивидуальность своей главной героини – ее нравственность, ее душевную простоту, глубину внутреннего мира и естественность, отсутствие всякой фальши в поведении, цельность натуры, т.е. отсутствие болезненных противоречий между решением (словом) и поступком (делом).

         Чувства героини полны искренности  и чистоты. Она не знает ни  манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора  наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней.

       В настоящее время перестали цениться и воспеваться те черты, которыми Пушкин наделил Татьяну, так как в большей цене – честолюбие, коварство, лицемерие и многое другое, что способствует быстрому обогащению и продвижению по служебной лестнице.  Но человек всегда тянется к прекрасному, поэтому Татьяна   является идеалом для многих современных девушек и женщин.

       Поэтому образ Татьяны Лариной, заключающий в себе вечные ценности, является актуальным и по сей день.

       Цель  работы: проанализировать роман, опираясь на критические исследования, и выяснить какое место занимает в этом произведении образ главной героини – Татьяны Лариной.

       Объектом  исследования является роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

       Предметом исследования является образ Татьяны  Лариной как поэтическое воплощение идеала женщины.

       Задачи  исследования:

    1. Познакомиться с критической литературой, посвященной роману «Евгений Онегин»
    2. Глубоко изучить роман, выяснив, какое место в произведении занимает образ Татьяны.

       Методы  исследования:

    1. Теоретические: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений.
    2. Практические: методы наблюдения и анализа в ходе работы над вышеуказанным романом А.С.Пушкина.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Прототипы любимой героини А.С.Пушкина 
 

       Татьяне суждено было стать истинной героиней романа, завладеть сердцами читателей. Ей Пушкин предназначил быть символом России, своего народа, Музой и сливающейся с ней поэзией, ибо для поэта они неделимы. Именно Татьяне посвящен роман, именно в ней Пушкин заключил все самое доброе, нежное и чистое. Татьяна – «это лирическая поэзия, обнимающая собою мир ощущений и чувств, с особенною силою кипящих в молодой груди». И читатель чувствует эту поэзию так же, как и саму Татьяну. Татьяна для Пушкина не просто любимая героиня, она героиня-мечта, которой поэт бесконечно предан, в которую безумно влюблен.

       Кто был у нас в литературе до Татьяны? Его же Людмила из "Руслана" и Мария из "Бахчисарайского фонтана"? Или Светлана Жуковского? А может, Лиза из повести Карамзина? Все эти героини, обладающие, несомненно, массой индивидуальных достоинств, начала русскому национальному женскому типу не дали. А Татьяна сделала это. 
Чем же интересен образ героини романа "Евгений Онегин"? 
Прежде всего - своими глубокими национальными корнями, своей русской основой, делающей ее совершенным явлением в московском и петербургском обществе, притягивающий блеск которого оставляет Татьяну равнодушной. 
           Думается, пушкинская героиня во многом повлияла на героинь Тургенева, Гончарова, Некрасова, Льва Толстого, Чехова.

            А. Н. Вульф записал в дневнике в 1833 г.: «... любезные мои сестрицы суть образцы его деревенских барышень, и чуть, не Татьяна ли одна из них» [9;421]. Из воспоминаний Е. Е. Синицыной: «Чрез несколько лет встретила я в Торжке у Львова А. П. Керн, уже пожилою женщиною. Тогда мне и сказали, что это героиня Пушкина — Татьяна.                     

В образе Татьяны нашли воплощение черты  не одной, а многих современниц Пушкина. Может быть, мы обязаны рождением  этого образа и черноокой красавице  Марии Волконской, и задумчивой Евпраксии Вульф...

       Но  в одном сходятся многие исследователи: в облике Татьяны-княгини есть черты  графини, которую вспоминает Пушкин в „Домике в Коломне. « Юный Пушкин, живя в Коломне, встречал молодую красавицу графиню в церкви на Покровской площади...» [16;32].

        Главная героиня «Евгения Онегина» не имела прямых прообразов в жизни, она исключительно легко сделалась для современников психологическим эталоном: сопоставление себя или своих близких с героиней романа становилось средством объяснения своего и её характера. Пример в этом отношении подал сам автор: в условном языке разговоров и переписке с А.Н.Раевским Пушкин, видимо, именовал «Татьяной» какую-то близкую ему женщину (высказывалось предположение, что Воронцову) [16;74]. Следуя этому условному употреблению, А. Раевский писал Пушкину: «...сейчас расскажу вам о Татьяне. Она приняла живейшее участие в вашем несчастии; она поручила мне сказать вам об этом, я пишу вам с ее согласия. Ее нежная и добрая душа видит лишь несправедливость, жертвою которой вы стали; она выразила мне это со всей чувствительностью и грацией, свойственными характеру Татьяны» [16; 106 и 530]. Очевидно, что речь идет не о прототипе Татьяны Лариной, а о перенесении образа романа в жизнь. Аналогичный пример — имя Тани, под которым фигурирует Н. Д. Фонвизина в письмах И. И. Пущина к ней и в ее собственных письмах к нему. Н. П. Чулков писал: «Таней Фонвизина себя называет потому, что, по ее мнению, Пушкин с нее написал свою Татьяну Ларину. Действительно, в ее жизни было много сходства с героиней Пушкина: в юности у нее был роман с молодым человеком, который от нее отказался (правда, по другим причинам, нежели Онегин), затем она вышла замуж за пожилого генерала, страстно в нее влюбленного, и вскоре встретилась с прежним предметом своей любви, который в нее влюбился, но был ею отвергнут» [7;364].

       Друг  Пушкина В.К. Кюхельбекер имел основания  сказать, что в восьмой главе  Пушкин придал героине черты собственного душевного облика.

       О том, какую из знакомых ему барышень «изобразил» Пушкин в Татьяне, могут дать парадоксальные, но глубокие слова Кюхельбекера: «Поэт в своей 8-й главе похож сам на Татьяну. Для лицейского его товарища, для человека, который с ним вырос и знает его наизусть, как я, везде заметно чувство, коим Пушкин переполнен, хотя он, подобно своей Татьяне, и не хочет, чтоб об этом чувстве знал свет» [9;99—100]. Прообразом Татьяны восьмой главы тонкий, хотя и склонный к парадоксам, близко знающий автора Кюхельбекер считал... самого Пушкина! На проницательность этого высказывания указал Н. И. Мордовченко [11;№ 59].

       Обилие  «применений» образов Татьяны к  реальным людям показывает, что сложные  связи шли не только от реальных человеческих судеб к роману, но и от романа к жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. «Татьяна, милая Татьяна…»  
 

       Эпиграфом ко второй главе, где автор «впервые освятил именем таким страницы нежные романа», являются слова Горация: 
«О, rus! Hor…»

       Этот  особый эпиграф посвящен именно Татьяне. Пушкин, для которого так важна близость любимой героини к родной земле, к своему народу, к своей культуре, дает ей простонародное имя Татьяна (в эпоху Пушкина оно звучало вроде Акулины, Матрены, Лукерьи). Этим он подчеркивает простоту девушки,  ее близость к народу. В эпиграфе слово «Русь» заключает в себе и связь героини со своим народом, и со стариной, с традициями и культурой Руси.

        Этой цели подчинены пейзажные зарисовки, развертывание вводных мотивов. Все это способствовало восприятию образа Татьяны на фоне широкого круга жизненных явлений и народных представлений о прекрасном. В романе тонко раскрыты связи духовного мира героини с бытом, фольклором, поверьями народа. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы  няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к  ней. Она восприняла от Филипьевны всю народную мудрость, постигла понятия добра и зла, долга.

       Отдельно  в композиции выделен сон Татьяны, который становится знаком близости к народному сознанию. Описания святок, предшествующие сну Татьяны, погружают героиню в атмосферу фольклорности: 
 

       Татьяна верила преданьям 
Простонародной старины, 
И снам, и карточным гаданьям, 
И предсказаниям луны. 
Ее тревожили приметы; 

       Сон Татьяны - " это ключ к пониманию ее души, ее сущности ". Заменяя прямую и подробную характеристику героини, он позволяет проникнуть в самые сокровенные, неосознанные глубины ее психики, ее душевного склада. Сон Татьяны - подробный анализ ее психологического мира, воплощенный в образах. В его состав входят два элемента. Сначала он слегка окрашен образами и мотивами модных романов - таков образ Онегина во сне, с его сверкающими очами, таинственной властью, джентльменством, соединенным с страшной губительной силой. Но мотивы романов - отпечаток чтений Татьяны - только ложатся дополнительным оттенком на основное содержание сна. Оно [сновидение] соткано из образов и мотивов народного искусства, народных представлений, фольклора. Таким образом, сон дает как бы формулу душевной культуры Татьяны: основа ее - народность, вторичное влияние - романы. ...

       Однако  сон выполняет и еще одну важную роль - пророчества о будущем, ибо " чудный сон" героини - это сон вещий. В символических обрядно - фольклорных образах здесь предсказаны, предугаданы едва ли не все главные события последующего повествования: выход героини за пределы "своего" мира (переправа через ручей - традиционный образ женитьбы в народной свадебной поэзии), предстоящее замужество (медведь - святочный образ жениха), появление в лесной хижине - доме суженого или возлюбленного и узнавание его истинной, доселе сокрытой сути, сборище "адских привидений", так напоминающих гостей на именинах Татьяны, ссора Онегина и Ленского, завершившаяся убийством юного поэта. Главное же - героиня интуитивно прозревает сатанинское, демоническое начало в душе своего избранника (Онегин как глава сонма адских чудовищ), что вскоре подтверждается его " странным с Ольгой поведеньем " в день именин и кровавой развязкой поединка с Ленским.

       Таким образом, Пушкин во сне Татьяны объединил разнообразный фольклорный материал, образ Татьяны глубоко связан с образами народного творчества и быта.

       В «Евгении Онегине», в этой бессмертной  и недосягаемой поэме, Пушкин первый из всех русских писателей «провел перед нами образ женщины, твердость души, которая черпает из народа». Главная красота этой женщины в ее правде, правде бесспорной и осязаемой, и отрицать эту правду уже нельзя.

       Величавый образ Татьяны Лариной, «отысканный  Пушкиным в русской земле, им выведенный, поставлен перед нами уже навеки в бесспорной, смиренной и величественной красоте своей»[5]. Татьяна – это свидетельство того мощного духа народной жизни, который может выделить образ такой неоспоримой правды. Образ этот дан, есть, его нельзя оспорить, сказать, что он выдумка или фантазия, а может быть, идеализация поэта. 
           Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные  качества: душевную простоту, искренность, безыскусность.

Информация о работе Татьяна Ларина – милый идеал Пушкина