Своеобразие конфликта Чацкого и фамусовского общества (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

Цель:

Изучить особенности конфликта Чацкого и фамусовского общества

Задачи:

1) Познакомиться с творческой биографией А.С.Грибоедова.

2) Обратить внимание на историю создания пьесы.

3) Выявить основные проблемы, связанные с конфликтом главных героев.

4) Подчеркнуть особенности языка комедии «Горе от ума».

Содержание

Введение
Биография писателя

1. Детские и юношеские годы

2. Дипломатическая служба

II. Своеобразие конфликта Чацкого и фамусовского общества

1. История текста

2. Сюжет

3. Язык комедии

4. Сценическая история

5. Развитие конфликта

Заключение

Актуальность проблемы в наше время.

Работа содержит 1 файл

Реферат по литературе.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

  В эпоху  романтизма существовал традиционный конфликт, непременно присутствовавший в любой романтической поэме, драме. Он заключался в противопоставлении высокого и низкого; исключительного героя и света, общества, мира в целом. Этот конфликт был неразрешим. Чацкий своим поведением и трагичностью похож на романтического героя, борющегося с «жестокими нравами». Но конфликт у А.С. Грибоедова становится исторически конкретным. Так, можно понять, что эпоха, изображённая в «Горе от ума», - эпоха секретных союзов, с одной стороны, и аракчеевщины – с другой.

  Чацкий  имеет много общего с декабристами (любовь к русскому народу, желание «служить делу, а не лицам», ненависть к крепостничеству, истинная культура и просвещённость, «он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим веком»), но за ним не стоит сила, всё декабристское общество. Он один против всех.

  Необычный этот конфликт «Горя от ума» заложен  в сюжете комедии. Первое действие представляет собой экспозицию конфликтного развития. Первые пять явлений этого действия рисуют довольно подробную картину  жизни Фамусова и Софьи до приезда Чацкого, тем самым подготавливая фон, на котором затем с нарастающей силой разовьётся будущий конфликт. Мы узнаем о любви Софьи к Молчалину, которая скрывается от Фамусова, и о притворном отношении Молчалина к Софье (рассказ Лизы о тётушке и молодом французе). Седьмое-девятое явления – завязка любовной интриги, связанная с приездом влюблённого в Софью Чацкого. Личный конфликт служит одновременно проявлением и общественного конфликта, который угадывается в сатирических репликах Чацкого о московских нравах (уже в седьмом явлении Софья замечает: «Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!»). Завязка общественного конфликта и усложнение личной линии относится ко второму явлению второго действия, в котором Чацкий сватается, получает отказ из-за своего несовместимого с устоями фамусовского общества образа жизни, происходит прямое столкновение с Фамусовым по вопросу о нравах (монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!..» и ответ Чацкого монологом «И точно начал свет глупеть…»). Так осуществляется естественный переход с конфликта личного на конфликт общественный. Противостояние Чацкого и Фамусова достигает накала в монологе Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…» и в ответе Чацкого: «А судьи кто?..» Этот монолог Чацкого подтверждает невозможность примирения между героем и обществом. В третьем действии отчуждение Чацкого усиливается, его отношения с Софьей не улучшаются.

Личный конфликт усложняется сплетней Софьи о  сумасшествии Чацкого, и только в  тринадцатом-четырнадцатом явлениях четвёртого действия наступает развязка личной интриги. Общественная же линия борьбы Чацкого с московским обществом так и не завершается ничем в пьесе. Финал «Горя от ума» остаётся открытым. «Комедия даёт Чацкому «мильон терзаний» и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они пребывали до этого, ничего не говоря о последствиях борьбы».

  А.С. Грибоедов  создаёт произведение, в котором  заявляется» энергетический протест  против гнусной расейской действительности». Конфликт комедии А.С. Грибоедова не просто необычен, он своеобразен, поскольку отражает внутренние противоречия, существовавшие в русском обществе в первой четверти XIX века. Наряду с ним в комедии присутствует любовная линия, играющая важную роль: любовная драма Чацкого становится выражением идейного одиночества героя. Таким образом, своеобразие конфликта этого, по словам А.А. Блока, «неразгаданного до конца» в произведении А.С. Грибоедова состоит в тесном взаимодействии общественной и личной линии, каждая из которых выглядит в пьесе нетрадиционно. А.С. Грибоедов переосмысливает прежние образцы и создаёт новаторскую комедию, интерес к которой не пропадает с середины XIX века, когда Чацкий стал восприниматься как единственный положительный герой в русской драматургии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Комедия «Горе от ума» произвела большое  впечатление на современников и  не менее сильно воздействовала и позднее – вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин и ещё многие другие писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого остаётся актуальным и в наше неспокойное время. И в наши дни есть честные, решительные люди, которые не могут мириться с несправедливостью. Они вступают в открытую борьбу с чиновниками и часто проигрывают в этой неравной борьбе. И пусть прошли многие десятилетия и изменилась жизнь, образ Чацкого, смелого бойца с рутиной, отсталостью и несвободой, любят, помнят; он живёт в нашем народе, помогает выбрать правильный путь в жизни.

Информация о работе Своеобразие конфликта Чацкого и фамусовского общества (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)