Своеобразие конфликта Чацкого и фамусовского общества (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

Цель:

Изучить особенности конфликта Чацкого и фамусовского общества

Задачи:

1) Познакомиться с творческой биографией А.С.Грибоедова.

2) Обратить внимание на историю создания пьесы.

3) Выявить основные проблемы, связанные с конфликтом главных героев.

4) Подчеркнуть особенности языка комедии «Горе от ума».

Содержание

Введение
Биография писателя

1. Детские и юношеские годы

2. Дипломатическая служба

II. Своеобразие конфликта Чацкого и фамусовского общества

1. История текста

2. Сюжет

3. Язык комедии

4. Сценическая история

5. Развитие конфликта

Заключение

Актуальность проблемы в наше время.

Работа содержит 1 файл

Реферат по литературе.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

   Значительная  часть комедии (выпады против придворной лести, крепостного права, намёки на политические заговоры, сатира на армию) была запрещена цензурой; первые издания и постановки были искажены многочисленными купюрами. Читатели того времени знали полный текст «Горя от ума» в списках, которых сейчас известно несколько сот (а ходило в своё время, очевидно, гораздо больше). Известно несколько фальсифицированных вставок в текст «Горя от ума», сочинённых переписчиками. 

Сюжет 

   Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной — Софье Фамусовой, которую он не видел три года. Они выросли вместе и с детства любили друг друга, но Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Германию и «не писал трёх слов»; вопреки ожиданиям Чацкого, она встречает его очень холодно. Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением жениться на Софье. Оказывается, у неё уже другой возлюбленный — живущий в доме её отца молодой Молчалин. Но он ничего подобного не знал, хотя догадывался, что Софья в кого-то влюблена, но никак не может понять в кого. На протяжении всей комедии Чацкий пытается понять, кто же избранник его возлюбленной. Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество (идеологом которого выступает отец Софьи Павел Фамусов), добивается лишь того, что вызывает в обществе слухи о своём сумасшествии. В конце пьесы он решает покинуть Москву.

   В комедии  соблюдены классические три единства: действие (в центре которого любовный треугольник Молчалин-Софья-Чацкий; впрочем, единство действия наиболее проблематично из-за нескольких конфликтов) происходит в одной комнате дома Фамусовых на протяжении 24 часов — начинается рано утром и кончается перед рассветом следующего дня.

   Основная  идея трагикомедии: протест свободной  личности "против гнусной российской действительности". (А. С. Грибоедов).

   Проблемы, поднятые в произведении:

1.)Нравственно-этические;

2.)Культурно-просветительские;

3.)Социально-политические. 
 

Язык  комедии 

   «Горе от ума» — один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Сбылось  предсказание Пушкина: «половина стихов должна войти в пословицу». Существует ряд продолжений и переделок  «Горя от ума», в том числе «Возврат Чацкого в Москву» Е. П. Ростопчиной (1850-е), анонимное т. н. обсценное «Горе от ума» (конец XIX в.; ср. упоминание и некоторые цитаты в статье Плуцера-Сарно) и др.; для ряда постановок текст комедии радикально перерабатывался (особенно В. Э. Мейерхольдом, вернувшим даже название ранней редакции: «Горе уму»). 

Многие фразы  из пьесы, включая ее название, стали  крылатыми:

Счастливые часов  не наблюдают;

Свежо предание, а верится с трудом;

Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и  барская любовь;

Чтоб иметь  детей, кому ума не доставало?;

Чины людьми даются, а люди могут обмануться;

Подписано, так  с плеч долой;

В деревню, к  тетке, в глушь, в Саратов

И дым Отечества  нам сладок и приятен;

Блажен, кто верует, тепло ему на свете;

Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом;

Дома новы, а предрассудки стары;

Ах, злые языки  страшнее пистолета;

Всё врут календари;

Служить бы рад, прислуживаться тошно;

Не надобно  другого образца, когда в глазах пример отца;

К военным людям  так и льнут, а потому, что патриотки;

Шел в комнату, попал в другую;

Кто беден, тот  тебе не пара;

Ей сна нет  от французских книг, А мне от русских больно спится;

А судьи кто?

Карету мне! Карету!

Ученье –  вот чума, ученость – вот причина;

Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд.

(о Москве) По  моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью;

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.

Смешенье языков: французского с нижегородским

Читай не так, как  пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой... 
 
 

Сценическая история

1825 — постановка  учеников Петербургского театрального  училища под наблюдением Грибоедова, запрещена петербургским генерал-губернатором  М. А. Милорадовичем

1827 — отрывки  из комедии исполнены офицерами-любителями в Сардарском дворце в г. Эривань

1829, 2 декабря  — сцены из 1-го акта в Большом  театре Санкт-Петербурга

1830, 23 мая —  3-й акт в Москве.

1831 год: 

26 января 1831 —  первая полная постановка с  цензурными правками в Александринском  театре, Санкт-Петербург, в бенефис Я. Г. Брянского[2], в ролях В. А. Каратыгин (Чацкий), Е. С. Семёнова (Софья), И. И. Сосницкий (Репетилов).

25 февраля 1831 — 3-й и 4-й акты в Москве

26 февраля 1831 — Киевский театр (труппа И.  Ф. Штейна).

27 ноября 1831 —  полная постановка в Москве, Малый театр[3], в ролях М. С. Щепкин (Фамусов), П. С. Мочалов (Чацкий). Комедия стала неизменной гастрольной пьесой Щепкина.

1836 — Казань

1837 — Одесса

1838 — Тамбов

1886 — Театр  Корша (Москва): художник А. С.  Янов оформил «Горе от ума» по модным журналам 20-х гг. (до этого играли в современных времени постановки костюмах); в ролях В. Н. Давыдов (Фамусов), Н. П. Рощин-Инсаров (Чацкий), И. П. Киселевский (Скалозуб), А. А. Яблочкина (Софья)

1888 — Театр  Корша (Москва)

1906 — Московский художественный театр, режиссёр В. И. Немирович-Данченко, в ролях В. И. Качалов (Чацкий), К. С. Станиславский (Фамусов), Л. М. Леонидов (Скалозуб)

1911 — Театр  Корша (Москва)

1918 — Александринский  театр

1919 — Саратовский  театр им. К. Маркса, режиссёр А. И. Канин, Чацкий — И. А. Слонов.

1921 — 1) Московский  Малый театр; 2) Александринский театр

1927 — Александринский  театр

1928 — театр  В. Э. Мейерхольда («Горе уму»), в ролях Э. П. Гарин (Чацкий), И. В. Ильинский (Фамусов), 3. Н.  Райх (Софья)

1930 — Малый театр, режиссёр Н. О. Волконский, в роли Чацкого В. Э. Мейер.

1935 — 1) театр  Мейерхольда, в ролях М. И.  Царёв (Чацкий), П. И. Старковский  (Фамусов); 2) Харьковский театр русской  драмы, режиссёр Н. Н. Синельников

1937 — Ростов-на-Дону, режиссёр и исполнитель роли Чацкого — Ю. А. Завадский

1938 — 1) Малый  театр, режиссёр П. М. Садовский,  И. Я. Судаков и С. П. Алексеев, худ. Е. Е. Лансере; в ролях  П. М. Садовский и М. М.  Климов (Фамусов), М. И. Царёв (Чацкий), К. А. Зубов (Репетилов, а  впоследствии Фамусов), И. В. Ильинский (Загорецкий), А. А. Яблочкина и В. О. Массалитинова (Хлёстова); 2) МХАТ (постановка Немировича-Данченко, худ. В. Дмитриев), в ролях В. И. Качалов (Чацкий), М. М. Тарханов (Фамусов), И. М. Москвин (Загорецкий), О. Л. Книппер-Чехова (Хлёстова), А. О. Степанова (Софья), О. Н. Андровская (Лиза); 3) Горький, режиссёр Н. И. Соболыциков-Самарин; 4) Архангельск; 5) Рязань, режиссёр А. И. Канин

1939 — 1) Смоленск, режиссёр Н. А. Покровский; 2) Московский  Госцентюз, режиссёр Б. Норд

1947 — Чебоксары, на чувашском языке

1948 — Ярославль

1950 — 1) Краснодар; 2) Театр драмы Латвийской ССР  (на латышском языке)

1951 — 1) Центральный  детский театр, режиссёр М.  О. Кнебель; 2) Черновцы, на украинском  языке

1959 — Казахский  ТЮЗ в Алма-Ате 
 

  Развитие  конфликта

  Комедия «Горе от ума» принадлежит к тем  немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время.

  А.С.Грибоедов  показывает широкую картину жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристки настроенными людьми, и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.

  Люди этого  круга - убеждённые сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины  II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой «оде лакейству» Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который «не то на серебре, на золоте едал». Он добился почёта, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.

  Представители фамусовского общества живут прошлым, свои «суждения черпают из забытых  газет времён Очаковских и покоренья  Крыма». Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: «…у нас уж исстари ведётся, что по отцу и сыну честь». Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнаёт, что он не камер-юнкер и не богат.

  Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших «и честь и жизнь его», обменял на «борзые три  
 

собаки». А  приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова «от скуки взяла

арапку –  девку да собачку». Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: «Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку».

  Автор комедии  отмечает, что для Фамусова и его  друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Тёпленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь «только бы досталось в генералы».

  Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество – все эти качества присущи  чиновникам, изображённым в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, «делового человека», который благодаря «услужливости», «бессловесности» «три награжденья получил».

  Следует отметить, что Фамусов и его  гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что всё зло идёт от него. Фамусов утверждает: 

        Ученье  – вот чума, учёность – вот  причина.

        Что ныне пуще, чем никогда,

        Безумных  развелось людей, и дел, и мнений… 

  Такого  же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская.

  Консервативное  общество дворян-помещиков, изображённое А.С.Грибоедовым, боится прогресса, который  угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проповедником «безумных дел и мнений».

   Своеобразие конфликта в комедии «Горе  от ума» состоит в том, что в  произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний»  писал: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой – это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

  В пьесе  «Горе от ума» А.С. Грибоедов переосмысливает  традиции, связанные с эпохами  классицизма и романтизма, что  выражается как на уровне создания образов, характеров, языка, особой проблематики, так и на уровне самого конфликта.

  Традиционной  для комедии классицизма является сюжетная схема, где на руку  благородной девицы претендуют сразу два молодых человека, образы которых противопоставлены, причём один из них уверен в своём превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скромен и почтителен; его любит невеста, обладающая такими же качествами. И он в конце пьесы добивается её руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактовку характеров, оставив их характеристики. В его комедии соответственно противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и пользуется успехом, причём основными его качествами остаются «умеренность и аккуратность».

Информация о работе Своеобразие конфликта Чацкого и фамусовского общества (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)