Сведения по теории и истории литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:26, доклад

Описание работы

В работе по литературе выделены три части, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников по литературе.

Работа содержит 1 файл

ЕГЭ.ppt

— 658.50 Кб (Скачать)

Род литературы

 

   2)драма – род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях) людей. Предназначается для исполнения на сцене;

   3)эпос – представляет собой связный рассказ о тех или иных событиях, максимально приближенных к объективности.

 

Жанры литературы

 

  • Жанры  литературы:   эпические

    - повесть – произведение, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий;

    - рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера;

    - очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора;

    

 

 

 

Жанры литературы

 

    - роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни;

    - роман-эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости;

    - притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне.

 

Жанры литературы

 

  • лирические:

   - поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией;

   - баллада – повествовательная песня (стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай;

   - лирическое стихотворение – стихотворение, для которого характерна возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора;

      

Жанры литературы

 

   - элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти;

   - послание - лирическое стихотворение, передающее чувства человека по отношению к кому-либо;

   - эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее кого-либо;

   

Жанры литературы

 

   - ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события;

   - сонет – четырнадцатистрочное стихотворение, сложенное по определенным правилам (4+4+3+3).

Жанры литературы

 

  • драматические:

   - комедия – произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека;

   - трагедия – произведение, в основе которого острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой;

   - драма – произведение, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом и тяжелые переживания, однако возможно благополучное разрешение конфликта сталкивающихся сил.

Содержание литературного  произведения

 

  • Тема – то , о чем идет речь в произведении; объект художественного изображения; круг явлений, привлекающих внимание автора.
  • Проблема – сторона жизни являющаяся фактором неблагополучия, противоречия, несоответствия между существующим и должным, желаемым и реальным.
  • Проблематика – совокупность проблем, так или иначе затронутых в произведении.

Содержание литературного  произведения

 

  • Идея – основная мысль произведения о предмете или явлении, в нем описанном; то главное, что хотел сказать автор по поводу проблемы.
  • Пафос (авторский) – эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств; эмоциональный тон, настрой произведения.

Структура литературного  произведения

 

  • Композиция – построение литературного произведения.
  • Сюжет – последовательность событий в произведений; система основных событий, действий и конфликтов.
  • Фабула – изложение событий в хронологической последовательности («выпрямленный» сюжет).

Содержание литературного  произведения

 

  • Конфликт – противоречие, лежащее в основе развития действия; столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни.

   Разные типы конфликта – психологический, социально-политический, семейный, нравственный, философский, любовный.

Содержание литературного  произведения

 

  • Элементы сюжета отражают стадии развития конфликта:

   - экспозиция – введение в действие, изображение условий и обстоятельств;

   - завязка – начало движения сюжета, то событие, с которого начинается конфликт;

   - развитие действия – система событий;

   - кульминация – момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта;

   - развязка – решение изображаемого конфликта или возможные пути его решения.

    

Содержание литературного  произведения

 

  • Элементы внешней композиции:

   - эпиграф – цитата, предпосланная произведению;

   - пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого;

   - эпилог – заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев;

   - лирические отступления – выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции.

Литературный персонаж

 

  • Образ – широкое понятие, так как для литературы и искусства образ – способ изображения действительности, результат художественного обобщения:

   образ природы, образ родины, образ города, образ литературного героя, образ автора (условный носитель авторской речи, не может отождествляться с писателем, т.к.является плодом творческого воображения).

Литературный персонаж

 

  • Литературный герой (персонаж, тип, характер, действующее лицо) – образ человека в литературе.
  • Персонаж – изображенное в художественном произведении лицо.
  • Характер – совокупность черт образа персонажа.
  • Тип – художественный образ большого жизненного обобщения, в котором нашли выражение характерные, типические черты поколения или социальной группы.

Система образов

 

  • Главные – обладают полноценными самостоятельными характерами, принимают участие во всех основных сюжетных положениях.
  • Второстепенные – активно участвуют в развитии сюжета, но им уделяется меньше авторского внимания.
  • Эпизодические – появляются в одном или нескольких эпизодах, не наделены самостоятельными характеристиками.
  • Внесценические – о них упоминают герои произведения.

Художественные средства  создания образов

 

  • Речевая характеристика героя:

   - диалог – разговор двух, иногда более лиц;

   - монолог – речь одного человека;

   - внутренний монолог – высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.

 

Художественные средства  создания образов

 

  Авторская характеристика – оценочное отношение автора к рассказываемому.

  Подтекст –невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.

  Портрет – изображение внешности героя как средство его характеристики.

  Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

  Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

  Интерьер – внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.

  

Сведения по теории  и истории литературы

 

  • Психологизм – художественное выражение глубокого писательского интереса к текучести сознания, динамике внутренней жизни человека, смене его душевных состояний.

 

  • Народность – близость художественного произведения, его духа, широким народным массам, способность выражать и художественно воплощать общенародные интересы, изображение и оценка событий с точки зрения народа.

Сведения по теории  и истории литературы

 

  • Историзм – 

   1.способность художественной литературы точно передавать облик и дух исторической эпохи в конкретных человеческих судьбах и событиях;

   2.свойство лучших произведений исторической тематики или исторического жанра. Выражается в способности автора передать самобытность описываемой эпохи.

Сведения по теории  и истории литературы

 

  • Трагическое – 

   1. эстетическая категория, в основе которой – наличие противоречия, конфликта в жизни человека или его отношениях, который не может быть разрешен, но с которым нельзя примириться;

   2. все ужасное в человеческой жизни, вызывающее боль, сострадание, отмеченное острыми столкновениями человека с миром, катастрофичность человеческого бытия.

 

Сведения по теории  и истории литературы

 

  • Комическое –

   эстетическая категория, отражающая противоречия, присущие явлениям действительности, и выражающая их отрицательную оценку, форма критики несовершенных явлений действительности.

   В основе комического – смех.

Комическое

 

  • По эмоционально-чувственным оттенкам комическое делится на

   - юмор – мягкая форма комического, добродушное подсмеивание, сочетающее насмешку с сочувствием;

   - иронию – выражающее насмешку или лукавство иносказание, осмеяние, содержащее в себе осуждающую оценку того, что осмеивается;

   - сатиру – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство;

   

Комическое

 

   - сарказм – злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии;

   - гротеск – средство художественного изображения, в основе которого – подчеркнутое, максимально возможное преувеличение и заострение, нарушающие границы правдоподобия, соединение реального и фантастического, трагического и комического, ужасного и смешного, безобразного и возвышенного.

Язык художественного  произведения

 

  • Язык художественного

   произведения – основное средство изображения картин жизни, художественных характеров, художественных образов, которое использует в своем творчестве писатель, совокупность изобразительно-выразительных средств и приемов воплощения идейно-эстетического содержания в художественной литературе

Язык художественного  произведения

 

  • Изобразительно-выразительные средства художественного произведения:

   - сравнение – форма речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;

   - эпитет – художественное, поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание;

   - метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явление, сравнительные союзы отсутствуют;

   

   

   

Язык художественного  произведения

 

   - метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначается с помощью других слов;

   - гипербола – чрезмерное преувеличение;

   - аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ;

Информация о работе Сведения по теории и истории литературы