Сведения по теории и истории литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:26, доклад

Описание работы

В работе по литературе выделены три части, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников по литературе.

Работа содержит 1 файл

ЕГЭ.ppt

— 658.50 Кб (Скачать)

ЕГЭ. Литература

 

Сведения по теории  и истории литературы

 

900igr.net

ЕГЭ. Литература

 

  • В экзаменационной работе по литературе выделены три части, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников по литературе.

Распределение заданий

 

Экзаменационная

 работа

 

Часть 1

Число заданий -9

(7кр.о+2ог.разв.о)

Число баллов -13

(7+6)

 

 

Часть 2

Число заданий -7

(5кр.о+2ог.разв.о)

Число баллов -11

(5+6)

 

 

Часть 3

Число заданий -1

(с развернутым

ответом)

Число баллов -15

Сведения по теории  и истории литературы

 

  • Фольклор(от англ. folk - народ и lore – мудрость) – устно-поэтическое народное творчество.

   Жанры фольклора – былины, сказки, песни, частушки, загадки, пословицы.

Сведения по теории  и истории литературы

 

  • Художественный образ – специфическая форма познания и отражения действительности искусством, результат художественного обобщения. Неотделим от своего объективно существующего материального прообраза(картина жизни). Создается с помощью типизации, обобщения, вымысла. Является формой чувственно-образного восприятия жизни.

Сведения по теории  и истории литературы

 

  • Содержание – неотделимое от формы условие существования литературного произведения. Включает в себя идею, коллизии, сюжет, тему, фабулу,

   не могущие стать фактом литературы, не будучи воплощены в определенную форму с ее слагаемыми – жанр, композиция, ритм, стиль, тропы.

Сведения по теории  и истории литературы

 

  • Содержание – это то, о чем говорится в произведении,

   форма – то, как это говорится.

 

   Но при этом все же принято считать содержание первоосновой художественного произведения.

Сведения по теории  и истории литературы

 

  • Художественный вымысел – прием художественного творчества, когда писатель, исходя из своего видения и осмысления действительности, создает для более ее глубокого отражения вымышленные им самим эпизоды, поступки, речи героев и т.д.

   В широком смысле художественным вымыслом является все искусство.

Сведения по теории  и истории литературы

 

  • Фантастика(от греч. fantastike – искусство воображать) – отображение действительности посредством образного изображения событий, условий и среды, рожденных воображением автора, его фантазий.

   Фантастика основывается на прогнозе развития реальной науки, техники, общественного сознания.

Сведения по теории  и истории литературы

 

  • Историко-литературный процесс – историческое развитие и функционирование мировой литературы в целом и национальных литератур в частности, их связи, взаимодействие, взаимовлияние , обмен традициями.

Литературные методы, направления, течения

 

  • Художественный метод – это принцип отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения.
  • Литературное направление – это метод, который становится главенствующим и приобретает более определенные черты, связанные с особенностями эпохи и тенденциями в культуре.

Литературные методы, направления, течения

 

  • Литературное течение – проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи.
  • Литературные методы, направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)

Литературные методы, направления, течения

 

  • Классицизм (от лат.classicus – образец) – направление, возникшее в европейском искусстве и литературе XVII века, опиравшееся на культ разума и представление об абсолютном характере эстетического идеала.

   Главная задача – максимально возможное приближение к этому идеалу, наиболее полное выражение получившему в античности.

Литературные методы, направления, течения

 

  • Отличительные черты классицизма:

   1) правило «трех единств»: единство действия, единство времени, единство места;

    2)деление на жанры: «высокий»(трагедия, ода) и «низкий» (комедия, басня);

    3)противопоставление долга чувству, требование жертвовать личными желаниями ради общественного блага.

Литературные методы, направления, течения

 

  • Наиболее законченную форму классицизм получил во Франции (комедии Мольера, басни Лафонтена, трагедии Корнеля и Расина).
  • Русский классицизм возник во 2-ой четверти XVIII века и был связан с просветительской идеологией (продолжатели реформ Петра I)

    Представители – М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Д.И.Фонвизин.

Литературные методы, направления, течения

 

  • Сентиментализм (от фр.santimentas – чувство) – литературное течение в Западной Европе и России конца XVIII – начала XIX века, характеризующееся возведением чувства в основную эстетическую категорию. Стал своеобразной реакцией на рассудочность классицизма.

   

Литературные методы, направления, течения

 

  • Отличительные черты сентиментализма:

   1)культ чувства;

   2)более полное раскрытие внутреннего мира героев;

   3)новое отношение к природе.

   Пейзаж стал не просто фоном для развития действия, он оказался созвучным личным переживаниям автора или героев.

Литературные методы, направления, течения

 

  • Жанры сентиментализма:

   - элегия

   - пастораль

   - послание

   Эстетическая программа русского сентиментализма наиболее полно отражена в сочинениях Н.М.Карамзина.

Литературные методы, направления, течения

 

  • Романтизм  (фр.) – творческий метод и художественное направление в русской, европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX века.

   Главным предметом изображения становится человек, личность.

Литературные методы, направления, течения

 

  • Отличительные черты романтизма:

   1)романтический герой – сильная, неординарная натура, человек, обуреваемый страстями, страстно стремящийся к свободе;

   2)конфликт между героем и обществом;

   3)экзотическая, необычная, бурная природа;

   4)исключительный герой в исключительных обстоятельствах.

 

 

Литературные методы, направления, течения

 

  • Родоначальником русского романтизма считают В.А.Жуковского,

   наиболее ярко романтизм проявился в поэзии М.Ю.Лермонтова, в творчестве А.А.Фета, А.К.Толстого,

   в определенные периоды – в творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.И.Тютчева.

Литературные методы, направления, течения

 

  • Реализм (от лат.realis – вещественный) – творческий метод и литературе направление в русской и мировой литературе XIX и XX веков (критический реализм, социалистический реализм).

   Реализм строится на принципах воспроизведения жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах, т.е. признает существование объективных причин социальных и исторических закономерностей.

Литературные методы, направления, течения

 

  • Наиболее яркие представители реализма в русской литературе:

   А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.

Литературные методы, направления, течения

 

  • Модернизм (от фр.moderne – новейший, современный) – общее название новых (нереалистических) явлений в литературе первой половины XX века.

   Общая задача для эстетических программ этого времени – поиск новых художественных средств изображения новой действительности.

   Серебряный век – период развития литературы (поэзии) между 1890 и 1917 гг.

Литературные методы, направления, течения

 

  • Течения модернизма:

    - символизм

    - футуризм

    - акмеизм

    - имажинизм

Литературные методы, направления, течения

 

  • Символизм – литературное течение, в России возникшее в начале 90-х годов XIX века. В основе его лежат философские идеи Ницше и Шопенгауэра, а также учение В.С.Соловьева о Душе мира. Традиционному способу познания действительности символисты противопоставляли идею создания миров в процессе творчества. Поэтому творчество в понимании символистов – созерцание «тайных смыслов» - доступно только поэту-творцу. Символ становится центральной эстетической категорией этого литературного течения.

Литературные методы, направления, течения

 

  • «Старшие» символисты –

    К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб (90-е годы XIX века).

  • «Младшие» символисты –

    Вяч.Иванов, А.Белый, А.А.Блок

    (начало 1900-х годов).

Литературные методы, направления, течения

 

  • Акмеизм (от греч.akme – цветущая сила, высшая степень чего-либо) – литературное течение в поэзии, противопоставлявшее эстетике символизма «ясный взгляд на жизнь».

   Представители – Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам

   (кружок «Цех поэтов»).

Литературные методы, направления, течения

 

  • Футуризм (от лат.futurum – литературное течение авангардистского (экспериментального, подчеркнуто новаторского) характера.

    Футуристы выступали за разрушение устоявшихся литературных жанров, намеренно обращались к «сниженной» лексике, призывали создавать новый язык, не ограничивающий словотворчество.

Литературные методы, направления, течения

 

  • Футуристы:

    1) «Гилея» (кубофутуристы В.В.Хлебников, В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк и др.);

    2) «Центрифуга» (Н.Н.Асеев, Б.Л.Пастернак и др.);

    3) «Ассоциация эгофутуристов» (И.Северянин и др.);

    4) «Мезонин поэзии» (Р.Ивнев, В.Г.Шершеневич и др.)

Литературные методы, направления, течения

 

  • Имажинизм (от англ. или фр.image – образ) – литературное течение, возникшее в русской литературе в первые годы после Октябрьской революции.

    «Стихотворение – …волна образов», - считали поэты этого направления.

    На практике многие имажинисты тяготели к органическому образу, слитному по настроению и мысли с целостным восприятием стихотворения.

    Представители – А.Б.Мариенгоф, С.А.Есенин,

    В.Г.Шершеневич.

Род литературы

 

  • Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков:

   1)лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер;

Информация о работе Сведения по теории и истории литературы