Стилистические особенности прозы Бальзака Гобсек

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить функциональный диапазон лексических стилистических средств романа Ч. Диккенса «Большие Надежды»
Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1) систематизировать освещение места творчества Ч. Диккенса в литературном процессе 19 в. литературоведением;
2) охарактеризовать проблематику романа «Большие надежды»;
3) выявить особенности функционирования лексических стилистических средств в романе Ч. Диккенса «Большие надежды».

Содержание

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АВТОРСКОГО СТИЛЯ
Расцвет литературы реализма в Англии 30-40-х гг. 19 в………6
Творчество Ч. Диккенса в контексте литературного процесса 19 в…………………………………………………………………….10
Выводы к первому разделу………………………………………14
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ СТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РОМАНЕ Ч. ДИККЕНСА «БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ»
Проблематика романа Ч. Диккенса «Большие надежды»……….15
Функции лексических стилистических средств в романе……...19
2.3.Выводы ко второму разделу………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая посмотрите.doc

— 114.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АВТОРСКОГО СТИЛЯ

    1. Расцвет литературы реализма в Англии 30-40-х гг. 19 в………6
    2. Творчество Ч. Диккенса в контексте литературного процесса 19 в…………………………………………………………………….10
    3. Выводы к первому  разделу………………………………………14

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ СТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РОМАНЕ  Ч. ДИККЕНСА «БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ»

    1. Проблематика романа Ч. Диккенса «Большие надежды»……….15
    2. Функции лексических  стилистических средств в романе……...19

          2.3.Выводы ко второму разделу………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Творчество Чарльза  Диккенса  давно стало классикой  не только английской, но и мировой  литературы. Тиражи его книг достигли миллионов экземпляров, его произведения часто экранизируются, становятся основой мюзиклов, исполняются по радио, его романы, повести и рассказы переведены на десятки языков народов мира.

Творчество Ч. Диккенса достаточно исследовано, ему посвящены многочисленные литературоведческие труды (А. А. Аникст, Е. Ю. Гениева, Д. В. Затонский, В. Ивашева, И. Катарский, Н.П. Михальская, М. Урнов, С.Цвейг, Г. Нельсон, Т. Сильман, Э. Уилсон, Д. Честертон). Однако недостаточно изучены некоторые аспекты творчества писателя, такие как функциональная роль тропов в прозе Диккенса. Вместе с тем, в индивидуальном авторском стиле писателя отражается его видение мира, выражается авторская позиция по отношению к решаемым проблемам; проявляются особенности англоязычной картины мира, характерной для эпохи Ч. Диккенса. Вышесказанное обусловило выбор темы исследования и составило его актуальность.

Объект исследования –  поэтика прозы Ч. Диккенса

 Предмет  исследования – лексические стилистические средства романа Ч. Диккенса «Большие Надежды»

Цель исследования – выявить функциональный диапазон лексических стилистических средств романа Ч. Диккенса «Большие Надежды»

Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

1) систематизировать  освещение места творчества Ч. Диккенса в литературном процессе 19 в. литературоведением;

2) охарактеризовать проблематику романа «Большие надежды»;

3) выявить особенности функционирования лексических стилистических средств в романе  Ч. Диккенса «Большие надежды».

Практическое значение исследования заключается в возможности использовать его результаты в курсах истории зарубежной литературы, стилистики английского языка

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: обобщение освещения проблемы исследования в критической, литературоведческой и публицистической литературе, литературоведческий, контекстуальный и стилистический анализ художественного произведения.

Материалом исследования послужил роман «Большие надежды» Ч. Диккенса.

Работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованной литературы. Во введении обоснован выбор темы исследования и его актуальность, определены цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, показано его практическое значение. Первый раздел посвящен систематизации освещения места творчества Ч. Диккенса в литературном процессе 19 в. в литературоведении и характеристике романа «Большие надежды». Во втором разделе выявляются особенности функционирования лексических стилистических средств в романе  Ч. Диккенса «Большие надежды».

Апробация работы. Результаты исследования обсуждены и одобрены на заседаниях студенческой научно-проблемной группы в феврале и декабре 2012 г., на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов КГУ «XIV неделя науки. Профессиональная подготовка будущего специалиста: проблемы теории и практики», 29-30 марта 2012 г., и «XV неделя науки. Профессиональная подготовка будущего специалиста: проблемы теории и практики», 29-30 марта 2013 г., г. Евпатория, и отражены в опубликованных статьях [Безклейная И. А. «Гобсек» О де Бальзака – фреска современной жизни / Инна Александровна Безклейная // Профессиональная подготовка будущего специалиста: проблемы теории и практики : [сб. материалов науч.-практ. конф. проф.-препод. состава, аспирантов и студентов КГУ «ХIV неделя науки». 29-30 марта 2012 г., г. Евпатория]. – Ч. 3. Иностранная филология. Методика преподавания иностранных языков. – Ялта ; Евпатория : РИО КГУ ; ЕИСН КГУ, 2012; Безклейная И. А. Гобсек — фреска современной жизни / И. А. Безклейная //  сб. материалов науч.-практ. конф. проф.-препод. состава, аспирантов и студентов КГУ «XV неделя науки». 29-30 марта 2013 г., г. Евпатория. – Ч. З. Иностранная филология. Методика преподавания иностранных языков. – Ялта ; Евпатория : РИО КГУ ; ЕИСН КГУ, 2013].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО  АВТОРСКОГО СТИЛЯ

 

1.1. Расцвет литературы реализма в Англии 30-40-х гг. 19 в.

Реализм -  правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В более узком смысле термин "реализм впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине 19 в.[3, c. 78]. 
Его развитие во многом связано с повышением уровня общественного сознания, развитием промышленности, техники, естественнонаучных и социальных дисциплин.

Реализм - это художественный метод, в котором жизнь изображается предельно реально.

Реализм возник в 1830-е гг. Его непосредственным предшественником считается романтизм, основная особенность которого – изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах с особым вниманием к сложной и противоречивой личности с сильными страстями, непонятой окружающим её обществом, – так называемого романтического героя. Поэтому «реализм развивался не как антагонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов».[1, c.122]

Реализм XIX века принято  называть критическим. Расцвет его  на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, в России.

Главная цель критического реализма - обличие социальных проблем. «Герои произведений критического реализма разделены по социальному критерию, они объединены сходными чертами в целые "типы", но тем не менее, типические черты сочетаются с индивидуальными, а также с глубокой формой психологизма»[6, c. 233]. Все это делает критический реализм более сложным явлением.

 

Критический реализм, также как и романтизм, предполагает в своей основе целостное мировоззрение, определенное отношение писателей к действительности.

Представители критического реализма, давая правдивое изображение  жизни, неизбежно превращали его  в критику буржуазной действительности. «Говорить о буржуазном обществе правду – значило разоблачать это общество»[7, c. 39].

Особое внимание  критические  реалисты избирают объектом изображения  человеческую жизнь во всех ее проявлениях. В их творчестве находит отражение  не только идеальная, духовная, но и вся конкретная деятельность людей (их служебные, семейные, общественные дела и т.п.). В связи с этим границы литературы широко раздвинулись. В нее мощным потоком хлынула проза жизни. Житейские бытовые мотивы стали обязательным спутником реалистических произведений.

 Критический реалист показывает  человека не только в его  идеальной, но и в конкретно-исторической  сущности. «Через переплетение конкретных  человеческих судеб писатель-реалист  раскрывает конкретные закономерности  жизни общества» [8, c. 98].

Примечательной чертой критического реализма является стремление писателей  к объективности. Для писателя-реалиста характерны признание ценности объективной  действительности и огромный интерес  к ней, сознательное стремление к  глубокому исследованию окружающего мира. «Писатели-реалисты глубоко изучали жизнь, прежде чем приступать к созданию книг, в которых окружающие их явления выступали в обобщенном виде»[10, c. 43].

Расцвет английского критического реализма относится к 30-40-м годам XIX века [2, с. 145 ]. В этот период выступают такие замечательные писатели-реалисты, как Чарльз Диккенс и Уильям Теккерей.

В конце XVIII века в Англии произошел промышленный переворот, который явился мощным толчком для развития капитализма в стране. В этот период Англия занимает прочное положение на международной арене. Расширяются ее колонии и рынки сбыта.

В своем творчестве английские реалисты всесторонне отразили жизнь современного им общества. Объектом своей критики и осмеяния они сделали не только представителей буржуазно-аристократической среды, но и ту систему законов и порядков, которая была установлена власть имущими для их собственных интересов и выгоды. В своих романах писатели-реалисты ставят проблемы большой социальной значимости, приходят к таким обобщениям и выводам, которые непосредственно подводят читателя к мысли о бесчеловечности и несправедливости существующего общественного строя [5, с. 57].

Английские реалисты обратились к основному конфликту современной им эпохи – к конфликту между пролетариатом и буржуазией.

Характерную особенность английских реалистов составляет присущее им мастерство сатирического обличения [12, с. 232]. Сатира, со всем богатством и разнообразием ее оттенков, является острейшим оружием Ч. Диккенса и У. Теккерея [15,с.167]. Сатирические приемы обличения помогают писателям с наибольшей очевидностью и убедительностью раскрыть несоответствие между внешней стороной того или иного явления и его подлинной сущностью.

Таким образом, в романах  английских  писателей-реалистов  представлена широкая картина общественной жизни. Известной слабостью английского критического реализма XIX в. является элемент сентиментальности и морализации, в том числе, в творчестве Ч. Диккенса. Однако сравнительная зрелость буржуазных отношений в Англии позволила английским писателям показать и реальное положение рабочего класса. В романах Ч. Диккенса получили отражение жизнь и борьба пролетариата, чартистское движение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Творчество Ч. Диккенса в контексте литературного процесса 19 в

 

Один из самых ярких  представителей критического реализма Чарльз Диккенс.

Чарльз Диккенс  - английский писатель-реалист, известнейший представитель социально-бытовой  прозы XIX столетия.

Ни один английский писатель ХIХ века не создал такой всеобъемлющей картины буржуазного общества, как Диккенс. В его произведениях изображены все классы и социальные группы Англии эпохи промышленного капитализма. Ни один писатель-современник не охватил так широко социальную проблематику, не представил с такой наглядностью главные конфликты, характерные для данного общества.

Диккенс постоянно касался в  своих романах самых тёмных и  отрицательных сторон действительности. Он изображал все возможные пороки общества и его отдельных представителей. Ч. Диккенс — реалист, но он в подлинно творческом духе перерабатывал материал, ставя его на службу высоким идейным задачам. Ч. Диккенс хотел быть учителем жизни, воспитателем людей. Но для этого он не прибегал к проповедям, а стремился всем строем своих образов, проникновением в социальную, моральную сущность героев вызвать у читателей либо чувства гнева, либо симпатии и любви к изображаемым им людям.  
 
Эмоциональность составляет одну из важнейших особенностей реализма Ч.Диккенса. Каждый характер, каждая ситуация предстаёт в его романах в определённом эмоциональном виде. У Ч. Диккенса нет безлично объективных описаний. Мы всегда ощущаем отношение писателя к тому, что он изображает, и проникаемся ими сами.  В произведениях Диккенса господствуют три эмоциональные стихии, получающие выражение в сатире, юморе и патетике.

Когда писатель хочет вызвать у  нас чувство отвращения к отрицательным  явлениям, он прибегает к сатире. Сарказмы Ч. Диккенса язвительны и убийственны. Совсем иной оттенок смеха бывает у   Ч. Диккенса тогда, когда он изображает в комическом виде положительные характеры, Дика Суивелера («Лавка древностей»), благодаря этому мы еще нежнее относимся к персонажам.

 При всём многообразии характеров, созданных Ч. Диккенсом, они могут быть сведены к трём группам. Первую составляют образы идеальных молодых героев и героинь, судьба которых составляет основу сюжетов произведений писателя (маленькая Нелл, Эми Доррит и другие). Ведя борьбу за существование. Другую группу составляют злодеи, являющиеся носителями пороков буржуазного общества. Характеры злодеев приобретают у Ч. Диккенса чёткую социальную определённость. Это - ростовщики, капиталисты. Третья категория персонажей Ч. Диккенса—всякого рода чудаки они помогают героям  и героиням в преодолении жизненных трудностей и бед.

Информация о работе Стилистические особенности прозы Бальзака Гобсек