Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:41, доклад
Практически в любом тексте можно выделить речь авторскую и неавторскую: речь персонажей в художественной литературе, цитаты в научной, деловой прозе. Включенные в авторское изложение высказывания других лиц или же собственные высказывания рассказчика, о которых он вспоминает, напоминает, обозначают термином «чужая речь».
По способу, характеру передачи, оформления чужой речи различают прямую, косвенную, несобственно-прямую речь и полупрямую речь. Все эти виды чужой речи выделяются на фоне авторской, в которую они вплетаются, выполняя многообразные стилистические функции
3.
Несобственно-прямая
речь
Несобственно-прямая речь - это один из способов передачи чужой речи, характеризующийся речевой контаминацией автора и персонажа. Специфика ее заключается в следующем: как и прямая речь, она сохраняет особенности речи говорящего - лексико-фразеологические, эмоционально-оценочные; с другой стороны, как и в косвенной речи, в ней выдерживаются правила замены личных местоимений и личных форм глаголов. Синтаксической особенностью несобственно-прямой речи является невыделенность ее в составе речи авторской.
Несобственно-прямая речь не
а) прямая речь: К концу похода дети устали и честно признались: «Не ожидали мы таких трудностей!»;
б) косвенная речь: К концу похода дети устали и честно признались, что они не ожидали таких трудностей;
в)
несобственно-прямая речь: К
концу похода дети устали.
Не ожидали они таких
трудностей!
Несобственно-прямая речь - это стилистическая фигура экспрессивного синтаксиса. Она широко используется в художественной литературе как прием сближения авторского повествования с речью героев. Такой способ подачи чужой речи позволяет сохранить естественные интонации и нюансы речи прямой и вместе с тем дает возможность не отграничивать резко эту речь от авторского повествования. Нагляднее всего стилистическая функция несобственно-прямой речи проявляется в форме вопросительных и восклицательных предложений, например:
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.
Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!
Что слышит он? Она могла...
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
(А.С.
Пушкин)
Изучение НПР сыграло и играет важную роль в продвижении идей в лингвистике и смежных с ней областях гуманитарного знания. Например, НПР является основополагающим компонентом такой значимой концепции, как теории «автора» М.М. Бахтина, В.В. Виноградова.
Исследования
«образа автора» в литературном
произведении стали в последнее
время очень популярными, в связи
с чем несобственно-прямой речи уделяется
все большее внимание. Такой интерес
к данному литературному приему понятен,
ведь в несобственно-прямой речи слова
персонажа доходят до читателя как бы
сквозь призму сознания автора-повествователя,
неотделимо от его речи, являясь ее частью.
И это сближение дает исследователю гораздо
больше возможностей для анализа, чем
прямая речь, на время которой, автор отходит
на второй план, выпадает из произведения.
4.
Диалог
Еще один способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог. Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев, например:
Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.
(Чуковский)
__________________________
Литература