Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:03, реферат
Значение Александра Николаевича для развития отечественной драматургии и сцены, его роль в достижениях всей русской культуры неоспоримы и огромны. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес. Одни постоянно идут на сцене, экранизированы в кино и на телевидении, другие почти не ставятся. Но в сознании публики и театра живёт некий стереотип восприятия по отношению к тому, что зовётся «пьесой Островского».
1. Введение..........................................................................................................с. 3.
2. Глава 1. Раннее развитие драматургии.........................................................с. 4.
3. Глава 2. Русская драматургия XVIII века.....................................................с. 6.
4. Глава 3. Русская драматургия XIX века.......................................................с. 9.
5. Глава 4. Островский как создатель национального репертуара..............с. 15.
6. Заключение....................................................................................................с. 28.
7. Список литературы и источников.................................................
Реферат по истории русской литературы на тему:
«Состояние русской драматургии до Островского.
Островский как создатель русского
национального репертуара»
1. Введение......................
2. Глава 1. Раннее развитие
драматургии...................
3. Глава 2. Русская драматургия XVIII века..........................
4. Глава 3. Русская драматургия XIX века..........................
5. Глава 4. Островский как создатель национального репертуара..............с. 15.
6. Заключение....................
7. Список литературы
и источников..................
Значение Александра Николаевича для развития отечественной драматургии и сцены, его роль в достижениях всей русской культуры неоспоримы и огромны. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес. Одни постоянно идут на сцене, экранизированы в кино и на телевидении, другие почти не ставятся. Но в сознании публики и театра живёт некий стереотип восприятия по отношению к тому, что зовётся «пьесой Островского». Пьесы Островского написаны на все времена, и зрителям не составляет большого труда увидеть в ней наши сегодняшние проблемы и пороки.
Его роль в истории развития русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь же много, как Шекспир в Англии, Лопе де Вега в Испании, Мольер во Франции, Гольдони в Италии и Шиллер в Германии.
Островский выступил в литературе в весьма сложных условиях литературного процесса, на его творческом пути встречались благоприятные и не благоприятные ситуации, но не смотря не на что, он стал новатор и выдающийся мастер драматического искусства.
Глава 1. Раннее развитие драматургии.
Отечественный народный театр располагал широким репертуаром, состоящим из скоморошьих игрищ, интермедий, комедийных похождений Петрушки, балаганных прибауток, «медвежьих» комедий и драматических произведений самых разнообразных жанров.
Народному театру свойственна
социально-заострённая
«По своему характеру и манере игры народный театр – это театр резких и чётких движений, размашистых жестов, предельного громкого диалога, могучей песни и удалой пляски, – здесь всё слышно и видно далеко. По самой своей природе народный театр не терпит не заметного жеста, слов, оказанных вполголоса, всего того, что легко может быть воспринято в театральном зале при полном безмолвии зрителей».
До нас дошли не все пьесы придворного театра. В частности, утрачены тексты комедии о Товии-младшем и о Егории Храбром, представленные в 1673, а также комедии о Давиде с Галиадом (Голиафом) и о Бахусе с Венусом (1676). Не всегда оказалось возможным и установление точного авторства сохранившихся пьес. Так, «Темир-Аксаково действо» (другое название – «Малая комедия о Баязете и Тамерлане», 1675), пафос и нравоучительную направленность которой определила война России с Турцией, предположительно написана Ю.Гибнером. Также лишь предположительно может быть назван и автор (Грегори) первых комедий на библейские сюжеты: «Малая прохладная комедия об Иосифе» и «Жалобная комедия об Адаме и Еве».
Первым драматургом
Глава 2. Русская драматургия XVIII века.
После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт, и возрожден лишь при Петре I. Однако пауза в развитии русской драматургии продолжалась несколько дольше: в театре петровских времен преимущественно игрались переводные пьесы. Правда, в это время получили распространение действа панегирического характера с патетическими монологами, хорами, музыкальными дивертисментами, торжественными шествиями. Они прославляли деятельность Петра и откликались на злободневные события («Торжество мира православного», «Освобождение Ливонии и Ингерманландии» и др.), однако на развитие драматургии особого влияния не оказали. Тексты к этим представлениям носили скорее прикладной характер и были анонимными. Бурный подъем русская драматургия начала переживать с середины XVIII в., одновременно со становлением профессионального театра, нуждавшегося в национальном репертуаре.
Интересно выглядит русская
драматургия предыдущего и
На середину XVIII в. приходится становление русского классицизма (в Европе расцвет классицизма к этому времени был давно в прошлом: Корнель умер в 1684, Расин – в 1699.) В классицистической трагедии пробовали свои силы В.Тредиаковский и М.Ломоносов, но основоположником русского классицизма (да и русской литературной драматургии в целом) стал А.Сумароков, ставший в 1756 директором первого профессионального русского театра. Он написал 9 трагедий и 12 комедий, составивших основу репертуара театра 1750–1760-х Сумарокову же принадлежат и первые российские литературно-теоретические работы. В частности, в Эпистоле о стихотворстве (1747) он отстаивает принципы, сходные с классицистскими канонами Буало: строгое разделение жанров драматургии, соблюдение «трех единств». В отличие от французских классицистов, Сумароков основывался не на античных сюжетах, а на русских летописях («Хореев», «Синав и Трувор») и русской истории («Дмитрий Самозванец» и др.). В этом же русле работали и другие крупные представители российского классицизма – Н.Николев («Сорена и Замир»), Я.Княжнин («Росслав», «Вадим Новгородский» и др.).
Российская классицистическая драматургия имела и еще одно отличие от французской: авторы трагедий одновременно писали и комедии. Это размывало строгие рамки классицизма и способствовало разнообразию эстетических направлений. Классицистская, просветительская и сентименталистская драматургия в России не сменяют друг друга, а развиваются практически одновременно. Первые попытки создания сатирической комедии предпринял уже Сумароков («Чудовища», «Пустая ссора», «Лихоимец», «Приданое обманом», «Нарцисс» и др.). Более того, в этих комедиях он использовал стилистические приемы фольклорных междоречий и фарсов – несмотря на то, что в теоретических работах критически относился к народным «игрищам». В 1760-х–1780 гг. широкое распространение получает жанр комической оперы. Ей отдают дань как классицисты – Княжнин («Несчастье от кареты», «Сбитенщик», «Хвастун» и др.), Николев («Розана и Любим»), так и комедиографы-сатирики: И.Крылов («Кофейница») и др. Появляются направления слезной комедии и мещанской драмы – В.Лукин («Мот, любовью исправленный»), М.Веревкин («Так и должно», «Точь-в-точь»), П.Плавильщиков («Бобыль», «Сиделец») и др. Эти жанры способствовали не только демократизации и повышению популярности театра, но и формировали основы любимого в России психологического театра с его традициями подробной разработки многогранных характеров. Вершиной русской драматургии XVIII в. можно назвать уже почти реалистические комедии В.Капниста («Ябеда»), Д.Фонвизина («Недоросль», «Бригадир»), И.Крылова («Модная лавка», «Урок дочкам» и др.). Интересной представляется «шуто-трагедия» Крылова «Трумф, или Подщипа», в которой сатира на правление Павла I сочеталась с язвительной пародией на классицистские приемы. Пьеса была написана в 1800 – всего 53 года потребовалось для того, чтобы новаторская для России классицистская эстетика начала восприниматься архаичной. Крылов уделял внимание и теории драмы («Примечание на комедию «Смех и горе», «Рецензия на комедию А.Клушина «Алхимист» и др.).
Глава 3. Русская драматургия XIX века.
К началу XIX в. исторический разрыв российской драматургии с европейской сошел на нет. С этого времени русский театр развивается в общем контексте европейской культуры. Разнообразие эстетических направлений в русской драматургии сохраняется – сентиментализм (Н.Карамзин, Н.Ильин, В.Федоров и др.) уживается с романтической трагедией несколько классицистского толка (В.Озеров, Н.Кукольник, Н.Полевой и др.), лиричная и эмоциональная драма (И.Тургенев) – с язвительно-памфлетной сатирой (А.Сухово-Кобылин, М.Салтыков-Щедрин). Популярностью пользуются легкие, веселые и остроумные водевили (А.Шаховской, Н.Хмельницкий, М XIX.Загоскин, А.Писарев, Д.Ленский, Ф.Кони, В.Каратыгин и др.). Но именно в., время великой русской литературы, становится «золотым веком» и российской драматургии, дав авторов, чьи произведения и сегодня входят в золотой фонд мировой театральной классики.
Среди пьес первой половины XIX века особенно выделяются такие шедевры реалистической драматургии, как «Горе от ума» Грибоедовf, «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя.
Указывая на эти произведения, В.Г. Белинский сказал, что они «сделали бы честь всякой европейской литературе». Наиболее ценя комедии «Горе от ума» и «Ревизор», критик считал, что они могли бы «обогатить любую европейскую литературу».
Выдающиеся реалистические пьесы Грибоедова, Фонвизина и Гоголя отчётливо намечали новаторские тенденции отечественной драматургии. Они заключались в актуально-злободневной социальной тематике, в ярко выраженном общественном и даже общественно-политическом пафосе, в отходе от традиционной любовно-бытовой завязки, определяющей всё развитие действия, в нарушении сюжетно-композиционных канонов комедии и драмы интриги, в установке на разработку типических и в тоже время индивидуальных характеров, тесно связанных с социальной средой.
Эти новаторские тенденции,
проявлявшиеся в лучших пьесах прогрессивной
отечественной драматургии, писатели
и критики начинали осознавать и
теоретически. Так, Гоголь связывает
возникновение отечественной
Ко времени появления А.Н. Островского русская прогрессивная драматургия уже располагала шедеврами мирового уровня. Но эти произведения были ещё до крайности малочисленными, а поэтому и не определяли лицо тогдашнего театрального репертуара. Большим уроном для развития прогрессивной отечественной драматургии являлось то, что пьесы Лермонтова и Тургенева, задержанные цензурой, не могли появиться своевременно.
Подавляющее количество
произведений, заполнявших театральную
сцену, составляли переводы и переделки
западноевропейских пьес, а также
сценические опыты
Театральный репертуар создавался не стихийно, а под активным воздействием жандармского корпуса и недреманным оком Николая I.
Препятствуя появлению обличительно-сатирических пьес, театральная политика Николая I всячески покровительствовала постановке драматических произведений сугубо развлекательных, самодержавно-патриотических. Эта политика оказалась безуспешной.
После поражения декабристов в театральном репертуаре на первый план выдвигается водевиль, уже давно утерявший свою социальную остроту и превратившийся в лёгкую, бездумную, остроэффектную комедию.