Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:24, реферат
В лингвистической науке сам термин словообразование неоднозначен. Им принято называть разные лингвистические явления. Под словообразованием понимается проще всего
процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.
Иногда в качестве СО форманта выступает несколько служебных морфем, ех: под-снеж-ник, при-школь-ный, банкрот-и-ть-ся. Т.о. СО структура слова и морфемная – это разные явления. Принципиальное различие между ними состоит в том, что СО структура слова предполагает наличие в его составе двух непосредственно составляющих элементов: производящей базы и форманта, а морфологическая предполагает наличие в нем минимальных неделимых значимых единиц – корневых и служебных морфем.
При морфемном анализе все входящие в состав слова морфемы выявляются путем соотнесения этого слова с другими однокоренными словами, а также с другими грамматическими формами.
Множественность словообразовательной структуры слова
Многие производные слова в русском языке, основы которых содержать не менее двух служебных морфем, семантически мотивируются несколькими однокоренными словами. В зависимости от того, с каким из родственных слов семантически соотносятся подобные производные, в его составе могут выделяться разные СОЛ базы и форманты. Ех: озорнич-а-ть – озорник, озорн-ича-ть – озорной. Это явление называется двойной мотивированностью. Бродяж-ничество – бродяга, бродажнич-ество – бродяжничать; не-равенство – равенство, неравен-ство – неравный; пере-выполнение – выполнение, перевыполн-ение – перевыполнить; не-скромность – скромность, нескромн-ость – нескромный; пустяковина, подмосковный, выкатиться, упрямствовать, развеселиться.
Это множественность СО мотивации или множественность СО структуры производного слова.
Типы основ.
Понятие формообразующей и лекс
Морфемный анализ предполагает вычленение не только отдельных морфем, но и основ. Основами называют части слова, обязательно включающие в свой состав корневую морфему. Основа называется мономорфемной, если содержит только корневую морфему, и полиморфемной, если содержит хотя бы один префикс, суффикс или постфикс. При морфемном анализе существенно представление о трех типах основ: лексической, формообразующей и общей.
Лексическая основа представляет собой общую часть всей парадигмы слова без словоизменительных (формообразующих и формоизменительных) аффиксов, которая выражает лексическое (вещественное) значение. Для того чтобы вычленить лексическую основу, как это явствует из определения, следует отделить флексии и грамматические аффиксы. Так, в словоформе сильн-ый лексическая основа по отделении флексии -ый равна сегменту сильн-, в словоформе сильн'-эе следует отсечь формообразующий суффикс -эе-, то же в случае чита-ть, в словоформе читаj-эм-ый для вычленения лексической основы отсекаются формообразующий суффикс и окончание. В результате подобных операций применительно к словоформам одного слова будут получены варианты лексических основ, например, чита- и читаj-, силън- и сильн'-. Чаще всего при этом наблюдается чередование фонем, которое отражается в графическом облике слова или обозначено позиционными средствами графики: крепк-ий крепч-э, остр-ый остр'-зе. Возможны случаи усечения лексической основы; так, например, при образовании формы сравнительной степени весел '-эе от наречия весел-о наряду с чередованием л/ л имеет место усечение словообразовательного суффикса -о, ср. высок-ий -выш-э, низк-ий - ниж-э и т. п., в результате таких морфонологических явлений образуются варианты лексических основ слова разной степени сложности. Лексическая основа противопоставлена грамматической части слова и служит базой для словообразования и в функциональном смысле может быть названа и словообразующей. От лексической основы глагола чита-тъ можно образовать однокоренные слова путем присоединения словообразовательных суффиксов, например, чита-телъ, чита-льн-ый, чита-лън'-а, от основы инфинитива молоти-ть образовано слово молоти-лк-а. В качестве словообразовательной базы при отглагольном словообразовании выступает преимущественно основа инфинитива, однако возможно образование новых слов и от основы настоящего времени, например, не-знай-к-а, лей-к-а, тело-грей-к-а. Так же образуются новые слова от лексических основ других частей речи: мор'-э - мор'-ак, мор-ск-ой; красн-ът - краен '-э-тъ, красн-от-а.
Формообразующая основа представляет собой часть слова, которая служит базой для словоизменения (формообразования и формоизменения) или содержит в своем составе формообразующий суффикс. Так, основа глагола настоящего времени является базой для образования форм причастий настоящего времени действительного (читаj-ущ-ий, говор'-ащ-ий) и страдательного (читаj-эм-ый, вед-ом-ый, чт'-им-ый) залога; от основы инфинитива, например, чита- (из чита-ть) образуются формы прошедшего времени: чита-л, чита-л-а, чита-л-о, чита-л-и, - изменяющиеся по роду и числу; формы причастий прошедшего времени действительного (чита-вш-ий, вошед-ш-ии) и страдательного (вынес '-энy-ый, согну-т-ый) залога.
Формообразующая и лексическая основы могут быть материально тождественны. Так, например, основа инфинитива служит базой для словообразования (победи-ть – победи-тель; спас-ти – спас-ителъ) и формообразования (победи-ть – победи-я, победи-вш-ий; спас-ти и спас-ш-ий, спас'-они-ый) основа существительного книг- (из книга) тоже бифункциональна: она является формообразующей, если иметь в виду ряд образованных от нее словоформ: книг-а, книг'-и, книг'-э, книг-у, книг-ой и т.д., и словообразующей, если иметь в виду ряд образованных от нее слов: книж-к-а, книж'-иц-а, книж-энцщ-а, книж'-ник, книж-н-ый. Таким образом, две равные материально основы различаются только по выполняемой ими функции.
Формообразующие основы протяженнее
лексической в тех случаях, когда
содержат в своем составе
Общая основа слова (или просто основа слова в традиционном смысле этого термина, установившегося в школьной практике) – это часть словоформы без окончания и суффикса инфинитива, например: школ-а, зелен-ый, поющ-ий, пел-#, пе-тъ, ид-ти. Общая основа материально может совпадать как с формообразующей, так и с лексической и устанавливает границу между формообразованием и формоизменением. Исключение составляет лишь инфинитив, в составе которого общая основа имеет в соответствии с определением меньшую протяженность в сравнении с формообразующей основой. С этим, видимо, связаны неоднократные попытки переименовать суффикс неопределенной формы глагола -ть (-ти) во флексию из соображений скорее методического, чем теоретического характера.
В связи с тем, что в большинстве
случаев общая и
Словообразовательный анализ
В качестве основных вопросов СО анализа производной лексике выступают:
Схема анализа:
Синхроническое и диахроническое словообразование
Изучение языка можно
В синхроническом аспекте язык изучается как определенным образом организованная система средств человеческого общения, действующая в тот или иной период времени. Задача такого изучения – описать устройство языка, вскрыть механизм его действия. При синхронном изучении не ставится вопрос о том, почему именно так сложился язык, какие изменения в предшествующем периоде привели к современному состоянию.
Цель диахронического
Синхроническое СО изучает отношения существующих единиц, диахроническое – процессы превращения одних единиц в другие.
Морфонологические особенности словообразования
Морфонология – раздел языкознания,
изучающий связи между
Задача морфонологии – установить:
а) фонемный состав морфов разных видов
б) правила соединения морфов в слове, т.е. условия взаимоприспособления морфов при их объединении
в) порядок следования морфов.
На морфемном шве может происходить 4 вида явлений:
Чередование
А) чередования фонем, определяемые грамматическими позициями, называют грамматическими (=морфологическими, традиционными, историческими). Ех: рука – ручной, писать – пишу. Чередовании к/ч перед –и- и чередование с/ш перед флексией 1 л ед ч –у- обусловлены грамматической формой слова.
Б) изменение звуков, наблюдаемые в словах второй группы, в отличие от грамматических чередований, определяются фонетической позицией в слове и, следовательно, отличаются всеобщностью, т.е. не ограничиваются какими-то грамматическими формами, а обнаруживаются во всех случаях, когда налицо определенная фонетическая позиция. Так, в первом приударном слоге о всегда чередуется с а, звонкие согласные всегда оглушаются перед глухими и на конце слова. Это явление называется позиционным чередованием. В результате грамматических чередований изменяется фонемный состав слова, а в результате позиционных изменений состав фонем в слове не меняется, меняются только аллофоны.
Чередования могут быть продуктивными и непродуктивными. Продуктивные обнаруживают регулярность, подобную регулярности позиционных фонетических изменений звуков, но обуславливаются они не фонетической, а грамматической позицией. Очевидно, что единичность, неповторимость противоречит самой сущности чередований, так что называть это чередованиями не будем.
Среди тождественных по значению морфов, совпадающих по фонемному составу и различающихся лишь конечной и начальной фонемой, есть явления двух родов:
Усечение
Усечение производящей основы при аффиксальном СО – один из видов взаимоприспособления морфем, стоящий в одном ряду с чередованием фонем и интерфиксацией. Усечения бывают морфологическими и фонологическими.
Цель усечений – избежать нарушения каких-либо законов морфологии, а именно: