Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:24, реферат
В лингвистической науке сам термин словообразование неоднозначен. Им принято называть разные лингвистические явления. Под словообразованием понимается проще всего
процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.
Постфиксы
Постфиксы – служебные морфемы,
которые находятся после
Постфиксы то, либо, нибудь обладают только СО значением. Они образуют неопределенные местоимения и наречия.
Постфикс ся выступает в двух функциях:
Постфикс те употребляется только в формообразующей функции: форма мн ч повел накл. Эти постфиксы присоединяются к формам настоящего и будущего времени для выражения мн числа побуждения, ех: едемте.
Постфиксы таки, ка присоединяются к словам или их формам, сообщая или дополняя оттенки, обычно выражаемые частицами, ех: опять-таки, поработай-ка.
Постфиксы в русском языке могут называться агглютинативными аффиксами. Они однозначно и последовательно присоединяются к основе.
Интерфиксы
Не все вычленяемые в составе слова элементы обладают значением. К частям слова, которые не имеют ни словообразовательного, ни грамматического значения относятся:
Т.о. данные части слова не обладают существенным признаком морфемы, они не имеют значения. В строгом смысле слова, их нельзя назвать морфемами. В составе слова они образуют строевую роль, используются как соединительные элементы между частями. Отсюда их общее название – интерфиксы. Об отсутствии значения у интерфиксов свидетельствуют случаи, когда одно и то же СО значение в одних производных выражается без интерфиксов, а в других – с их помощью, ех: дорожный - шоссейный, казанский – ялтинский, апрельский – мартовский.
Один и то же интерфикс легко используется для присоединения различных суффиксов к одной и той же производящей основе, ех: король – королевич – королевна – королевство, прядильщик – прядильня – прядильный.
Интерфиксы – это морфологические средства, которые облегчают условия сочетаемости со аффиксов с производящими основами и тем самым способствует расширению словообразовательной базы русского языка. Ех, основы неизменяемых существительных, оканчивающиеся на гласный, ех: кофе-й-ный; или глагольные основы на гласный: к ним добавляется л – стиральный, скиталец.
Возникновение интерфиксов связано с необходимостью преодоления определенных морфологических препятствий в СО, устранения нежелательных фонемных сочетаний на морфемном шве, с необходимостью создания благоприятных морфологических условий для сочетания производящих основ и СО аффиксов. Ех: республиканский, опкомовский, нищенский, европейский.
Унификсы
У значительной части русских слов (>200) вычленяются уникальные элементы, т.е. такие части, морфемы, которые ни в одном другом слове больше не встречаются. Они называются унификсами, ех: попадья, детвора, почтамт, почтальон, дубликат, француз, жених, цитата, крольчиха, ва-банк, стеклярус, флотилия, клейстер, чертеж, свинтус, выкрутасы, скупердяй.
Уникальные элементы в структуре слова занимают обычно позицию суффиксов, однако они не обладают важнейшим свойством морфемы – повторяемостью. Тем не менее слова с уникальными элементами воспринимаются как производные слова, т.к. у них повторяются корни. Повторяемость корня обеспечивает смысловую определенность и ясность, т.е. их четкую семантическую членимость. Со временем из некоторых уникальных элементов формируются полноценные морфемы, ех: первоначально в слове ипподром выделялся корень ИППО и ДРОМ как уникальный элемент, сейчас же: аэродром, космодром; олимпиада – спартакиада, универсиада.
Аффиксоиды
Термином аффиксоид
Ех: вод – овощевод, оленевод – это уже не корень, но еще не аффикс; краевед - музыковед, водомер – парфюмер, водомет – миномет, молоковоз, камнерез – стеклорез, корнеед – муравьед.
Каждый аффиксоид формирует вполне самостоятельный, достаточно обширный и весьма продуктивный СО тип. В этом Аффиксоиды очень близки к аффиксам, ех: слова пушкиновед и китаевед синонимы пушкиниста и китаиста, садовник и садовод (натяжка).
Эти примеры свидетельствуют о функциональной и семантической близости аффиксоидов к аффиксам. Выполняя функцию аффиксов, Аффиксоиды не утрачивают своих смысловых связей с однокоренными словами, ех: рез – резать, резко, резчик, резной.
Аффиксоиды делятся на 2 группы:
Суффиксоиды и префиксоиды близки к компонентам сложных слов. Они присоединяются к производящей основе при помощи соединительных гласных, поэтому некоторые дериватологи не считают необходимостью выделять эти морфемы. Другие же считают, что данные элементы уже нельзя называть корневыми морфемами.
Ех: саблезубый, женоподобный.
Конфиксы
Конфикс (= циркумфикс) – единая двухэлементная СО морфема. В процессе словопроизводства она осложняет производящую основу одновременно в пре- и постпозиции. Понятие конфиксального способа СО в русскую дериватологию, в ее научный оборот ввел профессор В.М. Марков. Ех: подснежник, подоконник, бездомный, обезводить, по-весеннему, слева. Это конфиксальный способ СО.
В Грамматике-80 и у других ученых данный способ называется префиксально-суффиксальным. Конфиксальный способ СО широко представлен во всех знаменательных частях речи.
Существительные: ошейник, нагрудник, перелесок, попутчик, сокурсник, намордник, неразбериха, антинакипин, взморье, Закавказье, безлюдье, проселок, подземелье.
Прилагательные: настольный, бездомный, прибрежный, безвинный, внутривенный, околоземный, невозвратимый, непобедимый, безрезультатный.
Глаголы: выяснить, проредить, наполнить, осиротить, обескрылить (обес-и), повизгивать, заслушаться.
Наречия: по-деловому, по-дружески, поровну, вручную, втихую, насухо, вчетвером, мало-помалу.
В русском языке существуют трехаффиксальные СО типы, которые противоречат теории конфиксации. Это возвратные глаголы: посчастливиться, расщедриться, переговариваться, ухитриться, обанкротиться, прослезиться.
Основной аргумент, приводимый в качестве доказательства существования конфиксов – это одновременное присоединение его частей к производящей основе, ех: под-окон-ник.
Формальная особенность
Т.о. с т.з. критиков конфиксации на морфемном уровне налицо самостоятельность каждого элемента конфикса, поэтому их следует назвать морфемными сочетаниями, т.к. они состоят из отдельных морфем. А на СО уровне конфиксы представляют собой единый комплекс, присоединяющийся к производной основе или слову. На этом уровне конфиксы являются СО формантом. С т.з. казанских дериватологов, конфикс – это единое СО средство и единая морфема.
Словообразовательная структура слова в русском языке
Все производные слова в русском языке независимо от морфемного состава включают в себя 2 основных элемента: словообразовательную базу и словообразовательные средства.
СО база (=мотивирующая база, производящая основа, мотивирующая основа)
Производное слово = мотивированное слово
В русском языке в качестве СО базу может быть использовано целое слово (простое или сложное), основа слова (полная или усеченная), сочетание нескольких слов или основ. Ех: неправда, списать – целое слово; неправдоподобный, неплатежеспособный - целое сложное слово; бедняк – полная основа; глубина - усеченная основа; железнодорожник – сочетание полных основ; льноволокно – сочетание слов.
СО формантом называется формальное материально выраженное средство, с помощью которого образовано производное слово. Другими словами, определенная часть производного слова, отсутствующая в производящей базе.
В СРЯ в качестве словообразовательного форманта может выступать отдельная служебная морфема, ех: префикс – поднести, суффикс – лесной, постфикс – стучаться, флексия – золотой, конфиксы – дождаться, безрукий, брататься, осмелиться.
По мнению некоторых ученых, к
СО средствам следует отнести
также и морфологические
СО структура производного слова в самом общем виде может быть определена как взаимосвязь двух основных структурных элементов слова, а именно: СО базы и СО форманта.
При СО анализе производной лексики необходимо учитывать не только внешние формальные особенности составляющих их компонентов, но и семантические взаимоотношения между ними, которые определяют внутреннее содержание производного слова, его семантику.
СО значение – это обобщенное категориальное значение производных слов определенной СО структуры, которые устанавливаются на основании семантического соотношения производных основ с соответствующими производящими. Ех: молоко – молочник – кто торгует молоком, сосуд для молока; сливочник, салатник (салатница), кофейник, чайник, сахарница, солонка. То есть название сосуда по помещаемому в нем предмету, веществу.
Среди СО значений принято различать основные, общие значения и более узкие, частные значения, выделяемые в рамках основного.
Основные значения характеризуются высокой степенью обобщенности, а частные являются более конкретными и относятся к общим как родовые. Ех: наименование лиц по действию (учитель, гитарист, велосипедист, машинист, стрелок) – лицо по профессии (учитель, тракторист). Следует отличать СО и лексические значения слов. Лексическое значение присуще одному слову, а СО значения характерны для целых групп, рядов, категорий производных слов, однородных в структурном отношении и построенных по определенным СО моделям. Ех: железо – железный, медь – медный, чугун – чугунный – сделанный, изготовлены из того, что названо производящей основой.
Словообразовательная и морфемная структуры слова
СО и морфемная структуры слова тесно взаимосвязаны. Значительная часть производных слов русского языка характеризуется соотносительной СО и морфемной структурой, т.е. они совпадают, ех: моряк, танкист, соавтор, выписать. А данных примерах корневая морфема представляет собой основу производящего слова, т.е. является СО базой соответствующего производного, поэтому СО структура = морфемной.
Часто СО и морфемная структуры слова существенно различаются. Это имеет место в тех случаях, когда основа производного слова состоит из двух и более морфем, ех: учи-тель – учи-тель-ств-о, но учитель-ство; ус-ат-еньк-ий – усат-енький; взлететь – взлет, уколоть – укол.