Сказка как отражение цельности человеческого бытия в прозе Д.Р.Р.Толкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:38, реферат

Описание работы

"Мир Толкина" - одно из самых расхожих понятий, употребляемых каждым, кто говорит или пишет о замечательном английском писателе Джоне Рональде Руэле Толкине (1892-1973). Оно появилось сразу же, как только в середине 50-х гг. увидел свет роман "Властелин Колец", и определяло в основном необычность романной реальности, ее фантастичность и вместе с тем конкретность. Через несколько лет, в бурные шестидесятые, когда студенческая молодежь занимала университетские городки, выплескивалась на улицы в маршах протеста, стремясь заявить о себе. одним из ее лозунгов было: "Гэндальфа в президенты!" Романная реальность смешивалась с повседневностью, и уже все вместе становилось "миром Толкина".

Содержание

Введение 3
1. Джон Рональд Руэл Толкин. История жизни профессора 4
2. Фэнтази. Новое течение в литературе XX века 10
3. Средиземье и его обитатели 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Сказка как отражение.docx

— 50.00 Кб (Скачать)

     Героем  Фродо Бэггинс становится, когда  бесстрашно идет навстречу опасности; личностью - когда осознает всю меру ответственности, взваленной на плечи. А вот Человеком - в момент принятия решения уничтожить Кольцо, не дать этой ответственности превратиться в своего рода индульгенцию на отпущение  будущих грехов. Мораль "лес рубят - щепки летят" не для Фродо, хотя он ясно отдает себе отчет в том, что зло проистекает не от действия (пусть и ошибочного) самого по себе, а скорее от последующих оправданий вроде этих пресловутых "щепок"...

     Вот о чем заставляет задуматься эта  длинная сказочная история. Она  словно аккумулировала в себе один из больных вопросов века: не "что  делать?", а "как делать?" Как  делать - чтобы было нравственно, чтобы  не краснеть за содеянное и чтобы  выходило в результате то, что задумывалось.

     В конце концов, Фродо выполняет  свою миссию и возвращается домой. Возвращение  это грустное: вместе с волшебной  силой Колец уходит из Средиземья всякое волшебство вообще, доброе и  злое. Меняется, уходя в легенду, в небытие, и само Средиземье, а  на "исторической" сцене появляются новые персонажи: люди. И эта символическая  передача "нравственной эстафеты" от сказочных толкинских героев к  нам, людям, по всей видимости, не случайна. Сама сказка Толкина разбивая, невидимые  жанровые барьеры, стремительно шагнула  в сегодняшнюю жизнь.

 

Заключение

      Для современного человека, живущего в  мире, где доминируют понятия относительности, непредсказуемости и даже непознаваемости  всего сущего, оказались необычайно привлекательными старые как мир  истины. Своеобразие творчества Джона  Рональда Руэла Толкина в том, что он не только повторил эти истины, но на страницах своих произведений сотворил действительность, где эти  истины непреложны и реальны.

     Толкин  создал вымышленную расу, соединившую  в себе близость к человеку и природе, современному быту и мифологической древности. Хоббиты - это, прежде всего, живое, начальная субстанция жизни  и её резерв. Это жизнь, одухотворённая ровно настолько, чтобы пребывать  в промежуточном состоянии между  развитием и покоем.

     Не "бегству" из этого мира в мир  фантазии посвящены книги Толкина, не поискам более просторной или  уютной камеры в "тюрьме человеческого  сознания", если воспользоваться  его собственным образом, - он просто ломает стены тюрьмы, воздвигнутой самим же сознанием. И, свободный  и сильный, оказывается в прекрасном, волшебном, непостижимом мире, куда более  сложном, чем тот его уголок, который  мы привычно называем реальностью. Говорят, жить в нём интересно и радостно (хотя и совсем непросто). Что ж, ключ от тюрьмы у нас в руках...

     Бесконечно  жаль, что мы не получили эту книгу  поколением раньше, - может быть, сегодняшняя  жизнь чаще окрашивалась бы зеленым  цветом надежды. Но и сегодня она  необходима. Слишком долго писатели и историки пели хвалы черным властителям; всего год-другой, как мы вспомнили  о жалости и милосердии; еще  не начали толком понимать, что без  добросердечия наш мир просто не выживет. Учебники доброты нужны  детям больше, чем учебники арифметики, - чересчур много колец власти прижилось  к рукам, мы обязаны уберечь от них хотя бы следующие поколения. 

     ...Последнее  фото писателя сделано незадолго  до смерти. 9 августа 1973 года. Старый  профессор одной рукой опирается  на трость, а другой держится  за богатырский ствол огромной "черной сосны" (это одна  из диковинок оксфордского Ботанического  сада, по свидетельствам знавших  Толкина - любимое дерево писателя). Ствол действительно могуч - под  такими деревьями сиживали странствующие  рыцари, отдыхая после схваток  с драконами, а путешественники  рассказывали случайным попутчикам  легенды и предания былых времен. И кажется при взгляде на  фотографию, что, коснувшись рукой  исполинского дерева, старик Толкин  сам ушел в сказку, которую  когда-то придумал.

     И не старомодный пиджак с вязаным  жилетом на нем, а грубый дорожный плащ с капюшоном. А в руках  вместо изящной палочки с закругленной ручкой - увесистый сучковатый посох. Старый добрый волшебник, неутомимый бродяга  Гэндальф остановился в тени могучего дерева, чтобы передохнуть, собраться  с силами. Много пройдено за день, а впереди еще - долгий путь…

     Добрые  волшебники живут долго. 

 

       Список  использованной литературы

 
  1. Хамфри  Карпентер. Джон Р.Р. Толкин. Биография. – Классика, 2002г.
  2. C. Алексеев. Джон Рональд Руэл Толкин. Жизнь и легенды. Опубликовано в журнале "Знание-Сила", № 9, 1997.
  3. Е. Апенко Мир Толкина. Опубликовано в "Хоббит, или Туда и Обратно", - СПб.: Терра - Азбука, 1995.
  4. В.Гаков. Сказка-жизнь профессора Толкина. Опубликовано в журнале: Детская литература. - 1983. - № 7. - С. 30-35.
  5. В.К. Олейник. Жанр фэнтези в литературе XX века.
  6. Н. Григорьева. О законах волшебного мира. Опубликовано в сборнике "Московский хоббит", 1988.
  7. А. Зеркалов. Три цвета Джона Толкина. О трилогии "Властелин Колец". Опубликовано в журнале "Знание-Сила", № 11, 1989.
  8. Дж.Р.Р.Толкин Полная история Средиземья. – М.:АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2008.

Информация о работе Сказка как отражение цельности человеческого бытия в прозе Д.Р.Р.Толкина