Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:38, реферат
"Мир Толкина" - одно из самых расхожих понятий, употребляемых каждым, кто говорит или пишет о замечательном английском писателе Джоне Рональде Руэле Толкине (1892-1973). Оно появилось сразу же, как только в середине 50-х гг. увидел свет роман "Властелин Колец", и определяло в основном необычность романной реальности, ее фантастичность и вместе с тем конкретность. Через несколько лет, в бурные шестидесятые, когда студенческая молодежь занимала университетские городки, выплескивалась на улицы в маршах протеста, стремясь заявить о себе. одним из ее лозунгов было: "Гэндальфа в президенты!" Романная реальность смешивалась с повседневностью, и уже все вместе становилось "миром Толкина".
Введение 3
1. Джон Рональд Руэл Толкин. История жизни профессора 4
2. Фэнтази. Новое течение в литературе XX века 10
3. Средиземье и его обитатели 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Книга была принята к печати и вышла в 1938 году. Она настолько хорошо была встречена публикой, что восторженный издатель после выпуска дополнительного тиража стал умолять о продолжении - и чтоб непременно о хоббитах.
Толкин дал себя уговорить (не сразу) и принялся за работу, не имея никакого ясного плана, о чем же могут быть дальнейшие приключения хоббитов. Работал он ужасающе медленно. Не будем забывать, это было для него побочной работой, строго говоря, даже не работой. По договору с издательством он не получал никакого гонорара в случае, если книга не окупала расходы. Зато в случае хорошей продажи чистый доход делился пополам, и автор бестселлера мог рассчитывать на сумму, значительно превышающую обычную. Но до этого было еще семнадцать лет. Ровно столько писался и издавался "Властелин Колец".
Первая часть книги была выпущена в 1954 году, вторая и третья - с задержками в девять месяцев, отзывы были благоприятными. Очень скоро вышло второе издание, последовали переводы на другие языки. Но главный труд жизни Толкина "Сильмариллион" так и не был закончен. Его подготовил к изданию младший сын Толкина Кристофер. Толкин умер в 1973 году. Двумя годами раньше умерла Эдит.
Еще
при жизни профессор
Жанровая природа "фэнтези" восходит к миру средневековых легенд, эпических сказаний и мифологии. Само слово "фэнтези" в переводе с английского обозначает фантазию, вымысел, сказку. Появлению этого специфического жанра в литературе XX века содействовал ряд тенденций развития западной цивилизации. Основная подоплека восходила к спору о человеке и человеческой природе.
Вульгарный
материализм, позитивизм и другие сциентические
философские концепции
В
литературе человек всегда был основным
предметом внимания. Поэтому не случаен
тот всплеск интереса к внутренней
жизни человеческой души в различных
литературных направлениях и течениях
начала века. Однако раскрытие свойств
и качеств отчужденного индивида
европейской цивилизации отнюдь
не являло на всеобщее обозрение идеальный
образец. Скорее это был кафкианский
мирок духовной скудости. "Естественный
человек" уже давно отошел в
область преданий и был достаточно
мифологизирован еще в эпоху
романтизма. Научная фантастика в
качестве основного конфликта времени
выдвинула столкновение человека с
машиной и анализировала
Мир фантазии изначально возникал как параллельный обыденному бытию человечества. Так появились Средиземье Толкина, Нарния Клайва Льюиса, Земноморье Урсулы Ле Гуин... Обитатели этих миров или человек, в них попадающий, оказываются в предельно сложных ситуациях, требующих не только совершения мужественных действий и героических поступков, но, прежде всего, жесткого нравственного выбора. В этих книгах было возможно все - волшебники, драконы, магические кольца, оборотни и ведьмы, коридоры во времени и пространстве, т. е. весь арсенал волшебных сказок и древних легенд. Однако при всем полете воображения в этом трансформированном мифе неизменным было одно - человек должен оставаться самим собой. Более того, нравственная ситуация всегда требовала использования от героя своих лучших духовных качеств. Она была своеобразным экзаменом на звание Человека. Как и в старых сказках, добро побеждало, но одерживало верх именно как добро, без малейших уступок и компромиссов. Даже самая благородная цель здесь не оправдывала безнравственные средства. Основная задача "фэнтези" состояла в утверждении гармонии внутри человека, в победе над самим собой. Судя по популярности жанра, поставленная цель во многом достигнута. Дело остается за конкретным читателем.
Открыть волшебную страну, граничащую с миром людей, можно лишь пристально вчитываясь между строк хроник и эпических песен, сказок и легенд. Именно так возникла в сознании Толкина сказочная страна Валинор, где живут божества, участвовавшие в творении мира. Вслед за ней, профессор, подобно богу, создавал свой Срединный Мир - Средиземье. И заселял его бессмертными эльфами, людьми, гномами, орками, хоббитами. Существенной частью Средиземья стала его этимология и языки. Они придают фантазии реальность существования, материализуют ее. История Средиземья насчитывает шесть с половиной тысячелетий. У этой страны своя география, геология, политика, культура, религии. Все вместе они создают мир, где происходят действия "Хоббита", "Властелина Колец", "Сильмариллиона".
Интересна этимология этого слова. "Хоббит" возник от сращения двух слов - латинского ho(mo), "человек", и английского (ra)bbit, "кролик". Так, по крайней мере, считает лучший переводчик Толкина - В. Муравьев.
От привычной сказки повесть "Хоббит, или Туда и обратно" отличается предельной конкретизацией событий и персонажей. Но главное отличие - роль автора. Он не только ведет события, но и насыщает их эмоциональной оценкой. Он снижает иронией героизм до быта. Так, Бильбо совершает ряд подвигов со страху. Успех в других деяниях ему обеспечен за счет обывательской смекалки и житейской рассудительности, напрочь отсутствовавших в героическом эпосе. Полученное в пещерах гоблинов волшебное кольцо, делающее его владельца невидимым, Бильбо использует с хозяйской деловитостью и расчетливостью. Кольцо не меняет основы натуры хоббита и не манит на "великие дела". Точно так же он распоряжается и своей долей добытого золота. Пережив ряд забавных и опасных приключений, Бильбо возвращается домой практически неизменившимся (если не считать обретенный опыт и впечатления). Веселая сказка стала предысторией трилогии "Властелин Колец".
Однако перед этим состоялось объяснение Толкина с читателями по поводу специфики его творчества. В 1938 году в университете святого Эндрюса он прочитал лекцию "О волшебных сказках", легшую в основу одноименного эссе. Особенностью волшебных сказок (историй) он считал сотворение вторичного мира с помощью фантазии (воображения). Вторичный мир (волшебная страна) обладает при этом овеществленной конкретностью - это абсолютное условие. Иначе собственно сказка ("фэнтези") может оказаться притчей или философской аллегорией, т.е. просто принадлежать к другому жанру, Толкин отстаивает жанровую самостоятельность "фэнтези" как явления литературы. Он выделял три основные функции волшебной сказки: восстановление душевного равновесия, бегство от действительности и счастливый конец (утешение). Восстановление душевного равновесия помогает человеку избавиться от стереотипов общественного мышления и увидеть вещи вокруг себя такими, какие они есть. Фактически, это - возвращение к ясности видения цельного сознания индивида. Следующее за ним бегство от действительности дает освобождение от пут механической цивилизации, в которой нет места естественности, поэзии и сказке. Счастливым концом он называл способность вызывать просветление человеческой души, ее очищение в процессе соприкосновения со сказкой и соучастии в фантазии. Изложив в эссе основы своей мифопоэтики, Толкин в своем творчестве на практике реализовывал собственные идеи. Вершиной его творчества стала трилогия "Властелин Колец": "Братство Кольца", "Две крепости", "Возвращение короля" (1954-1955).
После успеха "Хоббита" издатели и читатели требовали продолжения. Для самого Толкина дальнейшая работа была скорее не продолжением, а погружением в сотворенный им мир. В похождениях Бильбо, в деталях его странствий и приключений были заложены зерна новых историй. Сам автор писал в предисловии: "Это повествование складывалось постепенно, пока не превратилось в историю Великой Войны Кольца – причем охватывает оно не только свое время, но и другие времена, ему предшествовавшие. Идея возникла вскоре после того, как был написан «Хоббит», опубликованный в 1937 году; но воплощать ее я не спешил, ибо желал прежде завершить и придать стройный, упорядоченный вид мифологии Древнейших Дней, которая в течение уже нескольких лет стремилась обрести законченную форму. Завершить работу над мифологией мне хотелось ради собственного удовлетворения – надежды заинтересовать этим сводом преданий кого-либо еще было мало, тем паче что истоки моей мифологии лежали в лингвистике и что создавалась она, дабы обеспечить «необходимый» фон для истории эльфийских языков. …
Что же касается «морали» или «скрытого смысла», в намерения автора не входило вкладывать в текст что-либо подобное. «Властелин Колец» - не аллегория и не историческая хроника. По мере развития сюжета повествование пускало корни (в прошлое) и ветвилось самым причудливым, самым неожиданным образом, но смысл был заложен изначально – образом Единого Кольца и той историей, которая была заложена в «Хоббите». Важнейшую из глав, «Тень прошлого», я написал в самом начале, задолго до того, как наступил 1939 год и стало ясно – нам грозит страшная, неотвратимая беда; события в окружающем нас мире никоим образом не повлияли на сюжет «Властелина колец»: замысел книги возник, еще когда о войне никто не думал. Если бы, паче чаяния, войны не было, сюжет трилогии в основном остался бы точно таким же, каков он есть."
О чем же там идет речь, в этой книге? Попробуй ответь...
О героическом путешествии, сказочной "одиссее", богатой приключениями? О мире Средиземья (так, отталкиваясь от скандинавского Midgard, назвал Толкин воображаемую страну)? О маленьком человеке, простом "винтике" судьбы, ее же волею вознесенном к "рычагам", управляющим мирозданием? О коррумпирующей сущности Власти или о Власти, низвергнутой с трона? О вечной философской битве Добра и Зла или о более "приземленной" моральной ответственности за совершенное деяние?
В какой-то мере, да - обо всем этом. Но и о многом другом. Фантазия, мифопоэтика, аллегория, эпос, символическая проза - а также романтическая, религиозно-назидательная, просто сказочная. Называйте как хотите - все будет верно.
Это
не преувеличение. Адекватного
Осознание своего места в жизни, переход от позиции "хаты с краю" (все хоббиты в какой-то мере "обыватели", а никакие не борцы за идею!) к ощущению, что ты "за все в ответе", происходит постепенно. Продвигаясь по тексту трилогии, страница за страницей, глава за главой, читатель вместе с Фродо как бы взбирается в гору. Горизонт - все дальше, перспектива - все шире: и вот уже можно охватить взором все, о чем бесстрастно написано в приложениях: Мир и Историю, творящуюся в нем.
И в проблему "личности в истории" читатель тоже погружается постепенно. Шаг за шагом, спотыкаясь вместе с Фродо о нравственные "кочки", вновь вставая на ноги, блуждая по лабиринтам и все-таки находя свой путь в потемках. Узнавая новое, теряя иллюзии, беспечность и друзей и платя сполна за все вновь узнанное... Именно так - как в жизни, а не в сказках.
Эти-то
подчеркнутые всем художественным строем
книги постепенность и
Обычный человек, вовлеченный в самый эпицентр глобальных событий, добровольно (хотя и не сразу осознанно) взваливший на свои плечи тяжкое бремя ответственности за весь мир вокруг и мысленно готовый платить, когда пробьет час, цену этой ответственности... - нет, только в наш, сложный и грешный XX век можно было сочинить такую "сказку"! В век, когда происходили события поистине удивительные: огромные массы самых ординарных людей вдруг являли чудеса героизма, и наоборот, из маленьких, ничем не примечательных "винтиков" вырастали фюреры всех мастей. В век, когда от каждого живущего в значительной степени стала зависеть судьба всех.
Информация о работе Сказка как отражение цельности человеческого бытия в прозе Д.Р.Р.Толкина