Система работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по методике развития детской речи.docx

— 29.58 Кб (Скачать)

Вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны  между собой. Эти отношения определяются объективно существующими связями  между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок  правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Вместе с тем центральной, ведущей  задачей является развитие связной  речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется  основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение  с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает  взаимосвязь умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического  строя, фонетической стороны. В ней  проявляются все достижения ребенка  в овладении родным языком.

Знание педагогом содержания задач  имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Методические принципы развития речи

Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику  обучения родной речи, дополняют систему  общедидактических принципов и  взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и  активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают  также во взаимосвязи друг с другом (Л. П. Федоренко). Проблема принципов  обучения родному языку мало разработана. Методисты подходят к ней с  разных позиций и в связи с этим называют разные принципы.

Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам  речевого развития детей и опыта  работы детских садов мы выделим  следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного  и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием  окружающего мира. Речь опирается  на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в  единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных  и мыслительных процессов. Необходимо обогащать сознание детей представлениями  и понятиями об окружающем мире, развивать их речь необходимо на основе развития содержательной стороны мышления. Формирование речи осуществляется в  определенной последовательности с  учетом особенностей мышления: от конкретных значений к более абстрактным; от простых структур к более сложным. Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Следование этому принципу обязывает  педагога широко привлекать наглядные  средства обучения, использовать такие  методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

Принцип коммуникативно-деятельностного  подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании  речи как деятельности, заключающейся  в использовании языка для  коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду –  развития речи как средства общения  и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

Настоящий принцип является одним  из главных, поскольку определяет стратегию  всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей  как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности. Специально организованные занятия также должны проводиться с учетом этого принципа. Это значит, что и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.

Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье –  это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного  восприятия речи и использования  в собственных высказываниях  сходных форм у ребенка на подсознательном  уровне формируются аналогии, а затем  он усваивает и закономерности. Дети начинают все более свободно пользоваться формами языка применительно  к новому материалу, комбинировать  элементы языка в соответствии с  его законами, хотя и не осознают их.

Здесь проявляется способность  запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в  постоянно меняющихся ситуациях  речевого общения. Данную способность  следует развивать. Например, по мнению Д. Б. Эльконина, должна поддерживаться стихийно возникающая ориентировка в звуковой форме языка. В противном  случае она, «выполнив в минимальной  степени свою функцию, необходимую  для овладения грамматическим строем, свертывается и перестает развиваться». Ребенок постепенно теряет свою особую языковую «одаренность». Нужно всемерно поощрять различные упражнения в  форме игрового манипулирования  словами, на первый взгляд кажущиеся  бессмысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл. В них  ребенок имеет возможность развивать  свое восприятие языковой действительности. С развитием «чувства языка» связано  формирование языковых обобщений.

Принцип формирования элементарного  осознания явлений языка. Этот принцип  основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и  неосознанное обобщение явлений  языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать  новые высказывания. Поскольку задачей  обучения является формирование навыков  общения, а любое общение предполагает способность создавать новые  высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.

Простого механического повторения и накопления отдельных языковых форм недостаточно для их усвоения. Исследователи детской речи считают, что следует организовать процесс  познания ребенком самой языковой действительности. В центре обучения должно быть формирование осознания явлений языка. А. А. Леонтьев выделяет три способа осознания, которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

Принцип взаимосвязи работы над  различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком  построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в  их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических  целях выделенные, но взаимосвязанные  части одного целого – процесса овладения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над  лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.

Принцип обогащения мотивации речевой  деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой  деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов  речевой деятельности детей в  процессе обучения имеет большое  значение. В повседневном общении  мотивы определяются естественными  потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании  и поддержке. В процессе занятий  нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность  речи: педагог предлагает ребенку  ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность  это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация  речи повышает результативность занятий. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации  для каждого действия ребенка  в процессе обучения, а также организация  ситуаций, вызывающих потребность в  общении. При этом следует учитывать  возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка  приемы, стимулирующие их речевую  активность и способствующие развитию творческих речевых умений.

Принцип обеспечения активной речевой  практики. Свое выражение этот принцип  находит в том, что язык усваивается  в процессе его употребления, речевой  практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность  употребления языковых средств в  меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и  слушание, восприятие речи. Поэтому  важно приучать детей к активному  восприятию и пониманию речи педагога. На занятиях следует использовать различные  факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей: эмоционально-положительный  фон; субъект-субъектное общение; индивидуально направленные приемы: широкое использование наглядного материала, игровых приемов; смена видов деятельности; задания, обращенные к личному опыту, и др.

Следование этому принципу обязывает  создавать условия для широкой  речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности.

Литература

Развитие  речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному  языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.


Информация о работе Система работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении