Система работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по методике развития детской речи.docx

— 29.58 Кб (Скачать)

Контрольная работа по методике развития детской речи студентки 3 курса ОЗО группы 304

Лахтачёвой  Ольги Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:

Система работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место работы: МДОУ ЦРР Детский  сад 31

Номер телефона: рабочий 280-47-41

 Тема: Система работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении

План:

  1. Цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей дошкольного возраста.
  2. Задачи развития речи, их психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование; характеристика задач.
  3. Методические принципы развития речи детей дошкольного возраста:
    • Взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
    • Развития языкового чутья («чувство языка»)
    • Формирования элементарного осознания явлений языка;
    • Взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования;
    • Обогащения мотивации речевой деятельности;
    • Обеспечения активной речевой практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель и задачи развития речи детей

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку  детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с  окружающими на основе овладения  литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной  из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи.

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно  говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми  в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности. В конце 60-х гг. в понятии «культура  речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную  целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев). Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла.

Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению  к дошкольному возрасту, более  того, он обнаруживается при анализе  современных программ детского сада, методической литературы по проблемам  речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной  речи, свободного и уместного использования  языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к  старшему дошкольному возрасту, дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.

Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного  возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит  из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры  языка и его единиц, а также  уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних  лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Представим наглядно вычленение задач  речевого развития детей.

Основные единицы языка 

Формы речевого общения

Задачи развития речи

Слово

 

1 Развитие словаря 

Звук 

 

2 Воспитание звуковой культуры  речи 

Словоформа 
Словосочетание 
Предложение

 

3 Формирование грамматического строя  речи 

Текст

Диалог  
Монолог

4 Развитие связной речи  
а) формирование диалогической (разговорной) речи,  
б) формирование монологической речи


Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком.

1.      Развитие словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку  слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и  явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают  слова, необходимые для их жизнедеятельности  и общения с окружающими.

Главное в развитии детского словаря  – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой  происходит общение.

Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с  окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы  дети освоили сочетаемость слова, его  ассоциативные связи (семантическое  поле) с другими словами, особенности  употребления в речи. В современной  методике большое значение придается  развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять  многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над  лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная  работа теснейшим образом связана  с развитием диалогической и  монологической речи.

2.      Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному  звукопроизношению; воспитание орфоэпической  правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон  речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку  четкой дикции. Большое внимание уделяется  культуре речевого поведения. Воспитатель  учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение  четким и правильным произношением  должно быть завершено в детском  саду (к пяти годам).

3.      Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя  представляет большую сложность  для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются  условия для освоения трудных  грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных  синтаксических конструкций. Важно  добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной  речи.

4.      Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного  возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить  детей диалогической речи, если они  овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать  в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Не менее важно и то, что  в диалогической речи развиваются  умения, необходимые для более  сложной формы общения – монолога..

б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные  высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах  связи внутри его.

5.      Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте.

«В подготовительной к школе  группе речь впервые становится для  детей предметом изучения. Воспитатель  развивает у них отношение  к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу  слов». Детей учат также производить  слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это  способствует формированию нового отношения  к речи. Предметом осознания детей становится речь.

Но осознание речи связано не только с подготовкой к обучению грамоте. Ф. А. Сохин отмечал, что  работа, направленная на элементарное осознание звуков речи, слов, начинается задолго до подготовительной к школе  группы. При обучении правильному  звукопроизношению, развитии фонематического  слуха детям даются задания вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в  нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова  с заданным звуком. В процессе словарной  работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слова с противоположным  значением), синонимов (слова, близкие  по значению), отыскивают определения  и сравнения в текстах художественных произведений. Причем важным моментом является употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук». Это позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука. В дальнейшем при подготовке к обучению грамоте «эти представления углубляются, так как ребенок вычленяет слово и звук именно как единицы речи, имеет возможность «услышать» их отдельность в составе целого предложения, слова.

Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над  языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве  со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

В соответствии с традициями отечественной  методики в круг задач развития речи включается еще одна задача – ознакомление с художественной литературой, не являющаяся речевой в собственном смысле слова. Скорее ее можно рассматривать  как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и  усвоения языка в его эстетической функции. Художественное слово оказывает  огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством  обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой  обогащается словарь, развиваются  образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому  важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному  слову.

Информация о работе Система работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении