Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:08, контрольная работа
Поэма “Мертвые души” – самое значительное произведение Н.В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе. Её новаторская суть состоит, прежде всего, в том, что отдельные стороны русской жизни, с такой резкостью обрисованные Гоголем ранее, соединены им теперь в огромное реалистическое полотно, на котором запечатлен облик всей губернского города до Петербурга.
I. Вступление
II. Основная часть
1. “ Мертвые души” – “ крик ужаса и стыда”
а) актуальность произведения
б) история создания поэмы
в) “ помещичий мир” – его падение и разложение
2. Галерея портретов:
а) Бесхозяйственный Манилов
б) “дубинноголовая “ Коробочка
в) “рыцарь кутежа” Ноздрёв
г) “чертов кулак” Собакевич
д) “прореха на человечестве” Плюшкин
е) общие черты помещиков
3. Образ “приобретателя” Чичикова
а) наставление отца: “Копи копеечку”
б) “Мертвая душа ”Чичикова
в) смех – обличение автора
4. ”Царство мертвых” выдающее себя за “ царство живых “
5. Вера в иную Россию
6. “Легче полюбить, чем понять…”
III. Заключение
IV. Библиография
Великий критик Белинский сказал: “Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность очами реалиста, и если к этому присоединить его глубокий юмор и его бесконечную иронию, то будет ясно, почему ему ещё долго не быть понятным.
Обществу легче полюбить его, чем понять….” 14
14. В.Г.Белинский. Полное собрание сочинений, т. II,стр.212– 213.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аненский И.Ф. Эстетика «Мертвых душ» и ее наследие // Книги отражений. М., 1979 г.
2. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя // Полное собрание сочинений. М., 1953 г.
3. Гоголь в воспоминаниях современников. М., ГИХЛ, 1952 г.
4. Гоголь Н.В. Гоголь о литературе.– М.,1952 г.
5. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя.– М. ; JT. : Гослитиздат, 1959 г.
6. Гус М. Живая Россия и Мёртвые души. – Москва,1981 г.
7. Кожинов В.В. Поэма Гоголя // Литература в школе,1995 г.
8. Манн Ю. В поисках живой души. – Москва,1987 г.
9. Писарев Д.И. Сочинения, изд. 5, т. I. СПб.,1987 г.
10. Полное собрание сочинений и писем []. Т.6 / А. И. Герцен ; ред. М. Н. Лемке. - Петроград : Лит.-Изд. Отд. Нар. Комиссариата по Просвещению, 1919
11. Современный словарь – справочник по литературе. Москва 1999 г.
12.Тарасенков А.Т. Последние дни жизни Гоголя // Изд. 2– е, дополненное по рукописи. – М., 1902 г.
Вступление
«Я не совращался со своего пути. Я шел тою же дорогою. Предмет у меня всегда был один и тот же: предмет у меня был — жизнь, а не что другое. Жизнь я преследовал в ее действительности, а не в мечтах воображения».1
Н.В. Гоголь – писатель, чье творчество по праву вошло в классику русской литературы. Гоголь является писателем- реалистом, но связь искусства и реальности у него усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершено новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И рядовое событие обретает зловещую, странную окраску. «Дорого русскому сердцу, — горячо писал Писарев, — имя Гоголя; Гоголь был первым нашим народным, исключительно русским поэтом; никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера, никто так поразительно верно не изображал русского общества; лучшие современные деятели нашей литературы могут быть названы последователями Гоголя; на всех их произведениях лежит печать его влияния, следы которого еще долго, вероятно, останутся на русской словесности» .2 Так происходит и в основном гоголевском произведении – поэме "Мертвые души".
Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые мы можем условно обозначить как мир "реальный" и мир "идеальный". "Реальный" мир автор строит, воссоздавая современную ему картину российской жизни. По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Мир этот уродлив. Мир этот страшен. Это мир перевернутых ценностей, духовные ориентиры в нем извращены, законы, по которым он существует, – аморальны. Но живя внутри этого мира, родившись в нем и восприняв его законы, практически невозможно оценить степень его аморальности, увидеть пропасть, отделяющую его от мира истинных ценностей. Более того, невозможно понять причину, вызывающую духовную деградацию, нравственный распад общества. В этом миру живут Плюшкин, Ноздрев Манилов, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Целую галерею характеров и типов, лишенных души, создал Гоголь в поэме, все они многообразны, но всех их объединяет одно – ни у кого из них нет души.
1. Н.В.Гоголь. Гоголь о литературе, М.,1952,стр.223.
2. Д.И.Писарев. Сочинения. СПБ.,1897,т. I,стр.34– 35.
Заключение
В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души – бессмыслица, ведь душа бессмертна. Для "идеального" мира душа бессмертна, так как она воплощает божественное начало в человеке. А в мире "реальном" вполне может быть "мертвая душа", потому что для него душа только то, что отличает живого от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него "была точно душа", лишь когда он стал "одно только бездушное тело". Этот мир безумен – он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении. Чичиковская бричка, идеально преобразившаяся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа – чудесную "птицу-тройку", завершает первый том поэмы. Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости. Бессмертие души – вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев и всей жизни, следовательно, всей Руси.
Информация о работе Система образов поэмы Гоголя "Мертвые души"