Система образов поэмы Гоголя "Мертвые души"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

Поэма “Мертвые души” – самое значительное произведение Н.В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе. Её новаторская суть состоит, прежде всего, в том, что отдельные стороны русской жизни, с такой резкостью обрисованные Гоголем ранее, соединены им теперь в огромное реалистическое полотно, на котором запечатлен облик всей губернского города до Петербурга.

Содержание

I. Вступление

II. Основная часть

1. “ Мертвые души” – “ крик ужаса и стыда”
а) актуальность произведения
б) история создания поэмы
в) “ помещичий мир” – его падение и разложение

2. Галерея портретов:
а) Бесхозяйственный Манилов
б) “дубинноголовая “ Коробочка
в) “рыцарь кутежа” Ноздрёв
г) “чертов кулак” Собакевич
д) “прореха на человечестве” Плюшкин
е) общие черты помещиков

3. Образ “приобретателя” Чичикова
а) наставление отца: “Копи копеечку”
б) “Мертвая душа ”Чичикова
в) смех – обличение автора

4. ”Царство мертвых” выдающее себя за “ царство живых “

5. Вера в иную Россию

6. “Легче полюбить, чем понять…”

III. Заключение

IV. Библиография

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по Истории русской литературы.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

ИНСТИТУТ  ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ 
 
 
 
 
 

Специальность 050301 (032900.00)

Русский язык и литература 
 
 
 

СИСТЕМА ОБРАЗОВ ПОЭМЫ  Н.В.ГОГОЛЯ

  «МЕРТВЫЕ ДУШИ» 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

Студентки 3 курса

(заочная  форма обучения) 
 
 
 

НУРМАНОВОЙ  АСЕЛЬ АНДРЕЕВНЫ 
 
 
 
 
 

Научный руководитель                                                                                        Л.Я.ПАКЛИНА 
 
 
 
 
 

Саратов 2012 
 

 

 
 

ПЛАН 

  1. Вступление
 
  1. Основная  часть
 

  1. “ Мертвые души”  –    “ крик ужаса и стыда”

     а) актуальность произведения

     б) история создания поэмы 

     в) “ помещичий мир” – его падение и разложение 

  2.  Галерея портретов:

     а) Бесхозяйственный Манилов

     б) “дубинноголовая “ Коробочка

     в) “рыцарь кутежа” Ноздрёв

     г) “чертов кулак” Собакевич

     д) “прореха на человечестве” Плюшкин

     е) общие черты помещиков 

   3.   Образ “приобретателя”  Чичикова

     а)  наставление отца: “Копи копеечку”

     б) “Мертвая душа ”Чичикова

     в) смех – обличение автора  

   4.  ”Царство мертвых” выдающее себя за “ царство живых “  

  5.   Вера в иную Россию

 

   6. “Легче полюбить, чем понять…”  

  1. Заключение
 
  1. Библиография
 
 

                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Поэма “Мертвые души” самое значительное произведение Н.В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе. Её новаторская суть состоит, прежде всего, в том, что отдельные стороны русской жизни, с такой резкостью обрисованные Гоголем ранее, соединены им теперь в огромное реалистическое полотно, на котором запечатлен облик всей николаевской России, от провинциального помещичьего захолустья и губернского города до Петербурга. И где зло жизни выступает в неповторимой смене картин и образов, тесно связанных между собой единством художественного замысла.

              Читая “Мертвые души”, видишь, какая страшная, дикая жизнь была на великой русской земле. “ Крик ужаса и стыда” 3так назвал произведение Гоголя Герцен. Но “Мертвые души” книга и целительная. Язвы жизни обнажены в ней с таким бесстрашием, покровы снимаются с такой смелостью, о воле, упорстве, талантливости русского народа и о любви писателя к “ плодовитому зерну” русской жизни связано с такой силой, что цель, поставленная автором утвердить добро, подвигнуть человека на служение высокому прекрасному становиться до очевидности ясной.

    Ни в одно из своих художественных созданий Гоголь не вложил столько творческого труда, столько глубоких, а порою и  трагических раздумий, как в “  Мертвые души”.  Именно в этом произведении выявилась до конца  позиция Гоголя – писателя, человека, и мыслителя.

   В поэме Гоголя так много глубоко волновавших передовых русских людей проблем, так много негодования и восхищения, презрения и лирической взволнованности, согревающего юмора и смеха, часто бьющего насмерть, что нет ничего удивительного в том, что она оказалась одним из наиболее значительных произведений литературы критического реализма первой половины 19 века. «Мертвые души» произвели в России такое же впечатление, какое во Франции вызвала «Свадьба Фигаро». «Можно было с ума сойти при виде этого зверинца, — с горечью и болью восклицал Герцен, — из дворян и чиновников, которые слоняются в глубочайшем мраке, покупают и продают «мертвые души» крестьян»4 . Сам Гоголь именно этим объяснил острую полемику, возбужденную выходом «поэмы». «А между тем «Мертвые души» произвели много шума, много ропота; задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою; коснулись порядка вещей, который у всех ежедневно перед глазами».5Но произведение Гоголя, как явление большого искусства, актуально и сегодня. Непреходящее его значение в умственной  и нравственной жизни человечества определяется тем, что оно заставляет задуматься не только над той жизнью, что изображена в нём, над тем страшным миром, что    

 

3. А.И.Герцен. Полное собрание сочинений и писем, т. III,стр.29.

4. А.И.Герцен. Полнее собрание сочинений и писем, т. V,стр.97.

5. Н.В.Гоголь. Гоголь о литературе, М.,1952,стр.153.

именуется крепостнической дворянской Россией, но и над смыслом жизни вообще, над назначением человека. Оно толкает читателя на познание самого себя, своего духовного мира, раздумья о собственной деятельности. Грустно в мире Чичикова, так, как грустно нам, в самом деле; и там и тут одно утешение в вере и уповании на будущее. Но веру эту отрицать нельзя, и она не просто романтическое упование ins Blaue,6 а имеет реалистическую основу: кровь как-то хорошо обращается у русского в груди.7

   В своей “ Авторской исповеди” Гоголь указывает, что на мысль написать “ Мертвые души” его натолкнул Пушкин”. Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение, и,  наконец, один раз после того, как я прочёл одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако, ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: “ Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его  вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!”…. и, в заключение всего, отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что- то вроде поэмы и которого, по его словам, он бы не отдал никому другому. Это был сюжет “ Мертвых душ”. Пушкин находил, что сюжет “ Мертвых душ” хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров”.

       Замысел “ изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров” предопределил  композицию поэмы. Она построена как история похождений” приобретателя Чичикова”, покупающего  мертвые фактически,   но живые юридически, т.е. не вычеркнутые из  ревизских списков, души.

    Критикуя “  Мертвые души “, кто-то  заметил: ”Гоголь выстроил длинный коридор, по которому ведёт своего читателя вместе с Чичиковым и, отворяя  двери направо и налево, показывает сидящего в каждой комнате урода”. Так ли это?

       Сам Гоголь  так говорил об особенностях своей работы над образом – характером: « Это полное воплощение в плоть, это полное округление характера совершалось у меня тогда, когда я соберу в уме своем весь этот существенный прозаический дрязг жизни, когда, содержа в голове все крупные черты характера, соберу в то же время  вокруг его всё тряпьё до малейшей булавки, которое кружится ежедневно вокруг человека,  словом – когда соображу все от мала до велика ничего не пропустивши…”

    Погружение  человека в прозаический “дрязг жизни”, “ в тряпье”, – это и есть средство создания характера героев. Именно в обличительном пафосе «Мертвых душ» усматривал он подлинное значение поэмы. Это — «творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно

 

    6. В. Г. Белинский.  Из дневника 11 июля 1842, (Полное собрание сочинений и писем

    Под ред. М.К.Лемке, т. III,стр.29).

    7. Ins Blaue (нем.) – на небеса.      

     

 

    сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, нервистою, кровною любовью к плодовитому зерну русской жизни».8

    Центральное место в 1 томе занимают пять “ портретных”  глав (образы помещиков). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20– 30 –х годах 19 века, в связи с ростом капиталистических сил,  приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку. Гоголь даёт эти главы в определенном порядке.

    Безхозяйственного помещика Манилова (2 гл.) сменяет мелочная скопиданка Коробочка ( 3гл. ), безалаберного  прожигателя жизни Ноздрёва ( 4гл. ) – прижимистый Собакевич ( 5 гл. ). Завершает эту галерею помещиков  – Плюшкин – скряга, который  довел свое имение и крестьян до полного разорения.

       Картина экономического распада барщинного, натурального хозяйства в имениях Манилова, Ноздрева, Плюшкина – нарисована живо и жизненно убедительно. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век.

    С ещё большей  выразительностью в “портретных  “ главах дана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного  мечтателя, живущего в мире своих  грёз, Манилова к “дубинноголовой” Коробочке, от неё – к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее к  оскотинившемуся кулаку Собакевичу и, наконец,  к утратившему все моральные качества – “ прорехе на человечестве” – Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира.

       Так поэма превращается в гениальное обличие крепостничества как такого социально – экономического строя, который закономерно порождает культурную и экономическую отсталость страны, морально разлагает тот класс, который являлся в то время вершителем судеб государства. Эта  идейная направленность поэмы раскрывается, прежде всего, в системе её образов. Герцен очень тонко отметил: «Портреты его удивительно хороши, жизнь сохранена во всей полноте; не типы отвлеченные, а добрые люди, которых каждый из нас видел сто раз.9

       Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова – “На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было предано сахару; в приемах и оборотах его было что – то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами”. Раньше он служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером “…Живя в поместье, он иногда приезжает в город, чтобы увидеться с образованными людьми “. На фоне обитателей города и

 

    8. В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. II, стр.228.

    9. А.И.Герцен. Полное собрание сочинений и писем, т. III,стр.29.

 

    поместий он кажется ”весьма обходительным и учтивым помещиком”, на котором лежит какой - то отпечаток “ полу просвещённой среды”. Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и о времяпрепровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчёмность этого “существователя”.

       Писатель подчёркивает в характере Манилова две основные черты – его никчёмность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова не было никаких живых интересов. Хозяйством он не занимался, всецело передоверив его приказчику. Он даже не мог сказать Чичикову, умирали ли у него крестьяне со времени ревизии. Его дом “стоял одиночкой на юру (т.е. возвышении), открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть. Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у Манилова только пять – шесть берез, а в его деревне нигде не было растущего деревца или какой-нибудь зелени”. О без хозяйственности, непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка  комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей”, « щегольский подсвечник из тёмной бронзы с тремя античными грациями “стоял на столе, а рядом с ним помещался какой - то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале.”

    “Не мудрено, что у такого хозяина довольно пусто в кладовой, приказчик и  ключница – воры, слуги – нечистоплотны  и пьяницы, а вся дворня спит немилосердным  образом и паясничает всё остальное  время”. Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей  праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего – два года в его кабинете лежит книга, заложенная всё на той же 14 – ой странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными “проектами , вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.

Информация о работе Система образов поэмы Гоголя "Мертвые души"