Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:45, реферат
« Туман, слякоть. Из угрюмого, враждебного неба льет дождь, или мокрый снег падает. Ветер воет в темноте. Летом, бывает, светит и солнце, - тогда жаркая духота стоит над землею, пахнет известкою, пылью, особенно летнею вонью города…Вот мир, в котором живут герои Достоевского. » ( 5; 111 )
И мне безумно нравится этот мир. Достоевский – «мой» писатель, и хоть я прочитала пока малое количество его произведений, я в этом уверена.
Вступление 3
Основная часть.
Глава 1. О романе. «Открытость бездне». 4
Глава 2. Символ, как художественное средство. 7
Глава 3. Библейская символика в романе. 8
Заключение. 13
Список литературы
И с того времени он искал удобного случая, чтобы выдать Его. « ( 4; 157 )
Тридцать
Серебреников – символ предательства.
Но не Соня предает отца. Мармеладов
сам предает себя и свою семью.
Тринадцать ступеней.
« Он бросился к двери, прислушался, схватил шляпу и стал сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, как кошка. » ( 1; 62 )
« И все свои – тринадцать же – дней романа он проводит в таком же тумане, в смешении бытия с небытием. В безысходной путанице времени. « ( 2; 66 )
И на тринадцатый же день происходит вся развязка романа.
« День тринадцатый
Часов в пять утра застрелился Свидригайлов
Всю эту ночь и день
Часу в седьмом он у матери.
Сцены с Дуней, с Соней, на Сенной.
Идет в контору. « ( 2; 126 )
Топор.
« Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом.» ( 1; 99 )
Обухом, заметьте, то есть острием к себе. Не старушонку он убивает, а себя.
«
В топоре тоже было что-то необычное. Дело
в том, что Раскольников убил старуху и
ее сестру совсем не тем топором, каким
собирался сделать это первоначально.
Эта деталь требует к себе особого внимания.
На кухне Настасья стирала белье и развешивала
его на веревках, и только по этой причине
Раскольников был вынужден взять топор
не на кухне, а в дворницкой. Сама по себе
внешне незначительная, эта подробность
становиться важной, когда оказывается
в окружении других, родственных ей подробностей.
Новый топор Раскольникова – это уже не
инструмент его воли, его идеи, а подарок,
подлог случая – беса. » ( 7 )
Великолепная панорама.
« Когда он ходил в университет, то обыкновенно, - чаще всего возвращаясь домой, - случалось ему, может быть, раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и неразрешимому своему впечатлению. « ( 1; 99 )
«
Собор и Дворец. Знаки, символы, образ
предельного обобщения и
Небо. Нева.
И Раскольников на мосту Николаевском, разгадывающий загадку…
Какую?
Конечно, о человеке, о себе в этом
мире, в этой «великолепной панораме»,
с её «духом немым и глухим.» (
2; 118 )
Самоубийца.
« Вдруг она облокотилась правою рукой о перила, подняла правую ног и замахнула её за решетку, затем левую, и бросилась в канаву. Грязная вода раздалась, поглотила на мгновение жертву, но через минуту утопленница всплыла, и ее тихо понесло вниз по течению, головой и ногами в воде, спиной поверх, со сбившеюся и вспухшею над водой как подушка, юбкой. « ( 1; 148 )
Женщина
покончившая жизнь
Кресты.
« На снурке были два креста кипарисный и медный и, кроме того, финифтяный образок; и тут же вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелек с стальным ободком и колечком. Кошелек был очень туго набит; Раскольников сунул его в карман не осматривая, кресты сбросил старухе на грудь…( 1; 70 )
« Соня молча вынула из ящика два креста кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик.» ( 1; 459 )
Убивая, Раскольников отрекается от всего. От Бога, от себя, от жизни ( бросает кресты ). Но так жить невозможно и Соня возвращает ему кресты. Откуда они у неё? Почему такое точное повторение? В обоих случаях кипарисный и медный. Все вернулось к Раскольникову. И уже не покинет. И он это понимает. « - Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе! хе! И точно я до сих пор мало страдал! Кипарисный, то есть простонародный; медный – это Лизаветин, себе берешь, - покажи-ка? Так на ней он был…в ту минуту? Я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок. Я их сбросил тогда старушонке на грудь. Вот бы те кстати теперь, право, те бы мне и надеть…» ( 1; 459 )
«
Дело усложняется и произведенными
обменами: Соня отдает Лизавете свой образок
и берет её медный крест. Свой же кипарисовый
крест она отдает Раскольникову перед
тем, как они отправляются для признания
в контору. Путаница доходит до того, что
возникает ощущение, будто не только Раскольников,
но и Соня все время
ходила без креста : ведь в последней
решающей встрече Соня достает оба
из имевшихся у неё крестиков из ящика;
один надевает на себя, другой отдает Раскольникову.»
(7)
Герои, как символы.
« При этом каждое лицо, каждый новый человек сейчас превращается для него в символ, а его имя становится нарицательным словом: Свидригайловы, Лужины, Сонечки и т.п. « Эй вы, Свидригайлов! Вам чего тут надо?» - кричит он какому-то франту, приударившему за пьяной девушкой. Сонечка, которую он знает по рассказам Мармеладова, все время фигурирует в его внутренней речи как символ ненужной и напрасной жертвенности.
Каждое
лицо входит (…) как символ некоторой
жизненной установки и
Сон.
« Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей, люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат6 созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, - но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и Всё погибало.» ( 1; 479)
Революцию, вот что напоминает мне этот фрагмент. Революцию в общем, как символ, и Октябрьскую Революцию в частности. Попробую объяснить.
« эти существа были духи» - дух, идея Революции распространялась молниеносно « целые селения, целые города и народы заражались»
« люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями…» - Гражданская война.
« люди сбегались в кучи» - партии
Весь
фрагмент как-бы предсказывет Революцию,
но никто не услышал Достоевского,
никто не понял весь ужас того, что
впоследствии буде названо Великой
Октябрьской Революцией.
Заключение.
« Символ, разумеется
общее достояние, общая собственность.
Однако иногда символ или набор символов
настолько удачно проявляют себя в придуманном
автором мире, что культура закрепляет
его за этим миром. » (10)
Так, по - моему, случилось и с Достоевским. Точнее с его героями. Имена Раскольникова, Мармеладовых, Свидригайлова стали нарицательными. Достоевский использовал в своем романе символы осознанно или нет, неважно. Важно, что его роман сам стал символом. О нем знают все : стар и млад, читавшие его и не читавшие. Нас с самого детства окружают имена героев, сюжет романа.
Символы безусловно многое определяют, но это не самое важное. Они, скорее, «работают» на роман:
Таким образом,
гипотеза подтвердилась лишь частично.
Что касается меня,
то я обязательно продолжу чтение
Ф.М. Достоевского, так как вопросы
затрагиваемые этим писателем, его
стиль, атмосфера его книг очень близки
мне и оставляют неизгладимое впечатление.
Список
литературы: