Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:43, биография
3 сентября 1941 года в Уфе родился Сергей Донатович Довлатов (наст. Мечик) - известный прозаик, журналист, яркий представитель третьей волны русской эмиграции, один из наиболее читаемых современных русских писателей во всем мире. С 1944 года жил в Ленинграде.
Юрий Шлиппенбах потерпел поражение. В диалоге с Сергеем Довлатовым он сказал: «Ну и публика! Вот так народ! Я даже испугался. Это было что-то вроде...» - «Полтавской битвы», — закончил я».
В повести автобиографический образ Сергея
Довлатова - неплохой человек, отличающий
правду от лжи, подлинное от пошлого, он
неглуп, остроумен, наблюдателен, по-своему
принципиален, когда отказывается подлаживаться
под несправедливый порядок. Герой не
в силах изменить мир, но он старается
избежать подлости, злобы, предательства.
Пассивное сопротивление приводит к тому,
что жизнь становится калейдоскопом случайных
занятий, сопровождаемых извечным русским
пьянством. Перед нами классический образ
«лишнего» человека - только на современном
материале.
Философская
основа повести «Чемодан»
В первом рассказе из цикла «Чемодан» «Креповые финские носки» присутствует философская мысль о людях не только советской и российской действительности, но и о людях вообще. Сергей Довлатов пишет: «Всех людей можно разделить на 2 категории. На две группы. Первая группа - это те, которые спрашивают. Вторая группа - те, что отвечают. Одни задают вопросы. А другие молчат и лишь раздраженно хмурятся в ответ». «Большинство людей считает неразрешимыми те проблемы, решение которых мало их устраивает. И они постоянно задают вопросы, хотя правдивые ответы им совершенно не требуются».
В следующих примерах звучит не только философия, но и ирония и грусть, перемешанные с тоской о настоящей любви: «Я убедился, что любая мысль влюбленного бедняка - преступна», «Я заметил – когда человек влюблен и у него долги, то предметом разговоров становится его моральный облик». Герой рассказа «Креповые финские носки» перекупщик Фред, рискующий из-за своих махинаций угодить в тюрьму, оправдывается: «Уж лучше жить минуту, но по-человечески».
Новеллы цикла «Чемодан» как бы «рифмуются» между собой. «Приличный двубортный костюм» (мерзость, грязь, подарок КГБ) уравновешивается «Курткой Фернана Леже» (искусством, творчеством). Украденные у мэра Ленинграда «Номенклатурные полуботинки» - с отнятой у прохожего «Зимней шапкой», «Креповые финские носки», доставшиеся главному герою в результате неудачно проведенной фарцовщицкой операции, и «Шоферские перчатки», оказавшиеся у Довлатова в результате неудачной съемки фильма про царя Петра I. Даже рассказ «Офицерский ремень» и тот соотносится с новеллой «Зимняя шапка». В «Офицерском ремне» главного героя оглоушивают бляхой с напайкой, в «Зимней шапке» - тяжелым «скороходовским» ботинком. И только «Поплиновая рубашка» остается без пары, без «рифмы». Ведь в ней идет речь о любви, единственной и неповторимой, о верности и судьбе.
В повести «Чемодан»
писатель полностью освободился от литературности,
описательности. Довлатовский чемодан
становится олицетворением его эмигрантской
кочевой жизни. Каждая вещь в чемодане
Довлатову не в пору: натирают номенклатурные
ботинки, отвратительны фарцованные носки,
не носится офицерский ремень. Герой Довлатова
нелепо чувствует себя в любой описанной
ситуации: торгуя носками, занимаясь журналистикой,
утверждаясь на поприще монументальной
скульптуры.
Избрав для себя позицию рассказчика, писатель мог себе позволить уходить от оценок поступков своих героев. Автор ничему не учит читателя, ни о чем не пророчествует, он просто рассказывает о мире и о себе, о неоднозначности внутреннего мира человека.
В цикле «Ремесло» Сергей Довлатов напишет:
«Я люблю Америку.… Благодарен Америке,
но Родина моя далеко. Нищая, голодная,
безумная. Потерявшая, загубившая и отвергнувшая
лучших своих сыновей! Родина – это мы
сами.… Все, что с нами было, - Родина. И
все, что было, - останется навсегда». Любовь
к стране, которая однажды отвернулась
от него, он пронес через всю свою жизнь. Однажды
Довлатова спросили о том, кому в Советском
Союзе нужны его произведения, на что он
ответил: «Всем. Просто сейчас люди об
этом не догадываются». Слова писателя
оказались пророческими. Сейчас Довлатов
по праву считается самым читаемым автором
русской литературы второй половины XX
века.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арьев А. Ю. Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной конференции «Довлатовские чтения». СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 1999.
2. Вайль П. Л. Формула любви. // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. СПб: «Звезда», 1999.
3. Вайль П. Л. Без Довлатова // Звезда, 1994.
4. Генис А. А. Довлатов и окрестности. М.: Вагриус, 2001.
5. Довлатов С.Д. Чемодан. СПб.: Азбука, 2010.
6. Материалы сайтов:
http://sergdovlatov.narod.ru/
http://www.sergeidovlatov.com/