Серебряный век русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:32, реферат

Описание работы

Кончался XIX век, "золотой век" русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым именем "серебряного века". Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало "серебряного века" относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных поэтов. Расцветом "серебряного века" считают 1915 год — время его наивысшего подъема и конца.

Содержание

1. “Серебряный век русской литературы”
2. Символизм
3. Основатели Символизма
3. Характеристика творчества, анализ стихов
a) Валерия Яковлевича Брюсова
б) Дмитрия Сергеевича Мережковского

Работа содержит 1 файл

Реферат по русской литературе.docx

— 43.03 Кб (Скачать)

    Бесследно исчезнет, быть может, 

    Что ведомо было  одним нам. 

    Но вас, кто  меня уничтожит, 

    Встречаю приветственным  гимном! 
 
 

    Какой самоубийственный  гимн, какой сложный  человек, восторженно  думали многие  читатели того  времени. А ведь  Брюсов -- человек,  хотя и талантливый,  совсем несложный,  а наоборот, примитивный  и даже с примитивной  хитростью, что  гунны учтут его  гимн. И гунны,  явившись, действительно  учли этот гимн  и самого Брюсова  пощадили и даже  слегка возвеличили  его. 
 

Брюсов  как и др симолисты  был вовлечен в  начале века в общественно  политическую жизнь  страны и поэтому  все больше в их лирику входят социальные мотивы.

  Стихотворение “Юному поэту” явилось  поэтическим манифестом поэзии символистов. В нем Брюсов определил  три основных принципа: поэт не должен жить настоящим, покланяться только искусству, и никому не сочуствовать. Брюсов увлекается историей и стих 1897г “Ассаргадон” - дань этому увлечению. Ассар - это царь ассирии: жестокий, свирепый и беспощадный. Для Брюсова было важно не столь содержание, сколько поиск новой формы стиха. Все силы Брюсова направлены к тому чтобы изумить читателя, поймать его восхищение на удочку неожиданности, странными оборотами речи или странными рифмами.

  В 1910-1920 Брюсов занимается литературоведеньем, он много путешествует, переводит, стал наставником  молодежи, в годы 1 мировой войны  был на фронте корреспондентом  газеты “Русские ведомости”. Он принял Октябрьскую революцию и стал сотрудничать с Советской властью, за это был исключен из всех литературных обществ. С 1921 года был профессором МГУ и ректором высшего литературного института. В 1923г. Советская власть торжественно отметила его 50 летие. Через год он умер. 
 

Дмитрий Сергеевич Мережковский 
 
 
 

Мережковский  утверждал, что: «…три  главных элемента нового искусства  – мистическое  содержание, символы  и расширение художественной впечатлительности». Индивидуальное, личное переживание, по мнению Мережковского, только тогда ценно, когда  оно дополнено  не просто привычкой  или самой острой плотской страстью, а чувством единения двоих в любви  – настоящей, подлинной  любви. Но и это  еще не все. За тайной любви человеку должна отрыться тайна новой  общности людей, объединенных какими-то общими устремлениями. Естественно, легче  всего такая связь  могла осуществляться в религии, где  люди связаны общей  верой (ведь и само слово «религия», «religio», в переводе с латинского означает «связь»). Поэтому  Мережковский в своей  поэзии стремился  доказать, что вся  история человечества основана на повторяющемся  из века в век противоборстве Христа и Антихриста, лишь воплощающихся  в исторические фигуры. Для того чтобы  спасти общество, русской  интеллигенции необходимо, по его мнению, преодолеть атеизм. «Хама грядущего  победит лишь Грядущий Христос». Все это  говорит о том, что Мережковский в своей поэзии отражает религиозную, мистическую позицию, выходя тем самым в иные миры и постигая там истину.  
 
 
 
 
 
 

                                                                 

Анализ  стихов 
 

Стихотворением, которое наиболее ярко отражает творчество Мережковского, является стихотворение  «Поэту». 
 
 

Не  презирай людей! Безжалостной и гневной 

Насмешкой не клейми их горестей и нужд,

Сознав  могущество заботы повседневной,

Их  страха и надежд не оставайся чужд.

Как друг, не как судья  неумолимо-строгий,

Войди в толпу людей  и оглянись вокруг,

Пойми ты говор их, и  смутный гул тревоги,

И стон подавленный  невыразимых мук.

Сочувствую  горячо их радостям и бедам,

Узнай и полюби простой  и темный люд,

Внимай  без гордости их будничным  беседам

И, как святыню, чти  их незаметный труд.

Сквозь  мутную волну житейского потока

Жемчужины на дне ты различишь  тогда;

В постыдной оргии  продажного порока – 

Следы раскаянья и жгучего  стыда,

Улыбку  матери над тихой  колыбелью,

Молитву грешника и поцелуй  любви,

И вдохновенного возвышенною  целью

Борца за истину во мраке  и крови.

Поймешь ты красоту и смысл  существованья

Не  в упоительной  и радостной мечте,

Не  в блеске и цветах, но в терниях страданья,

В работе, в бедности, в суровой простоте.

И, жаждущую грудь роскошно утоляя,

Неисчерпаема, как нектар золотой,

Твой  подвиг тягостный  сторицей награждая,

Из  жизни сумрачной  поэзия святая 

Польется  светлою, могучею  струей. 
 
 

Здесь автор выбрал форму  напутствий, он как  бы оформляет свое произведение по принципу библии, он словно пишет  заповеди для поэта. Самая главная мысль этого произведения заключается в том, что поэту нужно опуститься на уровень простого народа и понять его. Мережковский считает, что поэт, прежде всего человек, поэтому он не должен отворачиваться от ближнего своего, он должен понять его и простить ему все. Автор говорит, что сердце поэта должно быть всегда открыто для чужих бед и болей; говорит ему истины, в которых поэт и познает вдохновение (ведь когда человек видит «Следы раскаянья и жгучего стыда, // Улыбку матери над тихой колыбелью,// Молитву грешника и поцелуй любви,// И вдохновенного возвышенною целью// Борца за истину во мраке и крови.» - он не может устоять, и именно в эти моменты и возникает, приходит к нему истина, которую он так долго искал). Следующим напутствием поэту Мережковский говорит о том, что красоту и смысл существования он может постичь «Не в упоительной и радостной мечте,//  Не в блесках и цветах, но в терниях страданья,// В работе, в бедности, в суровой простоте.» - этим Мережковский хочет сказать, что прекрасное надо искать не там, где все покрыто красивой оболочкой, а там, где царит страдание, бедность, нищета, ведь, чтобы понять смысл жизни поэту нужно пройти все эти этапы самому:  бедноту и суровую простоту, тернии и страдание. В конце автор говорит, что если поэту удастся пройти все эти препятствия на его пути, то муза сама найдет его. Это и будет, по мнению автора, венцом его скитаний. 
 

     Парки 

     Будь  что будет - все  равно.

     Парки дряхлые, прядите

     Жизни спутанные нити,

     Ты  шуми, веретено.

     Всё наскучило давно

     Трем  богиням, вещим пряхам:

     Было  прахом, будет прахом,-Ты шуми, веретено.

     Нити  вечные судьбы

     Тянут парки из кудели,

     Без начала и без цели.

     Не  склоняют их мольбы,

     Не  пленяет красота:

     Головой они качают,

     Правду  горькую вещают

     Их  поблекшие уста.

     Мы  же лгать обречены:

     Роковым узлом от века

     В слабом сердце человека

     Правда  с ложью сплетены.

     Лишь  уста открою - лгу,

     Я рассечь узлов  не смею,

     А распутать не умею,

     Покориться  не могу.

     Лгу, чтоб верить, чтобы  жить,

     И во лжи моей тоскую.

     Пусть же петлю роковую,

     Жизни спутанную нить,

     Цепи  рабства и любви,

     Все, пред чем я полон  страхом,

     Рассекут  единым взмахом,

     Парка, ножницы твои! 
 
 

     Парка-это  богиня Судьбы в Древнеримской  мифологии.

     Стих.написано в 1892 году. Поэт сравнивает всех богинь Судьбы с дряхлыми старухами, которые прядут на веретене человеческие судьбы, такие разные, сложные запутанные.

     Им, этим Паркам, наскучило, надоело думать о смертных, потому что всё равно у них один конец--все они умрут.

     Даже  красота, молодость их не пленяет, Парки и им вещают своими поблекшими устами правду о конечности жизни.

     Люди  же обречены в своей  жизни и общении  переплетать правду с ложью: не успеет человек открыть рот, и он обязательно где-то лжёт, а разрубить этот узел постоянной лжи человек не в силах. Он лжёт во имя правды, лжёт ,чтобы выжить, и сам же себя за это презирает, ненавидит и тоскует.

     в ПОСЛЕДНЕЙ СТРОФЕ ПОЭТ ПРОСИТ богиню Парку, чтобы она наконец единым взмахом пряхи ножницами остановила в нём эту ложь. 
 
 

Информация о работе Серебряный век русской литературы