Серебряный век русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:32, реферат

Описание работы

Кончался XIX век, "золотой век" русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым именем "серебряного века". Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало "серебряного века" относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных поэтов. Расцветом "серебряного века" считают 1915 год — время его наивысшего подъема и конца.

Содержание

1. “Серебряный век русской литературы”
2. Символизм
3. Основатели Символизма
3. Характеристика творчества, анализ стихов
a) Валерия Яковлевича Брюсова
б) Дмитрия Сергеевича Мережковского

Работа содержит 1 файл

Реферат по русской литературе.docx

— 43.03 Кб (Скачать)

С этими установками  связано и резкое противопоставление символизма и реализма. “В то время как  поэты-реалисты, –  пишет К. Бальмонт, – рассматривают  мир наивно, как  простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии”'. Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию.  “...Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями”, – утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов “мистическими ключами тайн”,  которые помогают человеку выйти к свободе'.   

Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов,  К. Бальмонт и др.–  это группа “старших”  символистов, которые  явились зачинателями направления. В начале 900-х  годов выделилась группа “младших”  символистов –  А. Белый, С. Соловьев, Вяч.  Иванов,'А. Блок и др.   

В основе платформы  “младших” символистов  лежит идеалистическая  философия Вл. Соловьева  с его идеей  Третьего Завета и  пришествия Вечной Женственности. Вл. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства –  “...создание вселенского духовного  организма”, что  художественное произведение это – изображение  предмета и явления  “в свете будущего мира”, с чем связано  понимание роли поэта  как теурга, священнослужителя.  В этом заключено, по разъяснению А. Белого, “соединение  вершин символизма как  искусства с мистикой”. 

Поэзия  символистов –  это поэзия для  избранных, для аристократов духа. Символ – это  эхо, намек, указание, он передает сокровенный  смысл. 

Символисты  стремятся к созданию сложной, ассоциативной  метафоры, абстрактной  и иррациональной. Это “звонко-звучная  тишина” у В. Брюсова, “И светлых глаз темна мятежность”  у Вяч. Иванова, “сухие пустыни по-зора”  у А. Белого и у  него же: “День –  жемчуг матовый –  слеза – течет  с восхода до заката”. Весьма точно эта  техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус “Швея”. 

  На  всех явлениях лежит  печать. 

  Одно  с другим как будто  слито. 

  Приняв  одно – стараюсь угадать 

  За  ним другое, –  то, что скрыто.   

Очень большое значение в поэзии символистов  приобрела звуковая выразительность  стиха, например, у  Ф. Сологуба:   

И два глубокие бокала

Из  тонко-звонкого стекла

Ты  к светлой чаше подставляла 

И пену сладкую лила, 

Лила, лила, лила, качала

Два темно-алые стекла. 

Белей, лилей, алее дала

Бела  была ты и ала... '   

Революция 1905 г. нашла своеобразное преломление в  творчестве символистов. 

С ужасом встретил 1905 г. Мережковский, воочию убедившийся в  пришествии предсказанного им “грядущего хама”. Взволнованно, с острым желанием понять подошел  к событиям Блок. Приветствовал очистительную  грозу В. Брюсов.К десятым годам ХХ века символизм нуждался в обновлении. “В недрах самого символизма,– писал В. Брюсов в статье “Смысл современной поэзии”,– возникали новые течения, пытавшиеся влить новые силы в одряхлевший организм. Но попытки эти были слишком частичны, зачинатели их слишком проникнуты теми же самыми традициями школы, чтобы обновление могло быть сколько-нибудь значительным”.Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. Происходившая в 1910 г. в среде художественной интеллигенции полемика вокруг символизма выявила его кризис.  Как  выразился  в  одной  из  своих  статей Н. С. Гумилев, “символизм закончил свой круг развития и теперь падает” 
 

Основатели  Символизма 
 

Своеобразие русского символизма проявились больше всего  в творчестве так  называемых «младших символистов» начала XX века — А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова. Именно в их творчестве художественный метод  символистов получает объективно-идеалистическую  направленность. Материальный мир — это только маска, сквозь которую  просвечивает иной мир  духа. Образы маски  и маскарада постоянно  мелькают в поэзии и прозе символистов. Материальный мир  рисуется как нечто  хаотическое, иллюзорное, как ничтожная  реальность по сравнению  с миром идей и  мыслей. 

Русский символизм воспринял  от западного ряд  эстетических и философских  установок, но пересмотрели их через учение Вл. Соловьева «о душе мира». Русские поэты-символисты с мучительной  напряженностью переживали проблему личности и  истории,  их «таинственную  связь» с вечностью, с сутью вселенского  «мирового процесса». Внутренний мир человека для них — показатель общего трагического состояния  «страшного мира» российской действительности, обреченного  на гибель. Символизм  включал два поколения  поэтов. В первое входили Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов. К. Д. Бальмонт. Во второе - А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. 

Д. С. Мережковский один из первых обосновал  необходимость выбора между искусством "художественного  материализма", и  искусством "страстных  идеальных порывов  духа", свой выбор  он сделал безусловно в пользу последнего. Мережковский считает, что подлинное искусство должно включать в себя сложные символы, мистическое содержание, новые средства художественного воздействия. Поэзия  начинается там, где есть порыв к идеальному смыслу вечных образов. 

В таком же духе рассматривает  искусство К. Д. Бальмонт. Символизм в поэзи  он определяет как "поэзию, в которой органически, не насильственно  сливаются два  содержания: скрытая  отвлеченность и  очевидная красота". Поэзия – это то, где есть "порыв  к новому сочетанию  красок и звуков в  их неотразимой убедительности". 

В. Я. Брюсов является одной  из центральных фигур  русского символизма. В его поэзии и  теоретических работах  данное течение предстает  в наиболее полном,  развернутом и  обоснованном виде. Он убежден, что подлинное  искусство  является элитарным. Оно не может быть доступным  и понятным каждому. Понять художника  по-настоящему может  только мудрец.  

В. Брюсов ставил акцент на автономность искусства, на его независимость  как от науки и  рационального познания, так и от религии  и мистики, рассматривает  символизм только как искусство, видя в нем особый метод. В более поздний  период своего творчества он увлекался оккультизмом и уже не сомневался в существовании  потустороннего мира. Брюсов также провозглашает  свободу искусства  от соци­ально-политических, идеологических и  других внешних факторов. В стихотворении "Юному  поэту" он настоятельно советует: "Поклоняйся искусству, только ему, безраздельно, бесцельно". Он подчеркивает самоценность искусства, но все-таки не склоняется к позиции "искусства  для искусства", которому не нужен  зритель, читатель и  слушатель.  

Содержанием его поэзии становится тема ухода из здешнего мира, погружение во внутренний мир, порывы к запредельному,  неземному миру, прозрения  и предчувствия. Он говорит: "Земля  мне чужда". Символ противопоставлен у  него всякой очевидности, общепринятым нормам, объективным фактам. Его объектам объявляются небо и порывы духа. Поэзия для Брюсова начинается там, где есть порыв к беспредельному и бесконечному. Он принял революцию 1917 г., заявив по этому поводу: "Революция красива и как историческое явление величественна". 
 

Валерий Яковлевич Брюсов 
 

Брюсов - поэтический вождь  символистов. Руссский сиволизм как литературное направление родился  с появлением поэтич сборников “Русские символисты” (1894 - 95). Душой, составителем и главным автором  был Валерий Брюсов. Чтобы создать  впечатление многочисленности своих единомышленников, он свои стихи подписывал разными псевдонимами. Сборник “Р.С” был  расчитан на эппатирование  культурного читателя тех лет. Его стихотворение  “О закрой свои бледные  ноги” состояло из 1 этой строчки, сделало  знаменитым и Брюсова  и весь его сборник. Критики В. Соловьев очень остроумно  рецензировал это  стихотворение. “... 1 стихотворение в  этом сборник имеет  несомненный и  ясный смысл. Для  полной ясности, следовало  бы пожалуй прибавить: Ибо инче простудишься”...”  Это самое осмысленное  произведение всей символической  поэзии”.

В истории русской  литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, «искателем смутного рая», великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может  передать все многообразие человеческих страстей, все «сокровища», заложенные в чувстве.

Брюсовым  создан собственный  стиль– звучный, чеканный, живописный. Для него характерно разнообразие форм, их неустанный поиск, стремление обнять в своем творчестве все времена и  страны. Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с  его людскими толпами  и огнями реклам. Брюсову всегда была близка общественно-гражданская  тема. Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей  воле силы природы, - один из важнейших  мотивов поэзии Брюсова.

Для Брюсова характерна поэзия намеков. Для  анализа возьмем  стихотворение «Ночью», т.к. оно наиболее ярко отражает его  творчество. 

Дремлет Москва, словно самка  спящего страуса,

Грязные крылья по темной почве  раскинуты,

                              Анализ стихов 
 
 
 

Кругло-тяжелые  веки безжизненно  сдвинуты,

Тянется шея – беззвучная, черная Яуза. 

Чуешь себя в африканской  пустыне на роздыхе.

Чу! что за шум? не летят  ли арабские всадники?

Нет! качая грозными крыльями в воздухе,

То  приближаются хищные птицы – стервятники. 

Падали  запах знаком крылатым разбойникам,

Грозен  голос близкого к  жизни возмездия.

Встанешь, глядишь…а они  все кружат над  покойником,

В небе ж тропическом  ярко сверкают созвездия.   
 
 

В этом стихотворении  Брюсов словно уводит нас в иную реальность, в иное измерение, он противопоставляет  Россию с Африкой  и сравнивает Москву с самкой страуса. В данном случае самка  спящего страуса  является символом Москвы. Повторение звуков гр – кр – рск  – кр напоминают нам крики страуса. Все это навевает мистический трепет. Брюсов выбрал необычайный  для русской поэзии размер – с разным количеством ударных  слогов в строчках. Он показывает красоту  безобразного (грязные  крылья, стервятники, падаль). Мы как будто  находимся в нереальном мире, космосе, где  царит тишина и  покой. В первой строфе через страуса  Брюсов проводит аналогию с Москвой, говоря  «Грязные крылья по темной почве раскинуты, //Кругло-тяжелые  веки безжизненно  сдвинуты,//Тянется  шея – беззвучная, черная Яуза», он имеет  ввиду то, что Москву заполнила грязь  и тени заняли все  ее пространство. Она  устала терпеть всю  пошлость, которая  заполонила все!

   У остальных поэтов, не символистов,  символ принимает  более аллегоричную  форму, форму сравнений;  символисты же  выходят за рамки  аллегорий. У них  символ приобретает  более обширные  границы, принимая  при этом самые  необычайные формы.  В данном стихотворении  это отчетливо  видно. Брюсов  сравнивает Москву  со страусом.    
 
 
 
 
 

"Грядущие  гунны" 
 
 

  Самое искреннее  и, вероятно, самое  сильное стихотворение  Брюсова "Грядущие  гунны" великолепно  демонстрирует идеологию  серебряного века. 
 
 

    Где вы, грядущие гунны,

    Что тучей нависли  над миром? 

    Слышу ваш топот  чугунный 

    По еще не открытым  Памиром. 

    И кончается стихотворение  так: 

Информация о работе Серебряный век русской литературы