Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:59, реферат
Литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни.
Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.
СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ (·франц. sentimentalisme).
Литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни.
Философские
истоки сентиментализма восходят к
сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного»,
«чувствительного» (познающего мир
чувствами) человека. К началу 18 в. идеи
сенсуализма проникают в
«Естественный»
человек становится главным героем
сентиментализма. Писатели-сентименталисты
исходили из посылки, что человек, будучи
творением природы, от рождения обладает
задатками «естественной
Сентименталистов,
в отличие от классицистов, не интересовало
историческое, героическое прошлое:
они вдохновлялись
Обращение
к внутреннему миру человека позволило
сентименталистам показать его неисчерпаемость
и противоречивость. Они отказались
от абсолютизации какой-либо одной
черты характера и
Культ
чувства обусловил высокую
Родившись
на британских берегах в 1710-х, сентиментализм
стал во вт. пол. 18 в. общеевропейским явлением.
Наиболее ярко проявился в английской, французской, немец
Идеи Гердера, преодолевшего метафизический подход к истории, нашли живой отклик в русской литературе конца XVIII в., у русских писателей-сентименталистов. У них пробуждается уже интерес к культурам разных народов отдаленных эпох – интерес, характерный впоследствии для романтиков. Однако преромантические тенденции не исчерпывали и не определяли всю специфику сентиментализма, связанного еще во многом с просветительским рационализмом. Сентиментализм как самостоятельное литературное направление создал свой тип героя, свою систему жанров, свой стиль.
Русский
сентиментализм явился частью общеевропейского
литературного движения и вместе
с тем закономерным продолжением
национальных традиций, складывавшихся
в эпоху классицизма. Произведения
крупнейших европейских писателей, связанные
с сентиментальным направлением («Новая
Элоиза» Руссо, «Страдания молодого Вертера»
Гете, «Сентиментальное путешествие»
и «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Стерна,
«Ночи» Юнга и т. д.), очень скоро после
своего появления на родине, становятся
хорошо известны в России: их читают, переводят,
цитируют; имена главных героев приобретают
популярность, становятся своего рода
опознавательными знаками: русский интеллигент
конца XVIII в. не мог не знать, кто такие
Вертер и Шарлотта, Сен-Пре и Юлия, Йорик
и Тристрам Шенди. Вместе с тем во второй
половине столетия появляются русские
переводы многочисленных второстепенных
и даже третьестепенных современных европейских
авторов. Некоторые сочинения, оставившие
не очень заметный след в истории своей
отечественной литературы, воспринимались
иногда с бо́льшим интересом в России,
если в них были затронуты проблемы, актуальные
для русского читателя, и переосмысливались
в соответствии с представлениями, уже
сложившимися на основе национальных
традиций. Таким образом, период формирования
и расцвета русского сентиментализма
отличается чрезвычайной творческой активностью
восприятия европейской культуры.
2.Представители Сентиментализма.
В России тенденции
сентиментализма отчетливо
В русской литературе сентиментализм проявился в двух направлениях: реакционном (Шаликов) и либеральном (Карамзин, Жуковский). Идеализируя действительность, примиряя, затушевывая противоречия между дворянством и крестьянством, реакционные сентименталисты рисовали в своих произведениях идиллическую утопию: самодержавие и социальная иерархия святы; крепостное состояние установлено самим богом ради счастья крестьян; крепостные крестьяне живут лучше свободных; порочно не само крепостное право, а злоупотребление им. Отстаивая эти идеи, князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил жизнь крестьян полную довольства, веселья, радости. В пьесе драматурга Н.И. Ильина «Лиза, или торжество Благодарности» главная героиня, крестьянка, расхваливая свою жизнь, говорит: «Мы живем так весело, как солнце красное». Крестьянин Архип, герой пьесы «Великодушие, или Рекрутский набор» того же автора, уверяет: «Да этаких добрых царей, каковы на святой Руси, изойди весь белый свет, других не найдешь».
В развитии отечественного
сентиментализма ведущая роль принадлежала
не реакционным, а прогрессивным, либерально-мыслящим
писателям: А.М. Кутузову, М.Н. Муравьеву, Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому. Белинский справедл
Либерально мыслящие сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях, бедах, горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Воспринимая жизнь человеческую как превратную и скоротечную, они славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь. Они обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Преодолевая нормативно-догматические требования классицистической поэтики, сентименталисты во многом способствовали и сближению литературного языка с разговорным. По выражению К.Н. Батюшкова, образцом для них является тот, «кто пишет так, как говорит, кого читают дамы!». Индивидуализируя язык действующих лиц, они использовали элементы народного просторечия для крестьян, приказного жаргона – для подьячих, галлицизмы – для светского дворянства и т.д. Но эта дифференциация не проводилась последовательно. Положительные персонажи, даже крепостные, изъяснялись, как правило, на литературном языке.
Утверждая свои творческие принципы, сентименталисты не ограничивались созданием художественных произведений. Они выступали с литературно-критическими статьями, в которых, провозглашая собственные литературно-эстетические позиции, ниспровергали предшественников. Постоянной мишенью их сатирических стрел служило творчество классицистов.
3.Анализ творчества Муравьева М.Н. и Карамзина Н.М.
Переход к новым художественным произведениям был осуществлен в творчестве М. Н. Муравьева, вышедшего из школы Хераскова, но оказавшегося более независимым, чем другие его последователи. Расцвет деятельности Муравьева относится к 1770–1780-м гг. В 1773 г. появляется его сборник «Басни», в 1775 г. – «Оды», в периодических изданиях 1770–1780-х гг. поэт печатает ряд произведений, но значительная часть его творчества не была опубликована при жизни.[1069] Первые опыты Муравьева еще очень традиционны (оды на военные победы и басни). Однако трансформация жанра оды, намеченная Херасковым, осуществляется Муравьевым с еще большей решительностью. «Отход Муравьева от классицизма, – замечает исследователь, – начался тогда, когда он, отказавшись от воспевания гнева „бога браней“, от оды, „алчными глазами“ взглянул на мир и, перепутав все жанры, превратил свои стихи в лирический дневник».[1070]
Действительно, автобиографические мотивы, еще очень робко вводившиеся поэтами 1760-х гг., постепенно становятся определяющими в лирике Муравьева. Подражая Горацию, поэт сопровождает некоторые оды из сборника 1775 г. подзаголовками-посвящениями: «Ода вторая. К А. М. Брянчининову», «Ода десятая. Весна. К Василию Ивановичу Майкову». Вместо титулованных особ адресатами поэзии Муравьева становятся его друзья и близкие. Самая ода превращается в более интимный жанр – дружеское послание. Философские размышления в духе Хераскова оказываются связаны в лирике Муравьева с конкретными событиями, близко касающимися самого поэта и дорогих ему людей. Так, в стихотворении «Путешествие» он вспоминает о днях, проведенных «с нежнейшим из отцов, с сестрою несравненной», сестре посвящает лирическое послание «К Феоне», ей же «присваивает» собрание своих стихов («Присвоение сей книги Федосье Никитишне») и др.
Убежденность поэта в том, что счастье человека не в богатстве и почестях, проявляется не только в декларациях, но и в его умении передать радость общения с близкими людьми. Герой Муравьева – человек с «чувствительной душой»; его идеал – скромная, но деятельная жизнь, приносящая пользу обществу и удовлетворение себе самому. Муравьев не только плодотворно использовал достижения Хераскова, Ржевского и других старших современников, но и теоретически и практически начал обосновывать художественные принципы нового литературного направления – сентиментализма.
В «Опыте о стихотворстве», написанном во второй половине 1770-х гг., Муравьев сам формулирует некоторые из этих принципов, советуя начинающему поэту:
Страстей постигнуть глас и слогу
душу дать,
Сердечны таинства старайся угадать.
Движенье – жизнь души, движенье – жизнь
и слога,
И страсти к сердцу суть вернейшая дорога.
В стихотворении, которое служит поэтической декларацией, Муравьев впервые обращает внимание на необходимость проникновения во внутренний мир человека. Поэт должен постигнуть «сердечные таинства», «жизнь души» с ее противоречиями и переходом из одного состояния в другое. Самая категория времени меняется в сознании Муравьева по сравнению с его предшественниками.
Новые художественные задачи предопределили и новое отношение поэта к языку. Г. А. Гуковский, детально исследовавший этот вопрос, писал о слоге Муравьева: «Слова начинают значить не столько своим привычным словарным значением, сколько своими обертонами, эстетически-эмоциональными ассоциациями и ореолами». В поэзии Муравьева появляются эпитеты, характерные и для более поздней лирики сентиментализма: «разговора сладкий ток», «сладостны дыханья», «сладкий покой», «кроткий луч», «стыдливая луна», «милое мечтанье» и т. д. Эпитет «тихий», употреблявшийся Херасковым в основном как антоним по отношению к слову «громкий», приобретает новые нюансы, приближающие это слово к значению «приятный», «нежный», «безмятежный»: «тихий сон», «тихий трепет», «тихая светлость, объемлющая душу».
В
1778 г. Муравьев опубликовал свои прозаические
заметки «Дщицы для записывания». В
жанровом отношении это нечто принципиально
новое, не предусмотренное теорией классицизма:
эссе, где лирические пассажи чередуются
с размышлениями философского характера
и литературно-критическими высказываниями.
Писатель рассуждает здесь о соотношении
чувства и разума: «Если чувствование
означает границы добра и зла, то разум,
однако, должен утверждать стопы странствующего
между ими». Здесь же Муравьев делает несколько
интересных психологических наблюдений,
открывающих читателям XVIII в. «внутреннего
человека»: «Столь мило существовать вместе!
Но прекрасно и уединение – оно дает ощущение
нужды быть вместе. Лишения научают нас
вкушать удовольствия». Говоря в этой
же статье о «прославляющих нас единоземцах»,
писатель характеризует творчество своих
предшественников. Последовательно развивая
просветительскую идею о внесословной
ценности личности, Муравьев не только
в стихах, но и в прозаических этюдах много
размышлял об этической стороне человеческой
жизни, о единении добра и красоты, о необходимости
служения другим людям и участия в общественной
жизни. Проза Муравьева – явление, по-своему
очень интересное, отражающее в себе тенденцию
новой эпохи. Однако основные прозаические
сочинения писателя при жизни его не были
напечатаны. Русская проза сентиментализма
развилась и оформилась в 1790-е гг., когда
публиковались прозаические сочинения
Карамзина, возглавившего новое литературное
направление.