Самобытная кинодраматургия Шукшина. Киноповести «Живет такой парень, «Калина красная», специфика жанра

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Литературный дебют Василия Шукшина состоялся в начале 60-х, и в критике сразу возникли понятия "шукшинский мир", "шукшинский герой", "шукшинская жизнь". Пытаясь постичь тайны человеческой души, писатель создал целую галерею образов простых деревенских людей. В центре его романов, повестей и рассказов всегда лежит бытовая, но достаточно необычайная ситуация, и, помещая в нее своих героев, автор соединяет в их характерах высокое и низкое, комическое и трагическое.

Содержание

Введение
1. Множество граней таланта В. М. Шукшина.
2. «Живет такой парень» - «фильм о красоте чистого человеческого сердца, способного к добру» (В.Шукшин).
3. Исследование В. Шукшиным социальной сущности одиночества в киноповести “Калина красная”.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая готово.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

      Самобытная  кинодраматургия Шукшина. Киноповести  «Живет такой парень, «Калина красная», специфика жанра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение

      1. Множество граней таланта В.  М. Шукшина.

      2. «Живет такой парень» - «фильм о красоте чистого человеческого сердца, способного к добру» (В.Шукшин).

      3. Исследование В. Шукшиным социальной сущности одиночества в киноповести “Калина красная”.

      Заключение

      Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

      Литературный дебют Василия Шукшина состоялся в начале 60-х, и в критике сразу возникли понятия "шукшинский мир", "шукшинский герой", "шукшинская жизнь". Пытаясь постичь тайны человеческой души, писатель создал целую галерею образов простых деревенских людей. В центре его романов, повестей и рассказов всегда лежит бытовая, но достаточно необычайная ситуация, и, помещая в нее своих героев, автор соединяет в их характерах высокое и низкое, комическое и трагическое. 
Трехтомное собрание сочинений составили рассказы 60–70-х годов, а также киноповести "Живет такой парень", "Печки-лавочки" и "Калина красная", фильмы по которым давно стали классикой российского кинематографа. 
Рассказы: "Штрихи к портрету", "Сны матери", "Вечно недовольный Яковлев", "Ночью в бойлерной", "Други игрищ и забав" и другие.     

      Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная и актуальная. Его искусство постоянно рождает споры, научные дискуссии. Однако истинное искусство всегда сопротивляется прямолинейности суждений. 
    Василий Шукшин — человек разносторонних дарований. Это писатель, актер, кинодраматург, режиссер. Его творчество отвечает тем критериям, которые предложил сам писатель: в его искусстве мы найдем широкие размышления над жизнью народа, смелое и глубокое постижение ее реальных противоречий и сложности. Существенно и другое: авторские размышления вводят нас в творческую атмосферу, предоставляя возможность понять природу столь самобытного дарования. 
    Живительным источником, почвой творчества В. Шукшина стали воспоминания и личный жизненный опыт писателя. Шукшин как художник складывался в 50-е годы. Его формировала послевоенная действительность, те опыт, знания, ощущения и восприятия, которые приобретались, впитывались юношей в общении с людьми в годы хождений по Руси. Дарование актера, режиссура, рассказчика, романиста, драматурга выявилось в цельном, многообразном творчестве, которое справедливо называют феноменом.

      Василий Макарович Шукшин был и актером, и режиссером, и писателем, поэтому  как никто другой мог рассказать о жизни простого русского человека. Все его работы искренни и правдивы. Но с особой любовью относился он к деревне, к своей родине — Алтайскому краю. Рассказывают, что, подъезжая на поезде к Бийску, откуда до родных Сросток было рукой подать, и слыша родное сельское подпевание, он не мог заснуть: волновался и начинал «ворошить жизнь»…

      Редкостное многообразие содержания и форм разных видов искусства в творчестве одного человека может найти объяснение в самой природе исключительного дарования Шукшина, в том особом восприятии реальности, импульсы которой, постоянно обновляя его, обусловливали сложнейшие внутренние процессы накопления наблюдений, знаний о человеке, обогащений духовного опыта. На этой основе открывались новые перспективы работы. Интенсивность и напряжение ее убеждают в том, что возможности творчества, исполненного глубиной страсти художника, были столь многогранны, что оказались неисчерпаемыми ... В гармонии таланта со временем и жизнью народа истоки стремительного восхождения Шукшина к вершине признания. В народность его искусства заключены объяснение и разгадка феноменальности дарования художника, его творчества.

      Художественный мир Шукшина — многолюдный, динамичный и живописный. 
 
 
 
 

      1. Множество граней таланта В. М. Шукшина.

      Кинодраматургия - литературно-кинематографический  вид творчества; произв.         Формируясь в прямой связи с развитием изобразительных возможностей киноискусства, кинодраматургия в то же время овладевает средствами литературной образности. Двойственность природы кинодраматургии — литературной, с одной стороны, и кинематографической — с другой, вызывает появление 2 типов сценария: литературного произведения, представляющего собой основу фильма и в то же время имеющего самостоятельную художественную ценность, и литературного материала, в котором дано изложение замысла, передающее содержание и конструкцию будущего фильма.

      Кинодраматурги  обращаются непосредственно к изображению  событий действительности, используя  выразительные средства кино, а также  разных видов литературы, привлекают в качестве основы литературные произведения, адаптируя их для экрана.

      Характер  и способы, степень полноты изложения  материала в сценарии неодинаковы  на разных этапах истории кино и  отражают индивидуальные особенности  творчества различных кинодраматургов. Если в «немом» кино 10-х гг. 20 в. литературные сюжеты, персонажи, построение в большинстве случаев заимствовались из произведений литературы, то к концу 20-х гг. Кинодраматургия вырабатывает собственные формы, в той или иной мере сочетающие свойства и возможности прозы и драмы. К 30-м гг. предпочтение оказывается драматургии с предельной концентрацией действия, напряженностью драматического конфликта; такой способ организации сценарного материала стал считаться основным законом кинодраматургии. С введением звука в кино большое значение приобретает звучащее слово. Особенно важную роль играет диалог — одно из главных средств раскрытия характера человека. Дальнейшее расширение возможностей киноискусства позволило кинодраматургии более углубленно исследовать жизнь, воспроизводить ее в большем многообразии и сложности и тем самым привело к изменению эстетических норм кинодраматургии. Форма сценария стала более свободной, разнообразной, способной к выражению усложнившейся системы звукозрительных образов фильма. Жанры кинодраматургии., относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (приключенческий, комедия, мелодрама и др.), становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают в произведения современной К.

      В формировании советской кинодраматургии внес большой вклад В. М.Шукшин.

      В отличие от многих других писателей  Шукшин начал заниматься литературой уже будучи сложившимся, взрослым человеком. Но это не помешало ему сохранить страстность и непосредственность восприятия жизни. 

      Василий Шукшин родился в небольшом алтайском  селе Сростки. Отца своего он не помнил, поскольку тот был репрессирован. Долгие годы Шукшин  ничего не знал о его судьбе и лишь незадолго до собственной смерти увидел его фамилию в одном из списков расстрелянных. В то время его отцу было всего двадцать два года. 

      Еще не окончив школу Василий Шукшин начал работать в колхозе, а затем отправился на заработок в Среднюю Азию. Некоторое время он учился в Бийском автомобильном техникуме, но был призван в армию и сначала служил в Ленинграде, где прошел курс молодого бойца в учебном  отряде, а  затем был направлен на Черноморский Флот. Два года будущий писатель провел в Севастополе. Все свободное время он посвящал чтению, потому что именно тогда решил стать писателем и актером. В тайне даже от самых близких друзей он начал писать.

      Уже с третьего курса Шукшин начал сниматься в кино. Всего актер снялся более чем в 20 фильмах, пройдя путь от типажных образов «людей из народа» к ярким  экранным портретам своих современников, людей принципиальных и целеустремленных. 

      В 1958 году в журнале «Смена» был напечатан первый рассказ Шукшина «Сельский житель», который дал название сборнику появившемуся через несколько лет. Один из самых ярких и глубоких рассказов Шукшина, рассказ «Срезал». 

      За полтора десятилетия литературной деятельности Шукшиным написаны  пять повестей «Там вдали», «А поутру они проснулись», «точка зрения»,  «Калина красная», «До третьих петухов», два исторических романа «Любавины», «Я пришел дать вам волю», пьес а «Энергичные люди», четыре оригинальных коносценария «Живет такой парень»,  «Печки — лавочки», «Позови меня в даль светлую», «Брат мой», около сотни рассказов. И публицистические статьи, из которых наиболее известны «Вопрос к самому себе», «Монолог на лестнице», «Нравственность есть правда». 

      Кинодраматургия Шукшина тесно связана с его прозой, персонажи рассказов часто переходили в сценарии, всегда сохраняя народную разговорную речь, достоверность и подлинность ситуаций. Емкость психологических характеристик. Стилю Шукшина как режиссера присущи лаконичная простота, ясность выразительных средств в сочетании с поэтическим изображением природы, особой ритмикой монтажа. 

      Последней повестью и последним фильмом Василия Макаровича Шукшина стала «Калина красная». Он умер 2 октября 1974 года во время съемок фильма С. Бондарчука «Они сражались за Родину». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 

      В 1976 году за свою работу в кино Шукшин был удостоен Ленинской премии. 

      Жизни и творчеству В.М. Шукшина посвящена  книга: Василий Макарович Шукшин. Мгновения жизни.-  М.: Молодая гвардия, 1989.- 234с. В издании своими воспоминаниями о писателе делятся В. Распутин, А. Ковтун. 

      В. Распутин в своей статье пишет: «Василий Шукшин не пришел в искусство в том понимании, как профессионально образовавшийся, принявший определенные правила искусства автор пристраивается в избранное общество с края и принимается по мере таланта постепенно продвигаться в центр. Он сразу взошел в центре — точно пророс из земли, так что передвинуть его оказалось невозможно. Все в нем  и его слове естественно, самовыгораемо, прочно, пропитано солями, которые содержатся в породившей его почве, отмерено мерой народа, из которого он произошел. Время от времени  в искусство для того, кажется, и являются такие личности, чтобы оно  не заблудилось и не заболталось, не потеряло цену слову и чувству. Они приходят, и словно пелена спадает с глаз: вот же оно настоящее, а то. Что выдавало себя за настоящее, не стоит и ломанного гроша.» 

      Земля — образ поэтически многозначный в творчестве В. Шукшина. Дом родной, родная деревня, пашня, степь, мать — сыра земля... Народно-образные восприятия и ассоциации вводят нас в систему понятий высоких и сложных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, о необъяснимо притягательной силе земли. Этот всеобъемлющий образ естественно становится центром содержания творчества Шукшина. Размышления над судьбами крестьянства, думая о его прошлом и настоящем, В. Шукшин неизменно возвращался к земле: традициям, нравственным понятиям, верованиям, которые складывались у земледельца в труде, многовековому опыту и заботам крестьянина о хлебе насущном. Но земля у Шукшина — образ исторический. Ее судьба и судьбы людей едины, и разорвать эти вечные связи невозможно без трагически необратимых катастроф и гибельных последствий.  

      Но нечто высокое, поэтическое и нравственное угадывал Шукшин. За крестьянским и общечеловеческим влечением к дому, родной деревне, родине — исконная привязанность души, обновляемая у каждого нового поколения. 

      Бережно, внимательно, тактично присматривался Шукшин к человеку, улавливая именно моменты духовных исканий, размышлений, нравственного напряжения, в которых освещается личность.

      Проза, кинодраматургия, фильмы Шукшина остро драматичны, психологически уплотнены. Характеры изображаются в напряженно-кризисные моменты: выбора, самосознания, воспоминаний, трагедийного прощания с жизнью, разочарования или необычайных открытий.

      Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности и доброте — через них узнается человек, а через него — время и сущность бытия. Пути постижения писателем бытия ведут его к познанию глубин души человеческой. А в этом — ключ к решению и древних, и новых загадок жизни. В этом сущность творчества Василия Шукшина.

      Шукшинские характеры историчны. Принадлежность его к определенному времени, периоду или эпохе ограниченна, кажется, что данный характер лепило само время. В творчестве В. Шукшина движение времени выразительно воплотилось в его удивительной характерологии.

      Шукшинское творчество естественно входит в классическую традицию и продолжает ее в новых исторических условиях. Искусство психологического портрета, речевое многообразие, мировосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответственности — вот что характеризует Василия Шукшина и его творчество.

        «Он не сразу взорвался, как бомба, он шел к этой загадке и к шукшинскому имени долгие годы упорным и неослабленным трудом и верой в путь, который он выбрал, дорогу, которую он избрал, — говорил о Василие Макаровиче народный артист СССР Михаил Ульянов. — Почему о нем так много пишут, так много говорят, так много его ставят, читают, спорят, восхищаются, не принимают, но Шукшин и поныне жив, и поныне жив и существует в памяти и сердцах миллионов зрителей и читателей. В чем секрет? В чем феномен Шукшина?..

      Для меня секрет неувядаемого воздействия  шукшинской прозы, шукшинского имени, шукшинской личности, прежде всего, в  той неистовости и запредельной искренности, с какой он делал  свое дело, дело режиссера, актера, писателя. Он работал, как мужик на ниве: либо будет урожай, либо нет, — мужик на своем клоке земли работает до седьмого пота. Его не надо подгонять, его не надо уговаривать, он работает ради хлеба будущего. Вот мужицкое, мужичье, коренное, исконное в Шукшине проявлялось и в его творчестве, творчестве художника. И в этом он был предельно искренен, предельно честен, честен не с точки зрения, так сказать, отношения к окружающим, а с точки зрения своего отношения к профессии и темам, которые он поднимал. Его волновали, мучили, заставляли страдать, сжиматься, скрежетать зубами, стискивать сердце проблемы жизни людей сегодня. При том это не были размышления холодного наблюдателя жизни, это были размышления человека, который кипел в котле этой жизни и горел в котле этой жизни…

Информация о работе Самобытная кинодраматургия Шукшина. Киноповести «Живет такой парень, «Калина красная», специфика жанра