Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 23:11, доклад
Один начинающий писатель принес Некрасову начало своей рукописи. После внимательной, подробной беседы Некрасов стал с ним прощаться . Он взял его руку оной рукой, прикрыл другой и ласково сказал: «До свиданья… Пишите, пишите. У Вас хорошо выходит. Вы знаете тот быт, из которого пишите. Но одно могу посоветовать… У Вас добродушно все выходит. А Вы, батенька, злобы, злобы побольше… Теперь время такое. Злобы побольше». (М.Гершензон и Л.Коган «Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин», М., 1939, Изд. Дет. Литературы)
Злобой, ненавистью к ужасной русской действительности Салтыков – Щедрин был полон до краев. Эта неистощимая «злоба» сделала его великим писателем-сатириком.
Вглядываясь в великое духовное наследие прошлого, общество постигает его на разных уровнях и каждый раз в чем-то по-новому, в зависимости от собственной зрелости, социального опыта и конкретных исторических задач. Сегодня мы особенно отчетливо сознаем то значение, то особое место, которое занимает наследие великого русского писателя М.Е. Салтыкова – Щедрина.
Известный российский ученый – экономист Р.М. Энтов утверждает, что для него Салтыков – Щедрин всегда был не только великим писателем, но и великим мыслителем, который лучше других определил судьбы экономической науки в России. В “Письмах к тетеньке” Салтыков-Щедрин пишет: “Хозяйство, промышленность, науки, даже тишина – это потом. Ходите в лаптях, носите рубище, живите впроголодь, но кричите: “Страх врагам!”
По мнению Энтова, Салтыков-Щедрин несравненно ярче и убедительнее объясняет, что такое собственность в России, чем это делают многие современные ученые – экономисты. У Щедрина жители Глупова боялись того, что каждый следующий градоначальник осуществлял “выемку”. “Выемка” – слово, взятое из “Истории одного города”. Боясь того, что будет осуществлена “выемка”, все прятали не только деньги, но и документы, чтобы не было, “упаси боже”, какого-нибудь “оказательства”. Поэтому Салтыков-Щедрин объясняет, что в России собственность это не то, что ты поместил в свою квартиру, а то, что ты сумел хорошо спрятать и вывезти туда, где никто не найдет.
Актуальность Салтыкова – Щедрина вечна, как действительно вечны архетипы, созданные им. Салтыков – Щедрин был гениальным обличителем предыдущей формации, его произведения можно воспринимать как учебник. Собранные вместе произведения сатирика дают картину русского общества в переходный момент от дореформенной жизни к новым порядкам. Элементы “пошехонского раздолья”, неминуемо долженствовавшие превратиться в элементы разложения для описываемого класса, общественная инертность глуповцев, дававшая возможность произрастанию каких угодно нравственных плевел, среда умеренности и аккуратности, быстрый и могущественный рост Колупаевых и Разуваевых, появление “Ташкентцев”, Балалайкиных, “Красы Демидрона”, - все отрицательные стороны, которыми характеризовалась описываемая эпоха, нашли отражение в сатире Салтыкова – Щедрина. Бичуя отдельные явления, писатель восставал не против самих явлений, а против причин, их порождающих.
“Я очень хорошо помню пословицу “Было-бы болото, а черти будут, - писал он в цикле “Круглый год”, - и признаю ее настолько правильной, что никаких вариантов в обратном смысле не допускаю. Во истину болото родит чертей, а не черти созидают болото. Жалкие черти! Как им очиститься просветлеть, перестать быть чертями, коль скоро их насквозь пронизывают испарения болота. Жалкие и смешные черти! Как смеяться над ними, коль скоро они сами принимают свое болото всерьез и устраивают там целый нелепый мир отношений, в котором бесцельно крутятся и мятутся, совершенно искренно веря, что делают какое-то прочное дело! Да, смешны и жалки эти кинутые в болото черти; но само болото – не жалко и не смешно”.
Салтыков-Щедрин умел находить вовсех своих героях человека, он беспощадно бичевал лишь систему, существующий порядок вещей, мешавший этим людям стать иными. Страстность, с которой Салтыков-Щедрин бичевал общественные пороки, отрицательные стороны русского общественного строя, свидетельствовали лишь о том, как деятельно желал он увидеть Россию обновленной, преуспевающей, беспрепятственно развивающей свою духовную и материальную жизнь, способность обобщать отдельные факты и явления, ставить их в связь с породившими их причинами, была особенностью щедринской сатиры; вместе с блестящим талантом изложения, вместе с даром придавать типичные черты выводимым образам – эта особенность поставила произведения Салтыкова –Щедрина в ряд с лучшими творениями русской художественной литературы.
Верно схваенные и беспощадно осмеянные уродливые стороны русской действительности еще долго существовали, видоизменяясь, окрашиваясь в другие цвета.
Наблюдая темные стороны
окружающей жизни, Салтыков – Щедрин
не создает атмосферы
“Не вечно, ведь, будут проповедовать, - пишет он в том же очерке “Круглый год”, - что крестьянская реформа есть источник всех зол, что суд присяжных – злонамеренная комедия, что свободная печать – вертеп мошенников пера”.
Салтыкова – Щедрина трогали
бессозерцательность и
И Салтыков – Щедрин в целом ряде скорбных очерков под общим заглавием “Мелочи жизни” показал трагическое значение мелочей в жизни героев, взятых из разнородных слоев общества, начиная с великосветских питомцев привилегированных заведений и кончая мужиком и городским пролетарием.
Возымев намерение изобразить
всю поднаготную пресловутой
вековой “культуры”, охранять и
насаждать которую призывались
ташкентцы и Прокопы, Салтыков –
Щедрин в “Господах Головлевых”
дал изображение старинной
Нам всегда нужен будет Салтыков – Щедрин как создатель огромного пласта русской культуры, как учитель, сатирик, политик, как гражданин, патриот нашей страны, который забил тревогу, предупреждая свой народ и человечество об опасностях несправедливого социального и политического устройства общества, основанного на порабощении и полном экономическом и политическом подчинении большинства общества правящей верхушкой. Бесправное, подчиненное положение народа, составляющего основу экономики и жизни любого общества приводит к духовной деградации людей, уничтожению всех ценностей, социальным несчастьям и бедам, бесперспективности существования индивиддуумов. Невозможно переоценить огромное просветительское и духовное наследие произведений Салтыкова – Щедрина, внесшего неоценимый вклад в развитие русского общества по пути образованности и прогресса во всех областях жизни.