Салтыков – Щедрин

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 23:11, доклад

Описание работы

Один начинающий писатель принес Некрасову начало своей рукописи. После внимательной, подробной беседы Некрасов стал с ним прощаться . Он взял его руку оной рукой, прикрыл другой и ласково сказал: «До свиданья… Пишите, пишите. У Вас хорошо выходит. Вы знаете тот быт, из которого пишите. Но одно могу посоветовать… У Вас добродушно все выходит. А Вы, батенька, злобы, злобы побольше… Теперь время такое. Злобы побольше». (М.Гершензон и Л.Коган «Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин», М., 1939, Изд. Дет. Литературы)
Злобой, ненавистью к ужасной русской действительности Салтыков – Щедрин был полон до краев. Эта неистощимая «злоба» сделала его великим писателем-сатириком.
Вглядываясь в великое духовное наследие прошлого, общество постигает его на разных уровнях и каждый раз в чем-то по-новому, в зависимости от собственной зрелости, социального опыта и конкретных исторических задач. Сегодня мы особенно отчетливо сознаем то значение, то особое место, которое занимает наследие великого русского писателя М.Е. Салтыкова – Щедрина.

Работа содержит 1 файл

Салтыков – Щедрин.docx

— 142.00 Кб (Скачать)

Известный российский ученый – экономист Р.М. Энтов утверждает, что для него Салтыков – Щедрин всегда был не только великим писателем, но и великим мыслителем, который  лучше других определил судьбы экономической  науки в России. В “Письмах к тетеньке” Салтыков-Щедрин пишет: “Хозяйство, промышленность, науки, даже тишина – это потом. Ходите в лаптях, носите рубище, живите впроголодь, но кричите: “Страх врагам!”

По мнению Энтова, Салтыков-Щедрин несравненно ярче и убедительнее объясняет, что такое собственность  в России, чем это делают многие современные ученые – экономисты. У Щедрина жители Глупова боялись  того, что каждый следующий градоначальник осуществлял “выемку”. “Выемка” –  слово, взятое из “Истории одного города”. Боясь того, что будет осуществлена “выемка”, все прятали не только деньги, но и документы, чтобы не было, “упаси боже”, какого-нибудь “оказательства”. Поэтому Салтыков-Щедрин объясняет, что в России собственность это  не то, что ты поместил в свою квартиру, а то, что ты сумел хорошо спрятать и вывезти туда, где никто не найдет.

Актуальность Салтыкова  – Щедрина вечна, как действительно  вечны архетипы, созданные им. Салтыков – Щедрин был гениальным обличителем предыдущей формации, его произведения можно воспринимать как учебник. Собранные вместе произведения сатирика дают картину русского общества в переходный момент от дореформенной жизни к новым порядкам. Элементы “пошехонского раздолья”, неминуемо долженствовавшие превратиться в элементы разложения для описываемого класса, общественная инертность глуповцев, дававшая возможность произрастанию каких угодно нравственных плевел, среда умеренности и аккуратности, быстрый и могущественный рост Колупаевых и Разуваевых, появление “Ташкентцев”, Балалайкиных, “Красы Демидрона”, - все отрицательные стороны, которыми характеризовалась описываемая эпоха, нашли отражение в сатире Салтыкова – Щедрина. Бичуя отдельные явления, писатель восставал не против самих явлений, а против причин, их порождающих.

“Я очень хорошо помню  пословицу “Было-бы болото, а черти  будут, - писал он в цикле “Круглый год”, - и признаю ее настолько правильной, что никаких вариантов в обратном смысле не допускаю. Во истину болото родит чертей, а не черти созидают болото. Жалкие черти! Как им очиститься просветлеть, перестать быть чертями, коль скоро их насквозь пронизывают испарения болота. Жалкие и смешные черти! Как смеяться над ними, коль скоро они сами принимают свое болото всерьез и устраивают там целый нелепый мир отношений, в котором бесцельно крутятся и мятутся, совершенно искренно веря, что делают какое-то прочное дело! Да, смешны и жалки эти кинутые в болото черти; но само болото – не жалко и не смешно”.

Салтыков-Щедрин умел находить вовсех своих героях человека, он беспощадно бичевал лишь систему, существующий порядок вещей, мешавший этим людям  стать иными. Страстность, с которой  Салтыков-Щедрин бичевал общественные пороки, отрицательные стороны русского общественного строя, свидетельствовали  лишь о том, как деятельно желал он увидеть Россию обновленной, преуспевающей, беспрепятственно развивающей свою духовную и материальную жизнь, способность обобщать отдельные факты и явления, ставить их в связь с породившими их причинами, была особенностью щедринской сатиры; вместе с блестящим талантом изложения, вместе с даром придавать типичные черты выводимым образам – эта особенность поставила произведения Салтыкова –Щедрина в ряд с лучшими творениями русской художественной литературы.

Верно схваенные и беспощадно осмеянные уродливые стороны  русской действительности еще долго  существовали, видоизменяясь, окрашиваясь  в другие цвета.

Наблюдая темные стороны  окружающей жизни, Салтыков – Щедрин не создает атмосферы безнадежности, он показывает путь к выходу, будучи постоянно убежденным в торжестве  разумных, прогрессивных начал.

“Не вечно, ведь, будут проповедовать, - пишет он в том же очерке “Круглый год”, - что крестьянская реформа есть источник всех зол, что суд присяжных – злонамеренная комедия, что свободная печать – вертеп мошенников пера”.

Салтыкова – Щедрина трогали  бессозерцательность и монотонность жизни, “мелочи жизни”, которые  опутывали людей, словно мелкою непроницаемою  сетью. “Ах, эти мелочи! – восклицает сатирик, - как чесоточный зудень, впиваются  они в организм человека и точат  и жгут его. Сколько всевозможных “союзов” опутало человека со всех сторон… Сколько каждый индивидуум ухитряется придумать лично для  себя всяких стеснений. И всему этому, и пришедшему извне, и придуманному ради удовлетворения личной мнительности, он обязывается послужить, т.е. отдать всю жизнь. Нет места для работы здоровой мысли, нет свободной минуты для плодотворного труда. .. Мелочи, мелочи заполонили всю жизнь!” (Салтыков – Щедрин М.Е. Мелочи жизни).

И Салтыков – Щедрин в  целом ряде скорбных очерков под  общим заглавием “Мелочи жизни” показал трагическое значение мелочей  в жизни героев, взятых из разнородных  слоев общества, начиная с великосветских питомцев привилегированных заведений  и кончая мужиком и городским  пролетарием.

Возымев намерение изобразить всю поднаготную пресловутой  вековой “культуры”, охранять и  насаждать которую призывались  ташкентцы и Прокопы, Салтыков –  Щедрин в “Господах Головлевых”  дал изображение старинной дореформенной  помещичьей семьи во всем ужасающем  безобразии нравственной распущенности, отсутствия духовных интересов и  полного разложения под личиной  цинически-наглого лицемерия и  ханжества.

Нам всегда нужен будет  Салтыков – Щедрин как создатель  огромного пласта русской культуры, как учитель, сатирик, политик, как  гражданин, патриот нашей страны, который забил тревогу, предупреждая свой народ и человечество об опасностях несправедливого социального и политического устройства общества, основанного на порабощении и полном экономическом и политическом подчинении большинства общества правящей верхушкой. Бесправное, подчиненное положение народа, составляющего основу экономики и жизни любого общества приводит к духовной деградации людей, уничтожению всех ценностей, социальным несчастьям и бедам, бесперспективности существования индивиддуумов. Невозможно переоценить огромное просветительское и духовное наследие произведений Салтыкова – Щедрина, внесшего неоценимый вклад в развитие русского общества по пути образованности и прогресса во всех областях жизни.  

 

 

 

 


Информация о работе Салтыков – Щедрин