Русское поле А.Решетова

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:57, реферат

Описание работы

Очарование стихотворений А. Решетова захватывает читателя.
Строки поэта просты, выразительны и красивы. Перед природой поэт испытывает восторженную детскую радость.
Поэт А. Решетов восхищается красотой природы, обожествляет все сущее вокруг, преклоняется перед ней. Лес и вода, взаимодействие этих двух стихий с человеком – это занимает поэта.
В стихах о природе – и действие, и характер. Здесь все важно, ничего нельзя исказить, отсечь, исправить.
Поэт А. Решетов воспринимает Землю-Природу своей второй матерью, опекающейся его, как родная мать. Земля представляется поэту начальным и вечным домом, из которого он вышел и в который он должен вернуться. Возможно, поэтому на земле он чувствует себя блудным сыном, постоянно помнящим о последнем доме. Поэт обладал пронзительным зрением, видел, как ему самому казалось и «подземную траву» и «потоки косвенного света». Величественные красоты нашего Урала оставлял мастерам риторического пафоса, а читателям дарил откровения тихого, пристального созерцания.

Содержание

«И эту землю на седьмое небо,
Живой и мертвый, не сменяю я…».
«Ощущать цветов благоуханье
И лучей скользящее тепло…».
(Благоухающий букет из полевых цветов А.Л. Решетова).
«Какой-то гордости особой
Полно любое деревцо…».
(Мировое древо в поэзии А.Л. Решетова).
«Мои стихи…
Они – воды и воздуха глоток…».
(Идейно-художественное своеобразие поэзии А.Л. Решетова)
«А почему бы ни взглянуть
На мир привычный, как на чудо?»
(Читая стихотворения любимого поэта…).
Список литературы.
Примечание.

Работа содержит 1 файл

Экзаменационный реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Раздвигается  валежник,

И, размером с ноготок,

Появляется  подснежник,

Первый  истинный цветок.

Расцветет потом и роза,

И гвоздика и репей.

Но  все это будет  проза,

А поэзия – теперь. 
 

        Древняя легенда рассказывает: когда  Адам и Ева были изгнаны  из рая, шел сильный снег, и Еве стало холодно. Тогда, пожалев ее, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, в ней ожила надежда. Так вот и стал подснежник знаком приближения спасительного тепла.

        О том, что природа выпрямляет  душу героя Решетова, писали критики: Д. Ризов и Н. Гашева.

         Цветы помогают герою Решетова противостоять злу, свирепости. Цветы врачуют героя и нас, выражают чувства благодарности и расположения, наполняют красотой, отдыхом, счастьем.    

        Букет Решетова не экзотический, не яркий, а больше невзрачный, не отличающийся буйством красок, ведь жизнь поэта и его героя не безмятежная, а тревожно земная, но он ее любит и ценит.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Какой-то гордости особой

Полно любое деревцо…»

        У каждого из нас есть свое поле. Для одних это уходящая прямо к горизонту даль, нежная голубизна, бегущая волнами.

Для других –  легко пересекаемое пространство с  виднеющейся тропинкой, бегущей  в лес. А то и затерянная где-нибудь в лесах полянка, вдруг открывающаяся  среди деревьев. Решетовское поле особенное из существующих в мире, единственное из множества. Его  невозможно представить без деревьев, шумящих, как закипающие самовары, живых, радующихся дождю и солнцу. Без Камушки–Камы, где вечно искристая юность «течет». А «стогов зеленые пилотки», дорога к родному дому, озерко в лесной трущобе, ковер опавших листьев и «шелк паутинок» - разве это не поле? Или дыхание утренней свежести со всеми красками света, «синь над морем хлеба», играющие с овсами ветры, падающие каплями слез звезды, цветов благоуханье? Вот оно – поле поэта Решетова. И это не просто земля, не только хлеб, цветы, красота. Это жизнь и, как каждая жизнь – поэзия, радость, печаль, надежда. Поле А. Решетова живет в его стихотворениях.

    Но  решетовское русское поле невозможно представить без «часовых», стерегущих, оберегающих цветы, - деревьев и кустарников. Они украшают поле поэта, наполняют его своей особенной жизнью, становятся частью акварели, написанной художником-поэтом А. Решетовым.

     Читая  стихотворения А. Л. Решетова, я прониклась строками поэта, которые стали памятью моего сердца. Они помогли мне определить эстетические принципы, основанные на оригинальном преломлении русской народнопоэтической культуры; разгадать «язык» деревьев, которые более всего воспел поэт.

    Более других Решетов воспел рябину. Когда город готовился к своему пятидесятилетию, в плане празднования был один необычный пункт: в честь юбилея заложить в Березниках рябиновый сад. Идея эта пришла вот как. В свое время Алексей Решетов написал стихотворение «Рябиновый сад». Сада такого в природе не существует, рябина никогда не образует сплошных зарослей, однако его можно высадить, если его создало воображение поэта. Получился не сад, а сквер. А ведь мыслилось создать парк, причем не просто парк, а парк уникальный, ведь поводом для его создания послужило прекрасное стихотворение талантливейшего поэта – Алексея

Решетова. 
 

Рябиновый сад

Лежу  на больничной постели,

Мне снится рябиновый  сад,

Листочки  уже облетели,

А красные гроздья  – висят.

И мать говорит мне:

«Мой  мальчик,

Ты  помни, когда я  уйду,

Что жизнь наша горче  и ярче,

Чем ягоды в этом саду».

    Рябина  – очень полезное дерево. Уже  в старину были известны целебные  свойства рябины. Конечно, рябина  ягода горькая, слов нет. Неспроста ее так любят в народе.

    Рябина  – дерево с плодами в виде  пучка горьковатых оранжево- красных  ягод, а также самые ягоды. В  этимологическом словаре сказано,  что «рябина» - это суффиксальное  производное от общеславянского  «бурый», того же корня, что  рябой, рябчик, рябина получила свое имя по цвету ягод.  «Поле» этого слова в поэзии Решетова – осень, огонек, золото, багрянец, лес, рябинушка, красота. 

      Рябина олицетворяет жизнь жгучую, страстную, горькую, но сладкую,  сложную, неповторимую.

      Рябина красива, она украшает лес своими гроздьями-бусами, дарит нам свои пахучие ягоды, просится к нам домой в варенье, морсы. Рябиновый букет Решетова может «стать победителем цветочных красот».

     На  решетовском поле обычный шиповник  становится необычным соседом  рябинки. 

     Шиповник - праматерь царицы цветов –  розы.

     Для  человека шиповник – это эликсир  жизни, подаренный самой природой, настоящая кладовая витаминов.  Уж в этом-то красавица роза не может состязаться со своей праматерью.

     Когда  еще не было на Земле царицы  цветов - красавицы розы, шиповник  повсюду ценился дороже всех  других творений природы. Им  украшали хижины в Древнем  Китае и в Индии, его обожествляли  в Египте и в Вавилоне, о нем слагали элегии оды в Риме и в Греции. И вовсе не за красоту, а за его целебную силу.

       На Руси шиповник тоже был  известен. В пору Ивана грозного  посылали в Казань для обмена  на ягоды и лепестки шиповника  собольи меха, бархат, парчу, атлас. 

 

О, как за дворцовую  роскошь 

Цепляется пышная роза!

Отец  ее – сельский шиповник,

Но  вряд ли она его  помнит. 

     Легенда  о нем гласит: полюбил молодой  охотник гордую красавицу. Только  ни подвиги его, ни богатая  добыча  не могли тронуть ее  сердца. Она хотела, чтоб юноша ей принес букет дикой белой розы. Нашел молодец в лесу куст шиповника, начал ломать белые цветки. Капли крови сочились с исколотых рук и падали на чистые лепестки. Красавица отвергла его букет, но упрямый юноша снова шел за белыми цветами шиповника, которые при прикосновении вмиг розовели. Не хотел вольный кустарник, чтобы женская гордыня взыграла сильнее.

     Вот  такой он, гордый шиповник!

     По  другой легенде, будто бы полюбила  одна девушка юношу, а станичный  атаман сам хотел на ней  жениться, но она ему отказала. Решил тогда атаман насильно выкрасть ее и увести. Но она убежала к реке, пронзила сердце кинжалом, брызнула на песок горячая кровь, и вырос на этом месте куст прекрасных диких роз, укрытых шипами от злых людей.

       Читая стихотворения Решетова, я открыла, что лирическому герою Решетова близок невзрачный кустарник – орешник.

Орешник наполняет  радостью, светом мрачный мир вокруг. Для поэта и его лирического  героя орешник – «нераскаявшийся  грешник», поэт сближает его с миром  людей, очеловечивает его. Орешник дорог поэту и его лирическому  своим неповторимым характером, который учит преодолевать сложности жизни и радоваться ей. Цветет орешник весной и, может быть, это роднит его с поэтом Решетовым, ведь день рождения поэта тоже весной. Орешник является жизненным  символом поэта, который дает ему силы жить, врачует его душу. Цветущий орешник погружает поэта и его лирического героя в мир красоты. Он помогает нам понять поэта и его лирического героя, их общение с природой. 
 

И вот уже под солнцем вешним

Очнулись  бабочки от сна,

Сережки выпустил орешник  – 

И у меня в душе весна… 

     На поле Решетова небо  и земля соединяются Мировым древом. Этот мифологический образ, существующий у многих народов мира, в поэзии Решетова многозначен. Дерево, растущее от земли до неба, является и центром мира, и раем, и семьей, и человеком, и вечным, непоколебимым древом, на ветвях которого растут плоды дум и образов. На  ветвях этого «небесного» дерева (осины, березы, кедра, вербы, тополя) растут разные «плоды»: солнце, луна и звезды, дни и ночи, думы, образы и слова.

     Наиболее  важную роль в художественном  мире Решетова играют образы  осины и березы.

     Своеобразный  талисман для героя Решетова  – осина. По своей природе  лирический герой Решетова с очень чуткой, ранимой и романтичной душой. Осина привлекла Решетова, вероятно, потому что по народным поверьям, это было одно из таинственных деревьев, о котором слагалось множество легенд.

Утверждали, что листы осины дрожат от Божьего  проклятья: по одним апокрифам из осины якобы был сделан крест, на котором распяли Христа, по другим - на осине повесился Иуда. Считалось, что вокруг нее вьется нечистая сила. Но в то же время осине приписывали и магические свойства талисмана, спасающего от всякой нечисти. В качестве защиты от колдунов и ведьм использовали осиновый кол. При строительстве домов по углам вбивали осиновые колышки – обереги. Ветки осины втыкали в стены хлева или рядом с ним, чтобы защитить скот от всяких напастей.  
 
 
 

Торопливо заглянув в ручей,

Косы  рыжеватые осинка

Заколола  шпильками лучей

И накрыла сверху паутинкой.

Распрямилась  и стоит она,

В сапожок брезентовый  обута.

Полдень. Наливная тишина.

Ждет  осинка. Повезло кому-то! 
 

     Береза  связана с культом растительности. В центре обрядов у русских – обряды с березкой, а именно «завивание березки» и «развивание».

     Завивали  березку в семик (в четверг  на седьмой недели после пасхи). Это девичий праздник.

      Этот древний обычай совершался  так: еще  спозаранку изготавливаются  из молодых девушек, которые желают участвовать в завивание березки, различные яства. Вся стряпня делается  вскладчину в особой избе и продолжается до двух часов по полудни. После этого все девушки, нарядившись в свои лучшие платья, украсившись лентами и цветами, гурьбой идут в лес и, избрав густую, развесистую березу, начинают ее «завивать». Скручивали ветки вроде венка, заплетали косички, перевязывая иногда ветки лентами, пригибали ветки к земле и приплетали к траве. Каждая девушка завивала березку на себя, а во многих местах и на родных. Обязательным элементом обряда была ритуальная трапеза (часто первая ложка каши давалась березке). Во многих местах праздник заканчивался тем, что развитую березку срубали, бросали в воду или в рожь. Береза должна была передать свою силу воде или земле. 

Березы

Как стойко держались  березы

В суровые дни, в  январе,

А нынче весенние слезы

  Бегут и бегут по коре.

Так женщины наши в  груди

Обиды и горести прячут,

А если и плачут,

То  плачут,

Когда уже все позади.  

        Неугасающую жизнь природы А. Решетов различает в каждом растении, дереве. Природа предстает перед поэтом в новом образе: это не увядающая жизнь, а скорее ее новое дыхание. Русское поле поэта живет жизнью его самого и его лирического героя.

        Прозрачный купол небосвода, сероватая дымка воды, силуэты трав и цветов, серебряные кружева вечерней росы – все это волнует поэта А.Л. Решетова своей высокой простотой.

Информация о работе Русское поле А.Решетова