Россия и русский человек в романе «Лето Господне»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:56, реферат

Описание работы

Шмелев Иван Сергеевич (1873 – 1950) – выдающийся русский писатель и публицист. Яркий представитель консервативно-христианского направления русской словесности, был одним из самых известных и популярных писателей России начала века. После того, как в 1920 г. В Крыму большевиками был расстрелян его сын, - русский офицер, - могилу которого Шмелев отчаялся найти, писатель в 1922 г. Эмигрировал. В изгнании стал одним из духовных лидеров русской эмиграции. Шмелева высоко ценили И.А. Ильин, А. И. Куприн, Б.К. Зайцев, К. Бальмонт, Г. Струве.

Содержание

1 .Введение
2. Так о России не говорил еще никто...
3. Россия и русский человек в романе «Лето Господне»
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Лето Господне реферат.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Одним из центральных персонажей "Лета Господня", а также "Богомолья" - книги, повествующей о паломничестве в Троице-Сергиеву Лавру, - является "русский верующий простец" (И. Ильин) Михаил Панкратыч Горкин. Именно он олицетворяет этический идеал Шмелева. Горкин - носитель русского православного духа. Он знаток и авторитет в вопросах уклада и обряда. Не случайно по древней евангельской традиции, а одновременно и традиции великорусской, он - плотник.

Шмелев начинает роман с Великого Поста, а точнее - с "Чистого понедельника". Для Вани этот "Понедельник" - волшебная сказка, открытие нового мира. Каждый человек помнит свое детство и светлым, и омраченным. И мне понятно состояние души Вани, когда в такой сказочный день происходят отнюдь не сказочные события. Вот отец грубо кричит на Василь Василича - "Пьяная морда", - а тот и ответить не может, так нарезался. Отец сменяет гнев на милость, когда выясняется, что выручку Василь Василич все-таки принес, да еще "с верхом", а в кармане у него лишь кусок черного хлеба и огрызок соленого огурца. Очень, я считаю, в русской натуре такое бескорыстие и небоязнь - самого себя на смех выставлять, как этот Василь Василич. Когда по дороге в церковь, где будет стояние, попадает пьяный парень и ругается ужасными словами. К сожалению, и сейчас таких сколько угодно. В душе ребенка, конечно, тревожно: с одной стороны - ожидание светлого праздника, с другой - страх от того, что есть люди, которым на это наплевать.

Конечно, мир "Лета Господня" , мир Горкина, Домны Панферовны и Анюты, Марьюшки-кухарки, плотника Захара, Мартына, старого кучера Антипушки и приказчика Василь Василича, птичника Солодовкина, трактирщика Митриева и мясника Лощенова - этот мир одновременно и был, и не существовал никогда. Возвращаясь вспять силой воспоминаний, против течения времени - от устья к истокам, - Шмелев преображает все, увиденное вторично. Да и сам "я", Шмелев-ребенок, появляется перед читателем словно бы в столпе света, умудренный всем опытом только предстоящего ему пути. Но одновременно Шмелев создает свой особенный, "круглый" мир, маленькую вселенную, от которой исходит свет патриотического одушевления и высшей нравственности.

В сплетении восторга, страха и стыда Валя врастает в так давно существующий мир взрослых людей. Но он таит в глубине души уверенность, что лично он избежит такой жизни и поступков, которые пугают его во взрослых.

Душа его зреет, раздвигая пределы детской жизни. Вот он стоит возле храма Христа Спасителя - будущей золотоглавой жертвы русского народа. Еще не разрушенный большевиками храм будто мечтает о новом возрождении, в новой России.

В «Лете Господнем» укрепляется вера человека, питающая дух его и – Лето Господне – в Церкви. Шмелев показывает жизнь человека не в смене времен года, но в церковном богослужебном круге – Человек идет по времени, отмеченному событиями церковной жизни.

Герой книги живет как бы вне конкретного времени, все опирается лишь на время церковное, текущее по каким-то особым, неземным законам. Движение совершается от радостей к скорбям. От вступления в сознательный отроческий возраст – к смерти. К смерти еще не собственной физической, но к переживанию смерти – в прощании с умирающим отцом. Здесь, мы видим, раскрывается подлинно христианская кончина: через церковное приготовление к смерти в таинствах – к отхождению. Христианская кончина – и горе, и радость. Недаром в самый момент смерти отца мальчик погружается в некое райское видение, в котором он встречается со здоровым и радостным отцом. Скорбь расставания и радость ожидания новой встречи – там.

Так завершается Лето Господне.

 

Заключение

Итак, можно сделать вывод ““Лето Господне” - о русскости русского человека. А это особый предмет, - пишет М.Дунаев в своей книге “Русская литература и православие”, - и особенным инструментом отображенный. Чтобы воспринять это отображение, нужно иметь соответствующее средство. Понять “Лето Господне” способен лишь русский человек, и православный. Для прочих – в ней много чуждого”.

“Вот дар большого русского художника… - писал об этой книге Ильин. – Книга, которая никогда не забудется в истории русской словесности и в истории самой России… Грань и событие в движении русского национального самосознания…

В последнее десятилетие своего творчества Шмелев написал много статей о русских писателях, о судьбе России, о Москве, о русском купечестве, статьи – отклики на события II мировой войны. Все они проникнуты православным духом. Шмелев утверждает, что лучшие писатели России были глубоко религиозными людьми, что Россию, Москву спасла от вражеских нашествий, от гибели именно глубочайшая непоколебимая вера русского народа. Раздумывая о будущем России в статье “Пути живые и мертвые”, писатель выражал твердую уверенность, что у России есть только один путь к спасению – путь религиозного возрождения.

"Богомолье", "Лето Господне", а также примыкающие к ним рассказы "Небывалый обед", "Мартын и Кинга" объединены не только духовной биографией ребенка, маленького Вани. Через материальный, вещный, густо насыщенный великолепными бытовыми и психологическими подробностями мир нам открывается нечто иное, более масштабное. Кажется, вся Россия, Русь предстает здесь "в преданьях старины глубокой", в своей темпераментной широте, истовой спокойствии, в волшебном сочетании наивной серьезности, строгого добродушия и лукавого юмора. Это воистину "потерянный рай" Шмелева-эмигранта, и не потому ли так велика сила ностальгической, пронзительной любви к родной земле, так ярко художественное видение красочных, сменяющих друг друга картин. Книги эти служат глубинному познанию России, ее корневой системы, пробуждают любовь к нашим праотцам.

 Пожалуй, проникновеннее и точнее всех выразил мнение многих читателей о романе "Лето Господне" И. Ильин, мыслитель, духовно близкий Шмелеву по взглядам на Россию, на русский народ, на православие: "3амечательный художник, страдающего и поющего сердца, сказал здесь некую великую правду о России. Он высказал и показал ее с той законченною художественною простотою, с тою ненарочитостью, с той редкой безыскуственностью, которая дается только душам предельной искренности и последней глубины ... Россия была такой".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Использованная литература.

 

1. Дунаев М.М. Творчество И.С. Шмелева (1873-1950). // Православие и русская литература. Ч.5. М. 1999

2. Журавлева А.Н. Православно-христианские традиции в произведениях И. Шмелева "Лето Господне", "Богомолье". - М. 1997.

3. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию // Новое время №10, 1991

4. Михайлов О. И.С. Шмелев (1973-1950) // Литература русского зарубежья. - М. 1995

5. Струве Г. Русская литература в изгнании.- Париж-Москва. 1996

6. Шмелев И.С. Лето Господне: Повесть.-М.: Дет. Лит., 2004.-527с: ил.

7. Шмелев И.С. Человек из ресторана: Повести и рассказы. -М.: Худож. Лит., 2008-302с.

8. Леонидов В. "Знаю, придет срок, Россия меня примет..." Первая книга об Иване Шмелеве - Internet: http://exlibris.ng.ru

9. Петров С. И.С. Шмелев. - - Internet: http://www.lbn.ru

10. Сухинина Н.Е. Будни и праздники Господнего Лета. - Internet: http://www.rusk.ru



Информация о работе Россия и русский человек в романе «Лето Господне»