Репрезентация любовных отношений в фантастической литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:44, статья

Описание работы

Всё более обостряются споры профессионалов и читателей о том, где проходит грань между литературой массовой и литературой высокой. Возникает огромное количество произведений изначально массовых жанров, которые неожиданно получают высочайшее признание в виде почётных национальных и зарубежных премий. Пожалуй, самым спорным является жанр фантастики – в силу его неоднородности, способности удовлетворять наиболее притязательным и разнообразным читательским запросам.

Работа содержит 1 файл

УРАМОВ - РЕПРЕЗЕНТЦИЯ ЛЮБВИ В ФАНТАСТИКЕ.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Подведём  некоторые итоги. Любовь в современной фантастике отражается чаще всего в традициях сентиментальной и романтической литературы. Традиционным конфликтом является необходимость выбора между долгом и чувством, между потребностями индивида и социума. Знакомы и архетипы героев-участников любовного конфликта: для мужчин это суровый воин с нордическим характером, либо уникальный герой (маг, вампир, оборотень), но всегда – бунтарь, противопоставленный остальному миру; для женщин – воплощение всех добродетелей, либо скромная красавица, обычная для описываемого общества, либо женщина-вамп (у Замятина, А.Толстого, Пелевина…). Новаторство фантастов заключается в возведении любви в философскую категорию, в придании ей статуса третьего метафизического начала мира – между Добром и Злом. Фантасты, в сравнении с прочими авторами современной беллетристики и массовой литературы, очень бережны в обращении к любовному чувству. Они стремятся вернуть любви утраченное, поруганное благородство и чистоту, какой она была отмечена в русской классике (у Тургенева, Куприна и других). В этом заключается сознательный протест фантастов против общей тенденции к духовному обнищанию, к опрощению и утрате моральных ценностей (сравним отношение к любви у Ирины Денежкиной, Сергея Минаева и др.). Хотя фантастическая литература, являясь по преимуществу массовой, не избежала некоторой шаблонизации, в том числе, и типов персонажей, и характера любовного конфликта.

Фантастика, таким образом, занимает нишу идеалистического авангарда, выступает на передовой в борьбе за уходящие ценности прежних эпох. В этом – один из секретов её популярности: читатель находит в книгах любовь красивую и благородную, по которой он тоскует ввиду её полного отсутствия в современной реальности… 

 

Список  литературы

  1. Берроуз, Эдгар. Принцесса Марса – The Princess of Mars. - Hall of Fame, 2003
  2. Емец, Дмитрий. Мефодий Буслаев: Крылья для Светлого Стража. – М.: ЭКСМО, 2008
  3. Книга «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина». Издательство «Правда», 1983. Примечания к роману «Аэлита», стр.377, автор А. Алпатов
  4. Майер, Стефани. Сумерки: новолуние. – М.: Фантлиб, 2007
  5. Семёнова, Мария. Волкодав. – М.: ЭКСМО, 2000
  6. Толстой, Алексей Константинович. Аэлита. – М.: Детгиз, 1937

Информация о работе Репрезентация любовных отношений в фантастической литературе