Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:01, реферат
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по
определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском
словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно
созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка (С. Н. ЦеЙтлин).
в процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.
Результатом отражения и закрепления в, сознании системных связей языка является формирование у ребенка языковых обобщений. В процессе восприятия и использования слов, имеющих общие элементы, в сознании ребенка происходит членение слов на единицы (морфемы). Детское словотворчество является отражением сформированности одних и в то же время несформированности других языковых обобщений.
Детское
словотворчество
которые подчиняются менее продуктивным закономерностям, что
проявляется в разнообразных ненормативных словообразованиях. Суть
«генерализации», таким образом, состоит в том, что аналогичные явления
могут быть названы аналогичным образом (заячий -лисячий, свинячий,
ежачий,
белячий, слонячий; снежинки пуржинки).
Это явление оказывается
Таким образом, на основе вычленения словообразовательной морфемы из слова в сознании ребенка закрепляются модели-типы, в которых определенные значения связываются с определенной звуковой формой.
в процессе речевого общения ребенок не просто заимствует слова из
речи окружающих, не просто пассивно закрепляет слова и словосочетания в
своем сознании. Овладевая речью, ребенок активен: он анализирует речь окружающих, выделяет морфемы и создает новые слова, комбинируя морфемы. В процессе овладения словообразованием, таким образом, ребенок осуществляет следующие операции: вычленение морфемы из слов обобщение значения и связи этого значения с определенной формой синтез морфем при образовании новых слов.
Чаще всего неологизмы в детской речи являются следствием того, что ребенок употребляет словообразовательные морфемы в соответствии с их точным значением, однако при словообразовании правильный корневой элемент комбинируется с чуждыми этому корню аффиксами (не принятыми в языке). Чаще всего ребенок при этом заменяет синонимичные аффиксы, использует продуктивные суффиксы вместо непродуктивных (сольница, матросятя, лисинчик, почтаник, зонтарь, хворанье, ко-ровний, свинячий, обколючилась, отпомнил, отсонилась).
Другой механизм словообразования лежит в основе неологизмов по
типу «народной этимологии» (копать -лопать, лопатка -копатка, забодаю -зарогаю, сухари -косари, вазелин -мазелин, компресс -мокресс, слюнка-плюнка, милиционер -улиционер).
Неологизмы этого типа образуются по-иному. Здесь нет
,
неправильности в комбинации выделенных морфем. Основной особенностью этих неологизмов является замена одного звучания слова другим. При этом происходит изменение этимологии слово, переосмысление его значения. В этом проявляется стремление ребенка установить связь непонятного слова со
значением знакомых и понятных.
Этот
тип неологизмов
Характер детских словообразовательных неологизмов выявляет определенные закономерности начального этапа словообразования. В процессе овладения словообразованием выделяются следующие основные
тенденции:
1.
Тенденция «выравнивания»
в производном слове. Эта тенденция носит многоплановый характер, что
проявляется в том, что в производных словах часто не используется
чередование, изменение ударения, консонантизация гласного основы,
супплетивизм;
Замена продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными;
Переход
от простого к сложному как в плане
семантики, так и в плане
формально-знакового выражения.
Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые,
хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные но семантике формы. Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предпочитает достаточно широкий уровень
интеллектуального и речевого развития.
Литература: Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников»
А. В. Запорожец «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г.
Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста».
Выготский Л. С. «Развитие устной речи»