Развитие лексики в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:01, реферат

Описание работы

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Работа содержит 1 файл

реферат развитие лексики в онтогенезе.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

       Если  ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по

       определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском 

       словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно

       созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка (С. Н. ЦеЙтлин).

       в процессе речевого развития ребенок  знакомится с языком как системой. Но он не способен усвоить сразу  все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.

       Результатом отражения и закрепления в, сознании системных связей языка является формирование у ребенка языковых обобщений. В процессе восприятия и использования слов, имеющих общие элементы, в сознании ребенка происходит членение слов на единицы (морфемы). Детское словотворчество является отражением сформированности одних и в то же время несформированности других языковых обобщений.

       Детское словотворчество характеризуется  употреблением регулярных (продуктивных) словообразовательных моделей. Усвоив продуктивную словообразовательную модель, ребенок «генерализует» эту модель (по Т. Н. Ушаковой), переносит ее по аналогии на другие случаи словообразования,

       которые подчиняются менее продуктивным закономерностям, что 

       проявляется в разнообразных ненормативных  словообразованиях. Суть

       «генерализации», таким образом, состоит в том, что аналогичные явления

       могут быть названы аналогичным образом (заячий -лисячий, свинячий,

       ежачий, белячий, слонячий; снежинки пуржинки). Это явление оказывается возможным  в связи с тем, что ребенок, анализируя речь окружающих, вычленяет из слов определенные морфемы и соотносит их с определенным значением. Так, выделив морфему -нициз слов мыльница, конфетница, сахарница, ребенок соотносит эту морфему со значением посуды, вместилища чего-либо. И в соответствии с этим значением ребенок образует слова типа солъница.

       Таким образом, на основе вычленения словообразовательной морфемы из слова в сознании ребенка  закрепляются модели-типы, в которых  определенные значения связываются  с определенной звуковой формой.

       в процессе речевого общения ребенок не просто заимствует слова из

       речи  окружающих, не просто пассивно закрепляет слова и словосочетания в 

       своем сознании. Овладевая речью, ребенок  активен: он анализирует речь окружающих, выделяет морфемы и создает новые  слова, комбинируя морфемы. В процессе овладения словообразованием, таким образом, ребенок осуществляет следующие операции: вычленение морфемы из слов обобщение значения и связи этого значения с определенной формой синтез морфем при образовании новых слов.

       Чаще  всего неологизмы в детской речи являются следствием того, что ребенок употребляет словообразовательные морфемы в соответствии с их точным значением, однако при словообразовании правильный корневой элемент комбинируется с чуждыми этому корню аффиксами (не принятыми в языке). Чаще всего ребенок при этом заменяет синонимичные аффиксы, использует продуктивные суффиксы вместо непродуктивных (сольница, матросятя, лисинчик, почтаник, зонтарь, хворанье, ко-ровний, свинячий, обколючилась, отпомнил, отсонилась).

       Другой  механизм словообразования лежит в основе неологизмов по

       типу  «народной этимологии» (копать -лопать, лопатка -копатка, забодаю -зарогаю, сухари -косари, вазелин -мазелин, компресс -мокресс, слюнка-плюнка, милиционер -улиционер).

       Неологизмы  этого типа образуются по-иному. Здесь нет

       ,

       неправильности  в комбинации выделенных морфем. Основной особенностью этих неологизмов является замена одного звучания слова другим. При этом происходит изменение этимологии слово, переосмысление его значения. В этом проявляется стремление ребенка установить связь непонятного слова со

       значением знакомых и понятных.

       Этот  тип неологизмов свидетельствует  о функционировании в сознании ребенка  системы межсловесных связей, «вербальном  сети», о начале установления словообразовательной парадигмы.

       Характер  детских словообразовательных неологизмов  выявляет определенные закономерности начального этапа словообразования. В процессе овладения словообразованием  выделяются следующие основные

       тенденции:

       1. Тенденция «выравнивания» основы, сохранение тождества корня (основы)

       в производном слове. Эта тенденция  носит многоплановый характер, что 

       проявляется в том, что в производных словах часто не используется

       чередование, изменение ударения, консонантизация  гласного основы,

       супплетивизм;

       Замена  продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными;

       Переход от простого к сложному как в плане  семантики, так и в плане  

       формально-знакового  выражения.

       Последовательность  появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые,

       хорошо  дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребенок  овладевает уменьшительно-ласкательными  формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные но семантике формы. Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предпочитает достаточно широкий уровень

       интеллектуального и речевого развития.

       Литература: Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у 

       дошкольников»

       А. В. Запорожец «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г.

       Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей

       дошкольного возраста».

       Выготский Л. С. «Развитие устной речи» 

Информация о работе Развитие лексики в онтогенезе