Развитие лексики в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:01, реферат

Описание работы

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Работа содержит 1 файл

реферат развитие лексики в онтогенезе.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

       Физиологической основой чувства языка является динамический стереотип, складывающийся на уровне второй сигнальной системы под влиянием опыта речевого общения с окружающими. Такой стереотип представляет собою систему обобщённых временных связей между

       словесными  раздражителями, соответствующих грамматическим

       особенностям  языка. Когда ребёнок наблюдает сходные явления языка,

       например, однотипное согласование глаголов и  прилагательных с родом 

       существительного, в его мозгу происходит генерализация, обобщение соответствующих нервных  связей. В результате он начинает изменять и 

       согласовывать новые слова по аналогии с тем, как он это делал со старыми,

       уже известными ему словами.

       Практические  речевые обобщения помогают ребёнку  правильно 

       говорить.

       Л. П. Федоренко выделяет несколько  степеней обобщения слов по смыслу.

       Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и

       названия  единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают 

       слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов,

       таким образом, являются для них такими же именами собственными, как и 

       имена людей.

       к концу 2-го года жизни ребенок усваивает слова первой степени обобщения, то есть начинает понимать обобщенное значение наименований однородных предметов, действий, качеств -имен нарицательных.

       Однако  в силу чрезмерной генерализации, недостаточной  дифференцированности грамматических отношений маленькие дети часто допускают характерные ошибки. Так, усвоив на третьем году жизни выражение «стучать молотком», ребёнок по аналогии с ним говорит «кушать ложечком», «вытирать тряпочком» и т. д. Лишь впоследствии в результате опыта общения с окружающими людьми он начинает дифференцировать

       окончание существительных в творительном падеже, учитывая их род.

       в возрасте 3 лет дети починают усваивать  слова второй степени 

       обобщения, обозначающие родовые понятия (игрушки, посуда, одежда), передающие обобщенно названия предметов, признаков, действии и форме имени существительного (полет, плавание, чернота, краснота).

       Примерно  к 5 в годам дети усваивают слова, обозначающие родовые 

       понятия, то есть слова третьей степени  обобщения (растения: деревья, травы, цветы; движение: бег, плавание, полет; цвет: белый, черный), которые являются более высоким уровнем обобщения для слои второй степени обобщения.

       к подростковому возрасту дети оказываются  способными усваивать и 

       осмысливать слова четвертой степени обобщения, такие, как состояние,

       признак, предметность и т. д.

       Обогащение  жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения  с окружающими людьми приводят к  постепенному

       количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные

       расхождения в отношении объема словаря и  его прироста, так как 

       существуют  индивидуальные особенности развития словаря у детей в 

       зависимости от условий жизни и воспитания.

       По  данным Е. А. Ар кипа, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год -9 слов, 1 год 6 мес. --39 слов, 2 года -300 слов, 3 года 6 мес.-111 О слов, 4 года -1926 слов.

       По  данным А. Штерна, к 1,5 годам у ребенка  насчитывается около 100 слов, к 2 годам --200 -400 слов, к 3 годам -1000 -1100 слов, к 4 годам -1600 слов, к 5 годам-2200 слов.

       По  данным А. Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11 ,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц.

       Словарь старшего дошкольника может рассматриваться  в качестве

       национальной  языковой модели, так как к этому  возрасту, ребенок успевает

       усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется 

       ядро  словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на

       количественное  пополнение словаря, основной «каркас» не изменяется (А. В.

       Захарова).

       Анализируя  словарный состав разговорной речи детей в возрасте от 6

       до 7 лет, А. В. Захарова выделила наиболее употребительные

       знаменательные  слова в речи детей: существительные (мама, люди,

       мальчишка), прилагательные (маленький, большой, детский, плохой),

       глаголы (пойти, говорить, сказать). Среди существительных  в словаре детей преобладают  слова, обозначающие людей. Исследование словаря детей с

       точки зрения распространенности имен прилагательных показало, что на

       каждые 100 словоупотреблений приходится в  среднем лишь 8,65% прилагательных. Среди  наиболее частотных прилагательных, регулярно повторяющихся в речи детей, выявляются прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью (маленький, большой, детский, плохой, мамин и др.), антонимы из самых употребительных семантических групп: обозначение размера (маленький -большой), опенки (хороший -плохой); слова с ослабленной конкретностью (настоящий, разный, общий); слова, входящие в словосочетания (детский сад, Новый год), по А. В. Захаровой. Важное место среди групп прилагательных детского словаря занимают местоименные прилагательные. В общем списке самая высокая частотность отмечается у таких местоименных прилагательных, как такой (108), который (47), этот (44), свои (27), всякий (22), наш (10), весь, каждый (17), мой, самый (16).

       В речи детей от 6 до 7 лет отмечается регулярная повторяемость прилагательных со значением размера (большой, маленький, огромный, крупный, средний, громадный, крошечный, крохотный). Особенностью

       структуры семантического поля прилагательных со значением размера 

       является  асимметричность: прилагательные со значением  «большой» представлены гораздо шире, чем со значением «маленький».

       При анализе речи детей от 6 до 7 лет  выявляется более 40 прилагательных, употребляемых  детьми для обозначения пвета. Прилагательные этой группы в речи детей оказались  более распространенными, чем в  речи взрослых. Чаще всего в речи детей этого возраста представлены прилагательные черный, красный, белый, синий.

       Таким образом, по мере развития психических  процессов (мышления,

       восприятия, представлений, памяти), расширение контактов  с окружающим миром, обобщения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и

       качественном  аспектах.

       Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с  другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей (А. Р. Лурия и др.). В связи с этим актуальным является вопрос о становлении лексико-семантической системы

       в онтогенезе.

       По  мере развития мышления ребенка, его  речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т. е. упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле -это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов

       в семантические поля, но и распределение  лексики внутри семантического

       поля: выделяется ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные  слова, обладающие выраженными семантическими

       признаками.

       Организация лексической системности у маленьких детей и взрослых происходит по-разному. У маленьких детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (например, собака -конура, помидор -грядка). Взрослые же чаще объединяют слова, относящиеся к одному понятию (собака -кошка, помидор -овощ).

       А. и. Лаврентьева, наблюдая становление  лексико-семантической системы у  детей от 1 года 4 мес. до 4 лет, выделяет 4 этапа развития системной организации  детского словаря.

       На  первом этапе словарь ребенка  представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50). При этом набор лексем является неупорядоченным.

       в начале второго этапа словарный  запас ребенка начинает быстро увеличиваться. Вопросы ребенка о названиях  окружающих его предметов и явлений  свидетельствуют о том, что в его сознании формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка называние других элементов этой группы. А. и. Лаврентьева называет этот этап

       ситуационным, а группы слов -ситуационными полями.

       в дальнейшем ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует  третий этап формирования лексической  системы, который определяется как тематический этап. Организация тематических групп слов вызывает развитие лексической антонимии (большой маленький, хороший плохой). Противопоставление «большой маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических прилагательных (длинный -маленький, толстый -маленький), а противопоставление «хороший -плохой» -все варианты качественнооценочных прилагательных (злой -хороший).

       Особенностью  четвертого этапа развития лексической  системы в 

       онтогенезе  является преодоление этих замен, а  также возникновение

       синонимии. На данном этапе системная организация  словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической  системе 

       взрослых.

       Формирование  лексики у ребенка тесно связано  с процессами словообразования, так  как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмом словообразования.

       Словообразовательный  уровень языка выступает обобщенным отражением, способом образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем и структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели-типы). Универб представляет собой производное слово, реализующее сформировавшееся представление о модели -типе словообразования.

       Развитие  словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества  детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (К. и. Чуковский, Т. Н. Ушакова, с. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.

       Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления  ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам.

Информация о работе Развитие лексики в онтогенезе