Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:17, творческая работа
Пьер находится на жизненном перепутье, он не знает, что делать, чем заняться теперь, освободившись от пут светского общества и порвав с прежней жизнью. На пути в Петербург Пьер задумывается над смыслом бытия, пытаясь найти себе место в этом мире и понять свое предназначение. И тут происходит одно из ключевых событий в жизни Безухова – он встречает масона Баздеева. Пользуясь тем, что Пьер находится на жизненном перекрестке, Баздеев без труда завлекает его в масонское общество, якобы проповедующее идеалы добра и религии и имеющее целью искоренение зла и совершенствование рода человеческого.
Путь поиска
смысла жизни Пьера Безухова
В начале романа
Пьер Безухов показан молодым, энергичным,
абсолютно непохожим на всех тех,
кто его окружает. Только что приехавший
из-за границы, он еще не умеет вести
себя в светском окружении, и оттого
все его слова и поступки кажутся
лицемерным аристократам нелепыми и даже
неприличными. Лишь один человек понимает
Пьера и всегда рад его обществу – князь
Андрей Болконский. Он дает Пьеру наставления,
советы – но тот забывает о данных советах
и своих обещаниях уже при выходе от князя
Андрея. Под влиянием молодости Пьер ведет
бесшабашную жизнь светского кутилы и
бездельника, совершая много ошибок –
в частности, вместе с «золотой молодежью»
участвует в привязывании квартального
к медведю с дальнейшим спуском обоих
на воду, едва не решается, сидя на карнизе
и рискуя упасть, выпить одним махом бутылку
рома. Став обладателем огромного состояния,
женится на бездушной красавице Элен.
Примечательно, что в один из самых лирических
и счастливых для большинства людей моментов
– признания в любви – Пьер забыл, что
надо сказать. Здесь мы сталкиваемся с
такими понятиями Толстого, как настоящее
и ненастоящее. Если чувство настоящее,
слова идут из самого сердца, из глубины
души. Ненастоящее же чувство Безухова
стало его большой ошибкой.
Пьер был несчастлив
в браке. В его жизни наступает
кризис, он мучительно ищет выход из
нравственного тупика. Положение
усугубляют измены жены и такое потрясение
для даже не умеющего держать пистолет
Пьера, как дуэль с Долоховым,
оскорбившим его. В итоге после дуэли
всегда спокойный, уравновешенный Пьер
в ответ на дерзость жены срывается и чуть
не убивает ее. Потрясенный своим поступком,
Пьер понимает, что не может больше оставаться
в Москве, рядом с женой и с людьми, осуждающими
его за дуэль. Он уезжает в Петербург, бежит
от себя, от своей прежней жизни, осознавая
необходимость перемен.
Пьер находится
на жизненном перепутье, он не знает,
что делать, чем заняться теперь,
освободившись от пут светского
общества и порвав с прежней жизнью.
На пути в Петербург Пьер задумывается
над смыслом бытия, пытаясь найти себе
место в этом мире и понять свое предназначение.
И тут происходит одно из ключевых событий
в жизни Безухова – он встречает масона
Баздеева. Пользуясь тем, что Пьер находится
на жизненном перекрестке, Баздеев
без труда завлекает его в масонское общество,
якобы проповедующее идеалы добра и религии
и имеющее целью искоренение зла и совершенствование
рода человеческого.
На деле масонская
ложа – то же светское общество, и
многие имели целью лишь завести
выгодное знакомство, вступая в ее ряды,
как это сделал Борис Друбецкой. Но Пьер
серьезно увлекся идеями масонства, понимая
его как учение о братстве и любви. Он открыт
для добра, ему не терпится сделать что-нибудь
хорошее, и он направляет свои силы на
благоустройство крепостных, строительство
школ, больниц. Но, как писал Толстой, «Пьер
не имел той практической цепкости», и
поэтому у него толком ничего не получалось
– старосты врали и обворовывали его,
хотя сам он был уверен, что все дела отлично
продвигаются.
Братья-масоны не
разделяли энтузиазма Пьера. Они
пользовались его щедростью и
наивностью, прибирая к рукам деньги,
выделяемые им на благотворительность.
Пьер произносит в ложе речь, призывая
своих “единомышленников” обратиться
к изначальным идеалам масонства
и посвятить себя достижению тех целей,
которые поставил перед собой Пьер и к
которым должен стремиться, по его мнению,
каждый масон. Но он остался непонятым.
Начавшаяся война
1812 года заставила Пьера оставить
масонскую деятельность. Охваченный
патриотическими чувствами, он снаряжает
полк, желая внести свою лепту в борьбу
с Наполеоном. Острое желание быть причастным
к святому делу освобождения Отчизны приводит
Пьера на Бородинское поле. Общаясь с солдатами
– простыми людьми – он понял, что истинную
историю творит самая могущественная
сила в мире – народ.
Вот его размышления
после пережитого им кошмара бородинского
сражения: «Слава Богу, что этого
нет больше. О. как ужасен страх
и позорно я отдался ему! А
они … они все время, до конца
были тверды, спокойны …». Они в понимании
Пьера были просто солдаты – те, которые
находились рядом с ним на поле боя и гибли
за Россию. Пьер думал: «Солдатом быть,
просто солдатом! Войти в эту общую
жизнь всем существом, проникнуться тем,
что делает их такими. Но как скинуть с
себя все это лишнее, дьявольское, все
бремя этого внешнего человека? Одно время
я мог быть этим. Я мог бежать от отца, как
хотел. Я мог еще после дуэли с Долоховым
быть послан солдатом». В этих мыслях –
желание Пьера быть ближе к народу,
проникнуться его мудростью и простотой.
В результате этих
размышлений и различных
Для Пьера наступает
финальный этап его пути поиска смысла
жизни. Он встречает Платона Каратаева.
В сознании Безухова он стал олицетворением
всего русского народа – безгранично
мудрого, доброго, кроткого. В общении
с Каратаевым Пьер обретает все эти
качества и «то спокойствие и довольство
собой, к которым он тщетно стремился прежде».
Но главное – Пьер обрел Бога. «Он не
мог иметь цели, потому что он теперь
имел веру, - не веру в какие-нибудь
правила, или слова, или мысли, но
веру в живого, всегда ощущаемого
бога … Он в плену узнал, что бог
в Каратаеве более велик, бесконечен и
непостижим, чем в признаваемом масонами
Архитектоне вселенной … Прежде разрушавший
все его умственные постройки страшный
вопрос: зачем? теперь для него не существовал.
Теперь на этот вопрос - зачем? в
душе его всегда готов был простой ответ:
затем, что есть бог, тот бог, без воли которого
не спадет волос с головы человека».
Пьер достиг
гармонии с самим собой, нашел
ответы на мучившие его всю жизнь
вопросы, он научился не смотреть на все
мелочное, житейское, бытовое. Он «радостно
созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся,
вечно великую, непостижимую и бесконечную
жизнь».
Путь поиска
смысла жизни Андрея Болконского
Пьер Безухов
и Андрей Болконский внутренне близки
друг другу и чужды миру Курагиных и Шерер.
Они встречаются на разных этапах жизни:
и в пору счастливой любви князя Андрея
к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне
Бородинской битвы. И каждый раз они
оказываются друг для друга самыми близкими
людьми, хотя каждый из них идет к добру
и правде своим путем.
Князь Андрей впервые
появляется там же, где и Пьер
– на светском вечере у Анны Павловны
Шерер. Но если Безухов показан молодым,
энергичным, на все имеющим свою
точку зрения и готовым с жаром ее
отстаивать, то князь Андрей имеет вид
усталого, скучающего, пресыщенного жизнью
человека. Ему надоела светская жизнь
со всеми ее бесконечными балами и раутами.
Он несчастлив также и в семейной жизни,
в которой отсутствует понимание.
Андрей Болконский
мечтает о славе, подобной наполеоновской,
ему хочется скорей вырваться из привычного
мира на военную службу. Он ждет своего
часа, когда появится шанс воплотить в
жизнь все мечты: «И ему представилось
сражение, потеря его, сосредоточение
боя на одном пункте и замешательство
всех начальствующих лиц. И вот та
счастливая минута, тот Тулон, которого
так долго ждал он, наконец, представляется
ему. Он твердо и ясно говорит
свое мнение и Кутузову, и
Вейротеру, и императорам.
Все поражены верностью его
соображения, но никто не берется
исполнить его, и вот он берет
полк, дивизию, выговаривает условие,
чтобы уже никто не вмешивался
в его распоряжения, и ведет свою дивизию
к решительному пункту и один одерживает
победу. А смерть и страдания? говорит
другой голос. Но князь Андрей
не отвечает этому голосу и продолжает
свои успехи. Диспозиция следующего
сражения делается им одним. Он носит звание
дежурного по армии при Кутузове, но
делает все он один. Следующее
сражение выиграно им одним.
Кутузов сменяется, назначается он...
Ну, а потом? говорит опять другой голос,
а потом, ежели ты десять раз прежде этого
не будешь ранен, убит или обманут;
ну, а потом что ж? …Я никогда никому не
скажу этого, но, Боже мой! что же мне
делать, ежели я ничего не люблю,
как только славу, любовь
людскую. Смерть, раны, потеря семьи,
ничто мне не страшно. И как ни дороги,
ни милы мне многие люди - отец, сестра,
жена, - самые дорогие мне люди, -
но, как ни страшно и неестественно
это кажется, я всех их отдам сейчас
за минуту славы, торжества над людьми,
за любовь к себе людей, которых я не знаю,
и не буду знать, за любовь вот этих людей».
С моей точки
зрения и точки зрения Толстого такие
мысли неприемлемы. Людская слава
– изменчивое явление. Достаточно вспомнить
французскую революцию – вчерашним кумирам
на следующий день отрубают головы, чтобы
уступить место новым идолам, которые
вскоре также кончат свою жизнь под ножом
гильотины. Но в сознании князя Андрея
еще есть место внутреннему голосу, предупреждающему
его о коварности людской славы и о том
страшном пути через смерть и страдания,
который он вынужден будет пройти.
И вот на Аустерлицком
сражении появляется такой шанс. В
решающий момент Болконский берет в
руки знамя и с криком “Ура!”
ведет за собой солдат – вперед, к подвигу
и славе. Но волей судьбы одна шальная
пуля не дает князю Андрею завершить свое
триумфальное шествие. Он падает на землю
и видит небо – так, как его, наверное,
никто никогда больше не увидит. «Как же
я не видал прежде этого высокого неба?
И как я счастлив, я, что узнал его наконец.
Да! все пустое, все обман, кроме этого
бесконечного неба. Ничего, ничего
нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего
нет, кроме тишины, успокоения. И слава
Богу!..»
В этот момент князь
Андрей понимает, насколько пустыми, бездушными
были его мечты о славе. Он решает обрести
счастье в тихой семейной жизни, посвятив
себя лишь узкому кругу людей и забот.
Вернувшись в
Лысые Горы, имение своего отца, князь
Андрей застает момент рождения своего
сына и смерти жены. Мечты о семейном счастье
рассыпались прахом, начался глубокий
душевный кризис.
Лишь встреча
со старым другом Безуховым, хоть и
частично, но вернула князя Андрея
к жизни. Слова Пьера «надо
жить, надо любить, надо верить» заставляют
Болконского снова задуматься над смыслом
жизни, снова направить свое сознание
на путь исканий. Как писал Толстой, «свидание
с Пьером было для князя Андрея
эпохой, с которой началась хотя во
внешности и та же самая, но во внутреннем
мире его новая жизнь».
Но пока князь
Андрей продолжает жить в деревне, все
так же не видя перед собой никаких
целей и возможностей. Это подтверждают
его мысли при виде старого, сухого
дуба, всем своим видом говорившего,
в сознании Болконского, что не может
быть ни весны, ни любви, ни счастья: «Да,
он прав, тысячу раз прав этот
дуб, - думал князь Андрей, - пускай
другие, молодые, вновь поддаются
на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша
жизнь кончена!».
Болконский проводит
в своих имениях те реформы, которые
задумал провести у себя Пьер и которые
тот, за неимением “практической цепкости”,
не довел до конца. У князя Андрея же все
получается, он переводит своих крестьян
в вольные хлебопашцы, фактически освобождая
их.
Приехав по делам
к графу Илье Андреевичу Ростову,
князь Андрей впервые видит Наташу, бегущую
мимо него в толпе крестьянских девушек.
И ему становится больно оттого, что она
молода, счастлива, и ей дела нет до его
существования.
И, наконец, финальным
этапом возвращения Болконского
к жизни стала повторная встреча
с дубом. Это дерево, прежде символизирующее
для него безысходность, конец жизненного
пути, теперь расцвело и гармонично влилось
в тот мир любви, весны и счастья, которому
прежде было антонимом в сознании князя
Андрея. «Нет, жизнь не кончена в 31 год,
- вдруг окончательно, беспеременно
решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю
все то, что есть во мне, надо, чтобы
и все знали это … надо, чтобы все знали
меня, чтобы не для одного меня шла
моя жизнь, чтоб не жили они так независимо
от моей жизни, чтоб на всех она отражалась
и чтобы все они жили со мною вместе!»
Деятельная личность
Болконского не могла, конечно, оставаться
без какого-либо занятия. Князь Андрей
поступает на государственную службу
и работает вместе со Сперанским над
различными законопроектами. Но все новаторские
идеи, предложенные им, не прошли в жизнь,
так как они были слишком смелыми для того
времени. Не найдя поддержки в продвижении
своих реформ, Болконский прекращает свою
государственную деятельность.
Одновременно
наступает важный период в жизни князя
Андрея – роман с Наташей Ростовой. Болконский,
впервые встретив Ростову на балу, был
сразу же очарован ее прелестью. Любовь
князя Андрея была взаимной, и он делает
Наташе предложение и получает согласие.
Но отец Болконского поставил условие
– свадьба может состояться не менее чем
через год. И этот год князь Андрей решает
провести за границей, в частности,
чтобы поправить здоровье.
Однако чувство
Наташи Ростовой за этот год охладело
настолько, что она влюбилась
в Анатоля Курагина и решила бежать
вместе с ним из России. Но побег не состоялся.
И снова мечты
князя Андрея о счастливой семейной
жизни не воплощаются в жизнь.
Как будто неумолимый рок преследует
его, заставляя через боль утрат
снова прийти на путь исканий.
Вернувшись из-за
границы накануне Отечественной войны,
Болконский вновь вступает в ряды армии
и ищет там Анатоля, чтобы потребовать
сатисфакции. Князь Андрей был ранен на
Бородинском поле. В перевязочном пункте
ему открывается истина вечной любви:
«Да, любовь, - думал он опять с совершенной
ясностью, - но не та любовь, которая
любит за что-нибудь, для чего-нибудь
или почему-нибудь, но та любовь,
которую я испытал в первый раз, когда,
умирая, я увидал своего врага и все-таки
полюбил его. Я испытал то
чувство любви, которая есть самая
сущность души и для которой не нужно
предмета. Я и теперь испытываю
это блаженное чувство. Любить ближних,
любить врагов своих. Все любить - любить
бога во всех проявлениях.
Любить человека дорогого можно
человеческой любовью; но только врага
можно любить любовью божеской».